На саммите, на котором лидеры Евросоюза должны были обсудить вопрос об ограничении цен на энергоносители, вскрылись глубокие разногласия. Об этом пишет The Guardian.
Лидеры встречаются во второй раз за две недели, чтобы обсудить сложную проблему ограничения цен на энергоносители на фоне призывов к действиям в связи с резким ростом цен на газ после начала войны России в Украине.
Под сильным давлением со стороны Парижа, Рима и Мадрида Европейская комиссия предложила механизм предотвращения “крайней волатильности и завышенных цен” путем блокирования сделок с газом выше определенного уровня. Но исполнительный директор ЕС заявил, что этот “механизм коррекции” был лишь последним средством “при необходимости”, не дотягивая до ограничения цен, которого требовали государства-члены.
“Вдохновленная совместной закупкой вакцин во время кризиса Covid, комиссия хочет, чтобы страны объединились для покупки газа, увеличивая свои рычаги влияния на продавцов. В то время как предложения о совместных закупках газа получили широкую поддержку, планы ограничения цены вызывают глубокие разногласия”, – указано в публикации.
Германия, крупнейшая экономика Европы и крупнейший потребитель газа, при поддержке Нидерландов, опасается, что любая попытка ограничить цены может иметь неприятные последствия, если СПГ-танкеры отправятся в Азию.
“Танкеры со сжиженным природным газом, которые в настоящее время находятся у берегов Испании, отправятся в Японию и Корею”, – сообщили источники в правительстве Германии. Идея комиссии установить “динамический” ценовой предел, который установил бы европейские цены выше азиатских, также заставила эти страны беспокоиться об отчуждении союзников, таких как Япония и Южная Корея.
Прибыв на саммит, канцлер Германии Олаф Шольц выступил с примирительной нотой: “Ясно, что цены на газ, нефть и уголь должны снизиться. Цены на электроэнергию должны снизиться. И это то, что требует общих усилий всех нас в Европе “.
Дипломаты преуменьшили ожидания соглашения о предельных ценах, которое будет достигнуто на саммите, указав на технические сложности, а также на политическую проблему разработки общей политики для 27 стран с очень разными энергобалансами.
До войны России в Украине ЕС получал 40% своего импорта газа из России, но сегодня этот показатель упал до 7,5%. Некоторые государства-члены Центральной Европы по-прежнему получают относительно большое количество российского газа, в то время как другие, Кипр и Швеция, не используют или вообще не используют газ в своем энергобалансе.
Франция, Италия, Испания и Польша входят в число 15 государств-членов, которые настаивают на той или иной форме ограничения цен и обвиняют комиссию в том, что она слишком медленно реагирует на кризис.
Противостояние по поводу ограничения цены ухудшает отношения между Берлином и Парижем, а очередное заседание франко-германского совета министров, запланированное на следующую неделю, отложено до января. Эммануэль Макрон прокомментировал решение отложить встречу, заявив, что он всегда хотел “сохранить европейское единство” и франко-германский альянс. Но он ясно выразил свое недовольство Берлином, сказав: “Ни для Германии, ни для Европы нехорошо, что она изолирует себя”.
План совместных закупок вызвал критику со стороны правых националистических правительств Польши и Венгрии, у которых аллергия на строгий надзор ЕС.
Между тем, Германия столкнулась с негативной реакцией со стороны защитников окружающей среды, когда появился документ, показывающий, что Берлин выступает за разработку новых газовых месторождений. ЕС должен “работать вместе со странами, которые имеют потенциал для разработки новых газовых месторождений, в рамках обязательств по Парижскому соглашению по климату”, говорится в документе, который цитирует The Guardian. Гринпис назвал идею смехотворной. “Углубление долгосрочной зависимости Европы от газа не поможет людям отапливать свои дома этой зимой, это только усугубит климатический кризис”, – заявила неправительственная организация.
Напряженные дебаты последовали за резкой критикой запланированного Берлином “энергетического щита” на 200 млрд. евро (174 млрд. фунтов стерлингов), который будет субсидировать электроэнергию для домашних хозяйств и бизнеса, чтобы уменьшить потери дешевого российского газа.
Критики ЕС говорят, что план несправедлив и рискует исказить единый рынок ЕС, потому что государства-члены без такой большой казны не могут поддерживать своих потребителей таким же образом. (Агентство нефтегазовой информации/Энергетика Украины и мира)