Помнят ли “Газпром” и Дмитрий Медведев свои прогнозы о цене газа в Европе этой зимой, которые они делали в августе? $4000 и 5000 евро за 1000 кубометров соответственно (курсы доллара и евро тогда были равны).
Квалифицированный рыночный аналитик, который слышал эти оценки после почти вертикального взлета котировок фьючерса Dutch TTF, воспринял бы такие оценки как контр-индикатор. И был бы прав. Цена стала стремительно падать после публикации поста Медведева с цифрой 5000 евро (который он завершил ерническим обращением к европейцам “With warm regards” – “С теплыми пожеланиями”).
Но под конец декабря газовый рынок, истрепавший европейцам в этом году немало нервов, преподнес им рождественский подарок. За последнюю неделю цена газа упала почти на 30%.
Под занавес торгов 23 декабря фьючерс Dutch TTF стоил 81 евро/МВт-ч, что соответствует $900 за 1000 кубометров. Это даже ниже, чем до российского вторжения в Украину: 23 февраля, в последний мирный день, цена была почти 89 евро.
26 августа газ стоил более 340 евро/МВт-ч (более $3500 за 1000 кубометров по курсу того дня). Но столь высокая цена привлекла в Европу огромные объемы СПГ, и поток этот не ослабевает, несмотря на падение котировок (которые все еще превышают в несколько раз уровень цен прошлых лет: в конце декабря 2020 г., например, газ стоил около 18 евро). На прошлой неделе, по данным Kpler, в Европе разгрузились рекордные 50 СПГ-танкеров, объем поставок составил, опять же, рекордные 4,4 млрд. куб. м. На этой неделе еще 49 танкеров должны выгрузить еще почти такой же объем СПГ, свидетельствовали данные Kpler в понедельник.
С начала месяца по 18 декабря совокупные поставки составили 11,8 млрд. куб. м, на 15% больше, чем за аналогичный период ноября. За весь прошлый месяц Европа приняла 16,4 млрд. куб. м, в декабре будет 17-18 млрд., прогнозирует Kpler.
Помогло введение в строй новых регазификационных терминалов. Так, в конце сентября первый плавучий СПГ-терминал заработал в Нидерландах, а на прошлой неделе – в Германии, в Вильгельмсхафене. “Это первый из пяти СПГ-терминалов, которые мы запланировали для замены российского газа. Это гарантирует, что мы ни при каких обстоятельствах не останемся без поставок, – заявил на церемонии открытия канцлер Олаф Шольц. – Этот терминал построили в рекордные сроки”.
По данным Оксфордского института энергетических исследований и Kpler, в 2019-2021 гг. годовые поставки СПГ в страны ЕС и Великобританию составляли 61,2-69,7 млн. т (85,7-97,6 млрд. кубометров).
Но за 11 месяцев 2022 г. этот объем вырос до 100,8 млн. т (141,1 млрд. кубометров). С учетом прогноза поставок в декабре общий годовой объем закупленного Европой СПГ превысит экспорт российского трубопроводного газа за довоенный 2021 г. (155 млрд. кубометров).
Крупнейшим поставщиком в этом году стали США – 43,3 млн. т (60,62 млрд. кубометров).
Помогла Европе и погода – непривычно теплыми оказались ноябрь и вторая половина декабря. “”Медвежий” погодный фактор продолжает перевешивать все прочие”, – пишут в отчете аналитики Energi Danmark. Поскольку запасы в хранилищах остаются высокими (83%, по данным Gas Infrastructure Europe), “мало что может удержать цены на газ от дальнейшего снижения”, считают они.
Медведев тоже поумерил свой аналитический пыл – но не заносчивость, с которой бывший председатель правительства, а ныне заместитель председателя Совета безопасности любит вещать об экономических реалиях.
Недавнее решение стран ЕС ввести корректирующий механизм, который должен предотвратить скачки цен на газ, ограничив их потолком в 180 евро/МВт-ч, он назвал дурацким. “Оно продиктовано не экономической логикой, а зоологической ненавистью к России исходя из маниакального тезиса “во всем виноваты русские””, – написал в пятницу Медведев. (Как этот решение связано с “русскими”, он не объяснил. “Газпром” осенью 2021 г. перестал продавать Европе газ на спотовом рынке, для которого и установлен потолок, чем помог росту цен; возобновил продажи после скачка цен вслед за вторжением российских войск в Украину, но затем снова прекратил – вместе с поставками по многим долгосрочным контрактам.)
Решение принято “от бессилия ЕС повлиять на ситуацию”, утверждает Медведев, поэтому ничего не изменится и “цены на газ будут сохраняться на весьма высоком для европейских потребителей уровне”. (Moscowtimes.eu/Энергетика Украины и мира)