Ольга Белькова, директор по вопросам взаимодействия с государственными органами и международными организациями ОГТСУ:

После недель интенсивных дебатов о возможном ограничении цены на газ , а также после мер по снижению цены на газ на европейском рынке Европейская комиссия опубликовала законодательное предложение для лучшей координации закупок газа и создания надежной цены.

Предложение регулирования базируется на четырех составляющих: совместная закупка газа, создание европейского индекса цен сжиженного газа (LNG-поставок), установление механизма управления колебаниями цен в течение дня и расширенные солидарные соглашения, влияющие как на поставку газа, так и на электроэнергию. Кроме того, Комиссия предоставляет государствам-членам ЕС возможность ограничивать цены при определенных условиях.

На этой неделе 27 правительств дополнительно будут обсуждать это предложение, чтобы достичь согласия до конца октября.

Сегодня Украина не является непосредственной стороной внедрения этих нововведений, но нам важно понимать потенциальные последствия для планирования собственной работы. И уже сейчас приобщиться к выгодным инициативам как страна-кандидат или как член Энергетического сообщества.

А пока политики ЕС каждый день спрашивают нас, чем нам помочь. Так что о ключевых решениях.

  1. Совместная закупка газа

Еврокомиссия предлагает до весны 2023 г. разработать временный инструмент совместной закупки газа перед сезоном заполнения хранилищ. Государства-члены будут обязаны покрыть не менее 15% (13,5 млрд. кубометров газа для ЕС) своих потребностей для заполнения хранилищ на следующий год из-за агрегирования спроса.

Важно, что поставки газа из России исключены из механизма совместных закупок. В этой связи не будут задействованы такие точки входа украинской ГТС для этого типа закупок: Суджа, Белгород, Валуйки, Серебрянка, Писаревка, Сохрановка, Прохоровка, Платово.

Теоретически в случае успешной реализации механизма совместные закупки могли бы снизить риск переплаты отдельных газовых компаний за газ на краткосрочных контрактах и помочь странам без выхода к морю получить долю LNG по доступным ценам. Но многие моменты еще не проговорены, и инициатива выглядит как квазиальтернатива биржам.

Более всего это может подойти маленьким компаниям и странам, которые подадут заявки. А уже Еврокомиссия (избранная ею компания-закупщик) будет искать по всему миру газ для большой закупки. При этом планируются консультации с Еврокомиссией по поводу обязанностей покупателей.

Украине следовало бы рассмотреть возможность присоединиться добровольно и всячески продвигать идею размещения межсезонных запасов газа именно в наших подземных хранилищах.

  1. Дополнительный контрольный показатель для LNG

Суть в том, что ЕК поручает Европейскому агентству по сотрудничеству регуляторов энергетики (ACER) создать инструмент оценки цен не позднее чем через две недели после вступления в силу регламента, а до 31 марта 2023 г. – контрольный показатель импорта сжиженного газа в ЕС.

То есть, Европа хочет иметь собственный LNG-индекс вроде главного индекса цен на газ Северо-Восточной Азии – JKM LNG.

Эффект этого шага, по моему мнению, будет крайне ограниченным, хотя и положительным. Украина всегда поддерживала диверсификацию поставок газа в ЕС, в частности, за счет LNG. Это сигнал стабильного развития сжиженного газа для потребления в Евросоюзе. Украине будет выгодно, если часть объемов LNG на время межсезонья будет храниться в наших подземных хранилищах или транспортироваться через украинскую ГТС.

  1. Механизм коррекции рынка

Еврокомиссия предлагает исключительно при сверхвысоких ценах на газ вводить ограничения на газовом хабе TTF, на котором сейчас торгуется российский газ. Это позволит Еврокомиссии выдвинуть отдельное предложение по установлению максимальной динамической цены в конкретных условиях.

Отмечу, это предложение подали Италия, Польша, Бельгия, Греция и Нидерланды, но ожидается, что против него выступят Германия и Венгрия.

Конечно, все в ЕС ожидают снижения цен. Сверхвысокие цены признают даже россияне, однако оставляют без внимания, как они приложились к повышению этих цен. Украина имеет свои ограничения, учитывая собственную ситуацию, но ограничение цены на хабе TTF может положительно повлиять на импорт в нашу страну в целом. Вместе с тем, если ценовые ограничения приведут к остановке всех поставок, это будет иметь негативное последствие для всех покупателей.

  1. Временный механизм управления колебанием цен в течение дня (“выключатель”)

До 31 января 2023 г. торговые площадки должны установить временный механизм, чтобы ограничить значительные колебания цен на электроэнергию и газ в течение торгового дня. Европейский орган по ценным бумагам и рынкам (ESMA) будет координировать применение этого механизма на основе отчетов от национальных компетентных органов.

