Больше месяца назад был возвращен акциз на горючее.
Уже больше месяца в Украине действуют обновленные ставки акциза на автомобильное топливо, которое было отменено в марте для облегчения жизни населения и бизнеса в условиях войны. Тем не менее, цены на горючее выросли не столь значительно, как можно было предположить, а бензин фактически вообще не подорожал. Однако такая ситуация будет длиться недолго. “Апостроф” узнал, к каким ценам следует готовиться украинцам.
Подорожание еще впереди
Возвращение с 30 сентября акцизов на автомобильное горючее владельцы транспорта ожидали с волнением, предвкушая новый виток повышения цен.
Напомним, налог внедрен в размере 100 евро на тонну бензина и дизеля (около 4 грн. на литр) и 52 евро на тонну сжиженного газа (около 2 грн. на литр). Потребители ждали, что приблизительно на такую же сумму повысятся и ценники на АЗС.
Однако действительность оказалась более снисходительной. В течение месяца с момента внедрения акцизов цены на бензин оставались практически стабильными. Бензин марки А-95 в начале ноября стоил в среднем 49,4 гривны за литр. Дизельное топливо дорожало, но не столь сильно, как можно было ожидать. В среднем его стоимость повысилась на 60 копеек – с 53,2 до 53,8 гривны за литр.
Наиболее сильно на возврат акциза отреагировала цена автогаза, который подорожал более чем на 2 гривны – с 26,3 до 28,5 гривны за литр.
Такую относительную стабильность на рынке нефтепродуктов удалось сохранить, несмотря на неблагоприятные условия, которые побудили к повышению цен. Кроме акцизов, прибавивших к себестоимости бензина и дизеля по 4 гривны на литре, дополнительное давление на цены оказывала и ситуация на рынке нефти. В течение месяца наблюдалось значительное повышение цен. Баррель нефти марки Brent подорожал с 82 до 97 долларов.
“Тренд на повышение цены задало решение ОПЕК (в начале октября – “Апостроф”) о сокращении добычи нефти, – сказал изданию директор консалтинговой группы “А-95″ Сергей Куюн. – Это стало очень неприятной новостью для потребителей и повлекло за собой удорожание автомобильного горючего. Однако это влияние не было одинаковым для каждого вида. Наибольшее повышение цен задело дизель, оптовая цена которого в Европе выросла на 20% или на 200 евро за тонну, что для Украины означает повышение цены закупки на 6 грн. за литр. Еще 4 гривны добавил акциз. Таким образом, себестоимость литра дизеля выросла на 10 грн. В то же время, оптовая цена бензина в Европе выросла только на 7%, поэтому и давление на конечную цену было меньше”.
Сохранить стабильность розничных цен на АЗС трейдерам удалось благодаря тому, что за несколько месяцев они продавали нефтепродукты дороже, чем это позволяла ситуация на рынке.
“В августе-сентябре стоимость бензина стабилизировалась на уровне 50-51 гривны за литр, – объяснил “Апострофу” эксперт “Нафторинку” Александр Сиренко. – В то же время благодаря отмене акцизов (до их возвращения), налаживанию новых путей поставки и снижению мировых цен на нефть у владельцев сетей была возможность торговать горючим на 20% дешевле. Но, ожидая вскоре возвращение акцизов, они держали цены на завышенном уровне, чтобы не должно позже снова их повышать”.
Таким образом, повышение себестоимости нефтепродуктов за последний месяц было преимущественно компенсировано за счет сокращения завышенной ранее маржи трейдеров.
“Оптовая цена на дизель в Украине увеличилась в течение октября только на 5 грн., – говорит Сергей Куюн. – А розничная выросла преимущественно в сетях, которые торговали в нижнем ценовом диапазоне. Они несколько подтянули свои цены другим, что дало незначительный рост средней стоимости”.
В то же время, по словам эксперта, сейчас потенциал для сохранения стабильных цен практически исчерпан. Итак, если в ближайшее время возникнут новые стимулы для роста себестоимости, например, дальнейший рост нефтяных котировок, то трейдерам уже придется соответственно повышать и цены на заправках.
Впрочем, пока особых причин для этого не наблюдается.
“Уже сейчас мы видим определенное охлаждение на рынке нефти, – объясняет Куюн. – Цена иногда опускается до 92-93 долларов за баррель. Также наблюдается незначительное понижение цены на дизель. Так что в ближайшее время резких скачков на рынке не ожидается”.
Однако, по мнению Александра Сиренко, давление на цену горючего все же пока будет сохраняться. Поэтому по мере того, как заканчиваются запасы горючего, завезенного в Украину до возобновления акцизов, и будут поступать новые партии, цена будет медленно расти, направляясь к установленным Кабмином граничным ценам – 58 грн. за литр для дизеля и 52 гривны для бензина.
Осторожнее с баллонами
Иначе развивалась ситуация со сжиженным газом. По словам Александра Сиренко, поставщиков этого продукта на рынке больше, чем бензина, благодаря чему между ними идет более жесткая конкуренция. Следовательно, для того, чтобы обеспечивать реализацию своего товара, они работали с минимальной маржой, и цены на газ держались на довольно низком уровне. Если весной на волне паники они поднялись до 40 грн. за литр, к концу августа газ уже продавали по 25 грн.
Итак, когда было возвращено взимание акциза, трейдеры уже не могли компенсировать налог за счет своей прибыли и вынуждены были поднять цену.
“Дополнительным толчком к росту стоимости стало сезонное повышение спроса на газ, – говорит Александр Сиренко. – Одними из крупнейших потребителей этого горючего являются агрофирмы, использующие сжиженный газ в сушилках для зерна нового урожая. Увеличение потребления вызвало некоторые логистические проблемы при поставках, что несколько подтолкнуло цену вверх”.
Кроме того, в последнее время рынок испытывает повышение спроса на газ со стороны населения крупных городов, особенно Киева, где значительное количество домов оборудованы электрическими плитами. Из-за постоянных отключений света люди ищут альтернативу и активно запасаются плитками, работающими на пропане.
Также стремительно растет спрос на газ на деоккупированных территориях, где практически уничтожена энергетическая инфраструктура, и сжиженный газ часто является единственным доступным энергоносителем для приготовления пищи и обогрева, – продолжает Сиренко. – Сегодня на этих территориях существует огромный спрос на баллоны, и по мере того, как он будет довольствоваться, будет продолжать расти и спрос на газ. Это будет давить на цену, и она будет постепенно увеличиваться, постепенно приближаясь к 30 грн. за литр “.
Однако, добавляет он, в ближайшее время этот барьер цена газа скорее всего не пересечет.
По мнению эксперта, увеличение использования газа в обиходе является долгосрочной тенденцией. В будущем рынок сжиженного газа, до сих пор ориентированный преимущественно на автомобилистов, будет все больше разворачиваться в сторону населения. Со временем доля бытовых потребителей вырастет до 30% рынка.
Однако соответствующая переориентация порождает новые проблемы, поскольку работа с бытовыми потребителями требует специальной инфраструктуры и квалифицированного обслуживания.
“Следует помнить, что газовые баллоны – это достаточно опасные объекты, требующие грамотного обслуживания и регулярной диагностики, – говорит Сергей Куюн. – Однако в наших условиях это почти невозможно обеспечить. Государственная система поставки баллонного газа, которая существовала еще при СССР, разрушена, а частный сектор не может этим делом полноценно заниматься из-за слишком сложного государственного регулирования”.
Вместе с тем баллонный парк, который находится на руках у населения, находится не в лучшем состоянии. Сегодня многие люди достают из амбаров баллоны, пролежавшие там годы и даже десятилетия. Причем, они не могут объективно оценить техническое состояние этих сосудов, поскольку для этого нужны специалисты и специальное оборудование. В то же время зимний период порождает дополнительные риски при использовании газа.
“Люди заправляют баллоны на морозе, затем приносят их домой, где газ нагревается и увеличивает давление, – объясняет Сергей Куюн. – И если у баллона есть какие-то дефекты, это может привести к взрыву. Учитывая значительное повышение спроса, я думаю, мы скоро услышим о таких случаях”.
Поэтому, по мнению эксперта, правительству следует обратить внимание на этот сектор рынка и обновить регуляторную базу таким образом, чтобы бизнес мог создать сеть предприятий, способных предоставлять квалифицированные и безопасные услуги по поставке газа в бытовых баллонах. Это не только будет способствовать созданию новых рабочих мест, но поможет населению пережить нынешнее непростое время, когда враг активно разрушает энергетическую инфраструктуру государства. (Роберт Василь, Апостроф/Энергетика Украины и мира)