Эксклюзивное интервью директора ПАО “Укрнафта” Сергея Корецкого агентству “Интерфакс-Украина”
– Одна из самых громких новостей, связанных с “Укрнафтой” за последнюю неделю года, – это приостановка сотрудничества по карточной программе “Авиас”. Объясните, что произошло?
– Это связано с тем, что партнеры по этой программе прекратили выполнение взятых на себя обязательств по своевременной поставке топлива и финансовому обеспечению обслуживания скретч-карт (талонов).
Мы более двух недель вели переговоры с компанией-оператором скретч-карт, которые обслуживались на АЗК “Укрнафты”. Основной вопрос, который обсуждался, – это погашение существующей задолженности и создание механизма, который исключит возможность возникновения новой дебиторской задолженности по отпущенному по скретч-картам горючему и по предоставлению “Укрнафтой” услуг по обслуживанию таких карт. Эти переговоры не принесли результата.
Учитывая, что ответа от компании-оператора не последовало, мы были вынуждены приостановить обслуживание данных скретч-карт и отпуск горючего за ними, чтобы не увеличивать размер уже имеющейся дебиторской задолженности.
– В сообщении компании говорится о собственной карточной системе. Можете озвучить детали? И почему вы говорите о приостановке сотрудничества? То есть, есть условия, при которых возможно восстановление?
– Ориентировочно, в месячный срок мы планируем выпустить топливные карты. Запуск скретч-карт требует больше времени с точки зрения операционной и IT-систем. Но мы максимально активно работаем в обоих направлениях и сейчас создаем новый бизнес по реализации и обслуживанию собственных талонов и топливных карт, с помощью которых можно будет закупать топливо вперед. Это удобная опция, как для юридических, так и для физических лиц, желающих зафиксировать цену на ресурс, подписавшись на определенное его количество. В зависимости от объема, который компании или люди будут закупать вперед, будет работать дифференцированная программа лояльности.
О вероятности возобновления сотрудничества: если компания-оператор скретч-карт “Авиас” обеспечит нам своевременную компенсацию отпущенного горючего или его стоимости, или равномерную поставку горючего в сеть, мы возобновим реализацию горючего по их скретч-картам.
– Компания имела некоторые проблемы с горючим. Расскажите, как они возникли и насколько быстро разрешится ситуация со снабжением ресурса на АЗК?
– На балансе “Укрнафты” нет ни одного собственного бензовоза. И никакой нефтебазы. То есть так исторически сложилось, что логистика “Укрнафты” была и остается пока на 100% зависимой от посторонних компаний. Сначала они заявили о готовности сотрудничать, а затем отказались предоставлять услуги, как и в ситуации с талонами. И это уже выглядит как целенаправленные шаги по дестабилизации работы компании.
Однако мы вышли на коммерческие закупки логистических услуг. В Украине дефицит бензовозов, возникший после 24 февраля в результате изменения структуры импорта горючего и блокировки портов. Вместо короткого логистического плеча “Нефтебаза – АЗК” они задействованы в длинном плече доставки: непосредственно от производителя или от порта поставки в Европе. Добавьте к этому очереди на таможне, в частности, из-за отключения электроэнергии в результате террористических атак.
Мы работаем над разрешением ситуации, и с прошлой недели начали динамично развозить горючее по заправкам. На сегодняшний день большинство АЗК “Укрнафта” обеспечены всеми видами горючего.
Важная деталь: в социальных сетях нам пишут об отсутствии горючего на АЗК, отправляя фото заправок “Авиас” или ANP. Поэтому подчеркиваю, что на балансе “Укрнафты” находятся 537 АЗК, из которых работает 449. Остальные либо повреждены в результате боевых действий, либо находятся на временно оккупированных территориях. Поэтому когда речь идет об обеспечении горючим, речь идет о 449 АЗК “Укрнафты”.
Другие заправки, такие как “Авиас” или ANP, которые по цветовой гамме или каким-либо другим признакам ранее считались участниками рынка как часть орбиты “Укрнафты”, не принадлежат (собственность/аренда) компании. Они живут отдельной жизнью, и Укрнефть не имеет к ним никакого отношения.