На рынках ценных бумаг схожие механизмы действуют достаточно давно и относительно эффективно сдерживают отдельные эпизоды паники. Это положительный шаг, но на фундаментальный баланс спроса и предложения он, вероятно, не отразится. Этот механизм не будет оказывать непосредственное влияние на украинский рынок, однако может остановить дальнейшие политические манипуляции России и ее политиков, которым удавалось уже создать панику. Украинские регуляторы (НКРЭКУ) со временем могут применить определенные аналоги на украинских рынках газа и электроэнергии.

  1. Соглашения о солидарности

Чтобы предотвратить остановку газовых электростанций в странах, где они составляют значительную долю в структуре электроэнергетики, государства-члены могут инициировать запрос солидарности, если есть риск непоставки газа на такие электростанции. Там, где есть такие риски, Комиссия предлагает применить “правило двусторонней солидарности по умолчанию”. У стран – членов ЕС будет 12 часов, чтобы ответить на запрос о солидарности из другой страны, и три дня, чтобы выполнить его.

Если с дефицитом сталкиваются целые регионы или весь блок, Еврокомиссия выдаст отдельное предложение, которое позволит Раде установить максимальную цену на газ в пострадавшем регионе, а странам ЕС распределить доступные газовые мощности для пострадавших стран.

Украина не является членом ЕС и не может претендовать на подобную помощь солидарности уже сейчас. Кроме того, эта помощь не бесплатна. Опосредованное последствие для нас было бы положительным. Ведь при успешной реализации этого механизма странам, чувствительным к объемам газа и ценам на него, не придется ездить на переговоры в Россию и искать там спасения.

  1. Безопасность снабжения

Предложение позволяет государствам-членам в исключительных случаях принимать меры по сокращению некритического (неосновного) потребления защищенных потребителей при условии, что это не уменьшает защиту их критического (основного) потребления. Это вносит существенные временные изменения в Регламент безопасности поставок газа, который гарантировал непрерывную поставку газа защищенным потребителям.

Это решение может стать модельным для Украины и изменяющим наши более либеральные подходы к использованию газа без ограничений на более прагматические. Украинское законодательство уже предусматривает все это, однако на практике политики редко решаются на отключение. Если не будет хватать собственного газа и соседи вокруг нас будут отключать потребителей, Украина тоже будет вынуждена это делать.

  1. Временная система государственной помощи в условиях кризиса и инвестиции в рамках REPowerEU

До конца октября будет представлено предложение о внесении изменений в Рамочную программу, чтобы оказать дополнительную поддержку компаниям, которые испытывают трудности.

Комиссия оценит инвестиционные потребности в рамках REPowerEU (плана независимости Европы от российского ископаемого топлива задолго до 2030 г.), который охватит трансграничную инфраструктуру, энергоэффективность и развертывание возобновляемых источников энергии.

Европа фактически признает, что государственная помощь и целевые субсидии могут потребоваться для удержания рынка и экономик на плаву. Мы заинтересованы в усилении роли трансграничной инфраструктуры и должны предотвращать планы, исключающие нашу существующую или запланированную инфраструктуру.

  1. Реформа структуры рынка электроэнергии

В дополнение к вышеупомянутым экстренным вмешательствам Еврокомиссия стремится реформировать структуру своего рынка электроэнергии, чтобы предотвратить любые предстоящие перебои в ценообразовании электроэнергии, подобные проблемам с природным газом. Как следствие, такой механизм в определенной степени отделит цену электроэнергии от цены природного газа или других энергоносителей, которые могут повлечь подобные нарушения рынка.

Европейские правила впоследствии будут имплементированы и в Украине, однако наша энергосистема пока не использует много газовой генерации. Для нас эта проблема менее актуальна.

ЕС готовится к жизни без российского газа и соответствующего политического влияния со стороны поставщика войны. Со своей стороны, мы должны уже учесть эти изменения и без промедлений представить коллегам наше видение вероятности включения украинских возможностей, чтобы усилить европейские интересы. Украине как будущему члену ЕС крайне важно присоединиться к REPowerEU во всех возможных пунктах. Весной нам удалось убедить коллег из Евросоюза, что включение украинских газовых хранилищ в потенциальные локации хранения обязательных запасов стран – членов ЕС выгодно обеим сторонам, поэтому должны продолжать эту работу.

В целом приведенный пакет мер относительно мягкий и направлен больше на повышение прозрачности и эффективности рынков, чем на фундаментальное влияние на спрос и предложение. Важнейшим механизмом всего пакета, скорее всего, новые нормы о солидарности и безопасности поставок. В этом контексте для Украины важно найти баланс между помощью, которую мы хотели бы предоставить другим, и реальными возможностями в нашей сложной ситуации. (Zn.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий