В России в связи с санкциями отмечается острая необходимость разработки эффективных технологических решений для морских нефтегазовых месторождений. К такому выводу пришли участники комитета Госдумы по энергетике.
Накануне депутаты проанализировал параметры финансирования “энергетических” госпрограмм в бюджете на 2023г. и плановый период 2024-2025 г. Во время обсуждения особое внимание было уделено шельфовой добыче углеводородов, в связи с тем, что доля традиционных месторождений сокращается, а для большей части действующих в настоящее время промыслов характерна падающая добыча. Крупные месторождения выработаны более чем наполовину, добыча менее доступных запасов увеличивает капитальные затраты и операционные издержки. При этом доля глубоководных и шельфовых месторождений и других источников “высокотехнологичной” нефти наоборот растет. Однако в 2020 году доля шельфовой добычи в общем объеме добычи по России составила 5,7%, что всего на 2,8% больше, чем в 2010-м, что говорит о низком темпе освоения запасов Арктического шельфа по сравнению с мировыми тенденциями. Для улучшения ситуации, по мнению комитета, необходим технологический упор и создание новых технологий, которые могут использоваться при шельфовой добыче.
Как напоминает пресс-служба комитета Госдумы по энергетике, доля России в мировом распределении запасов газа Арктики составляет 70%, а нефти и конденсата – 41%. По оценкам отраслевых экспертов Минэнерго России, уже к 2050 году шельф Арктики может обеспечивать от 20 до 30% всей нефтедобычи. (Агентство нефтегазовой информации/Энергетика Украины и мира)