После масштабных разрушений энергетической инфраструктуры Украине необходимо переосмыслить подход к генерации.

В этом году Украина переживает самое сложное испытание за время независимости.

Крупнейшая война в Европе со Второй мировой войны стала тяжелым вызовом для национальной экономики.

По оценке экспертов KSE Institute, прямой ущерб от российской агрессии уже составляет не менее $127 млрд.

По словам Олега Устенко, экономического советника президента Украины, общий ущерб с учетом будущих периодов достигает не менее 1 триллиона долларов.

Враг сознательно целит объекты энергетической инфраструктуры, рассчитывая, что это вызовет гуманитарную катастрофу.

Россияне захватили Запорожскую АЭС, обеспечивающую 20% отечественного производства электроэнергии, подвергая станцию артиллерийским и минометным ударам, шантажируя мир повторением Чернобыльской трагедии.

В октябре Кремль решил отомстить за проигрыш на фронтах, умышленно нанося удары по энергетической инфраструктуре ракетами и дронами-камикадзе.

По правительственным данным, только за первые две недели октября было разрушено 30% объектов энергетической инфраструктуры, а регулярные обстрелы электростанций и ЛЭП продолжаются и сейчас.

Удары по тепловой генерации

По данным Минэнерго, российская агрессия вывела из строя более 50% тепловых мощностей, 30% солнечной и более 90% ветровой генерации.

Украину охватила серия веерных отключений, а правительство призывает массово ограничивать потребление электричества в пиковые часы.

В целом же в результате российских обстрелов жители многих районов Днепропетровщины, Киевщины, Львовщины, Сумщины, Харьковщины, Хмельницкой области и других регионов не имели доступа к электроэнергии.

Несмотря на регулярные обстрелы и новые разрушения, работники энергетической отрасли выстояли и продолжают чинить разрушенное.

Впрочем, без последствий не обошлось – Украина приняла решение временно отказаться от экспорта электроэнергии, а потребители – начать существенно экономить энергопотребление.

Значительные удары получили объекты теплогенерации, которые во многом на себя взяли значительную роль в обеспечении украинцев электричеством.

До полномасштабного вторжения доля угольных ТЭС и ТЭЦ в общей структуре генерации сокращалась, но все равно составляла треть энергетического баланса, тогда как “зеленая энергетика” не превышала и 10%.

Будучи страной-террористом, Россия и дальше будет целить именно в объекты энергетики для нанесения максимального ущерба нашему государству.

Многие эксперты прогнозируют тяжелую зиму для миллионов украинских потребителей. Кроме усиления работы украинских ПВО, есть ли способы помочь этой ситуации?

Ответ – развитие зеленой энергетики

За последние годы как в мире в целом, так и в Украине наблюдается рост экологического сознания общества, популяризируется культура ответственного потребления и использования энергосберегающих технологий.

Согласно ряду социологических опросов, еще в 2019 году экологические проблемы входили в тройку наибольших проблем украинцев, уступая только безопасным и экономическим вопросам.

Исследование UNDP Ukraine в 2020 году показало, что более 58% украинцев видели связь между борьбой с изменением климата, более эффективным использованием энергии и возможностью ускорения экономического роста и создания рабочих мест в Украине.

Послевоенное восстановление Украины будет происходить при ключевой поддержке международного сообщества.

Восстановление национальной промышленности и инфраструктуры станет невозможно без соблюдения международных норм по декарбонизации.

Очевидно, что в послевоенной Украине не должно быть столь сильного перекоса “углеродной” генерации в энергобалансе.

Именно поэтому уже на стадии проектирования новой экономической модели обязательно должны быть включены факторы климатических изменений и необходимости декарбонизации.

Полноценное введение “зеленой” повестки дня в законодательство Украины является лишь вопросом времени, особенно учитывая получение Украиной статуса кандидата на вступление в ЕС.

Адаптация украинского бизнеса под климатические стандарты “Зеленого курса” ЕС позволит не только быстро восстановить свои позиции на внутреннем рынке, но и распространить свое присутствие на международных рынках, где соблюдение принципов декарбонизации является ключевым требованием. Но есть ли для этого необходимые инструменты?

Ключевым фактором для эффективного внедрения зеленых принципов в экономику есть качественное образование и подготовка. Именно поэтому осенью этого года в Украине стартует проект Chapter Zero Ukraine & Caucasus, являющийся частью Глобальной климатической инициативы в сотрудничестве с Всемирным экономическим форумом (WEF).

Новая образовательная инициатива призвана развивать компетенции в секторе управления климатическими изменениями для исполнительных и надзорных органов бизнес-субъектов (в частности, реального сектора экономики и финансовых учреждений) в Армении, Грузии и Украине.

В настоящее время сообщество, обучающееся по программам в рамках проекта Глобальной климатической инициативы, существует в 53 странах мира и объединяет более 100 тысяч человек, благодаря чему широкое поле возможностей для всестороннего изучения новейших бизнес-практик в разных уголках мира.

Программа для будущего

Учебная программа проекта Chapter Zero Ukraine & Caucasus – это тщательно подобранный набор практических вебинаров, воркшопов, семинаров, онлайн-совещаний о действующей нормативно-правовой базе, сценариях изменения климата, актуальных вопросах и проблемах “зеленого” перехода, управления рисками, устойчивого финансирования и других прикладных аспектов

Участники проекта получат доступ к базе знаний, которая включает в себя национальное и международное законодательство, опыт и практики других стран в области управления климатическими изменениями, а также будут иметь возможность участвовать в профильных мероприятиях, обмениваться опытом и контактами с коллегами из других стран, уже имеющих положительный характер, опыт перехода.

Генеральным подрядчиком проекта Chapter Zero Ukraine & Caucasus в Украине является KSE Institute, который вместе с партнерами из Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и международным лидером по консалтинговым услугам Deloitte будет организовывать обучение и тренинги для руководителей компаний, желающих присоединиться к участию.

Вместо вывода

Климатические изменения – это не только вызов, но и большая инвестиционная возможность, потенциал которой авторы доклада New Climate Economy оценивают в 26 триллионов (!) долларов к 2030 г.

Если украинский бизнес сможет воспользоваться окном возможностей, созданным фактором климатических изменений, это позволит создать тысячи новых рабочих мест и ускорить послевоенное восстановление Украины.

Поэтому предпринимателям и промышленникам Украины уже сейчас необходимо задумываться о том, как интегрировать фактор климатических изменений в собственные бизнес-практики, как уменьшать углеродные выбросы, повышая собственную конкурентоспособность на отечественном и глобальном рынках.

Природа предоставила нам все возможности развивать энергетику на возобновляемых источниках энергии. Это наш вклад не только в сохранение экологии и инновационную экономику будущего, но и надежную защиту от энергетического шантажа страны-агрессора.

KSE Institute готов предоставить бесплатную тренинговую и консультационную поддержку национальному бизнесу, который настроен на внедрение в свою операционную деятельность “зеленых” принципов. (Наталья Шаповал, руководитель KSE Institute, Экономическая правда/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий