Дефицит нефтепродуктов в Украине, возникший вследствие прекращения поставок из России и Беларуси и уменьшения собственного производства, привел к резким изменениям в направлениях экспорта и импорта дизтоплива, бензина и сжиженного газа в странах Европы.
До марта 2022 г. экспортные продажи дизтоплива для польских компаний выполняли балансирующую функцию, производители и трейдеры отгружали излишки продукта в соседние страны при возникновении профицита на польском рынке. В прошлом году объемы экспортных поставок дизельного топлива из Польши составили всего 99 тыс. тонн. 2022 г. ситуация изменилась, за девять месяцев за пределы Польши было продано 809 тыс. тонн продукта, что в 11 раз превышает показатель прошлого года за тот же отрезок времени.
Рост экспортных поставок стал возможным благодаря увеличению объемов производства дизельного горючего на польских НПЗ. На заводах PKN Orlen углубили переработку тяжелых дистиллятов, в результате производство дизеля выросло на 8% или на 776 тыс. тонн, что сопоставимо с увеличением объемов экспорта за девять месяцев (+736 тыс. тонн). Однако следует отметить, что Orlen не является основным экспортером дизтоплива в Польше, поскольку компания владеет крупнейшей в стране сетью АЗС. В 2022 г., кроме Orlen, в перечне крупных экспортеров были компании Unimot, BP Polska, Arcturus, поставлявшие дизтопливо, произведенное в Германии, Нидерландах, Саудовской Аравии и России.
Польша потребляет примерно 1,5 млн. т дизельного топлива ежемесячно, в 2021 г. объем его потребления в стране составил 18,5 млн. т. Доля импортного продукта в структуре потребления в 2021-2022 гг. была стабильной и составляла 27%. Однако отказ нескольких крупных трейдеров сотрудничать с российскими и белорусскими производителями нефтепродуктов из-за российской военной агрессии и рисков внедрения вторичных санкций способствовал диверсификации поставок дизтоплива на рынок Польши.
В течение 2022 г. ежемесячные объемы поставок дизельного топлива из России в Польшу сократились почти в три раза, а закупки белорусского продукта были прекращены еще в августе 2021 г. В результате, доля нероссийского продукта в структуре импорта увеличилась до 55%. Тем не менее, увеличились объемы поставок с немецких заводов PCK и TotalEnergies, нидерландского BP, Saudi Aramco и мажейкяйского НПЗ Orlen.
Тенденция роста импорта дизельного горючего из стран Европы, Азии и Ближнего Востока, которая наблюдалась в течение 2022 г., сохранится и в следующем году. За полтора месяца вступает в силу запрет на поставки нефтепродуктов российского производства в страны ЕС. Это означает, что польские компании будут искать новые источники дизельного топлива на мировом рынке. Учитывая, что территория Польши является одним из основных каналов доставки топлива в Украину, изменения коснутся и украинского рынка. (Enkorr/Энергетика Украины и мира)