– Планируете ли вы покупать собственный автотранспорт?
– Мы объявим тендерную закупку в системе Прозоро, чтобы приобрести автотранспорт для перевозки нефтепродуктов, который будет находиться на балансе Укрнефти и обслуживать наши АЗК. При этом мы понимаем, что на закрытие собственных логистических потребностей уйдет минимум год.
– Почему столько времени?
– Во-первых, как европейские, так и украинские компании массово закупают автотранспорт для собственных нужд, и мы станем в хвост большой очереди. Во-вторых, бензовозы и газовозы нужно изготовить, доставить и растаможить, что занимает время.
Поэтому на этот период мы приглашаем к сотрудничеству перевозчиков, уже имеющих газовозы и бензовозы. “Укрнафта” готова предложить годовые терм-контракты на перевозку горючего для сети, в частности, и для мелкооптовых клиентов, но в первую очередь для Министерства обороны. Мы предлагаем коммерческие условия и готовы обеспечить перевозчикам стабильную работу.
– Сколько вам нужно автотранспорта?
– Нам нужно около 100 бензовозов и около 40 газовозов.
– А что касается нефтебаз, которые тоже отсутствуют на балансе компании?
– С нефтебазами ситуация немного легче. Мы ведем переговоры по хранению своих объемов. Покупать или строить собственные нефтебазы, скорее всего, не будем. Арендовать или закупать услуги хранения – с удовольствием. Мы нуждаемся в этом и обращаемся к рынку с таким запросом: давайте работать вместе.
– Сколько у вас АЗК, а сколько АЗС? Подразумевается, сколько заправок оборудованы магазинами и другими атрибутами АЗК?
– На сегодняшний день есть 28 ребрендированных АЗК “Укрнафты”, которые оборудованы магазинами с сервисами, напитками, продуктами и т. д. В ближайшее время мы завершим ребрендинг еще двух объектов. Еще 40 АЗК с оборудованными магазинами в традиционном брендинге. На остальных – 379 АЗК – установлены торговые точки (киоски/МАФы).
Если очень грубо, две трети заправок с точки зрения локации, трафика и потенциальной возможности расти в объемах реализации подлежат модернизации.
– Сколько АЗК оборудованы генераторами?
– Генераторами сейчас оборудованы более половины станций, и мы продолжаем этот процесс.
Сейчас резервирование системы питания – это не только о бесперебойной работе АЗК, но и о возможности помочь населению. Одна из задач, стоящих перед “Укрнафтой”, – это оборудование “пунктов несокрушимости” там, где это возможно. То есть где существует помещение, в котором люди могут согреться, выпить горячего чая, зарядить гаджеты. На сегодняшний день таких пунктов около 30-ти, и еженедельно обустраиваем новые.
– Какова будет ценовая политика “Укрнафты” на АЗК, учитывая социальную функцию, о которой вы говорили?
– Ценовая политика и конъюнктура за долгие-долгие годы уже сформирована. “Укрнафта”, к сожалению, не может похвастаться качеством объектов или дополнительных услуг и сервисов. Поэтому на каком-то этапе цена была единственным аргументом, мотивировавшим людей посещать АЗК “Укрнафты”.
Но мы видим, что в будущем, когда сеть модернизируется и АЗС превратятся в АЗК, уже пойдет борьба за маркетинг, сервис, услуги и так далее.
– Расскажите, пожалуйста, что с контрактом на поставку природного газа “Днипроазота”?
– Контракт с “Днепроазотом” завершен. Они уплатили часть объема поставленного газа. Остальные возвращены в подземные хранилища на баланс “Укрнафты”.
– Сколько сейчас газа на балансе “Укрнефти” в ПХГ?
– Чуть больше 500 млн. куб. м по подтвержденным справкам Укртрансгаза.
– Что компания планирует с ним делать?
– Продавать.
– На аукционах?
– На бирже и/или через прямые контракты. Мы выходили с первыми лотами, продаем. К сожалению, рынок природного газа существенно сократился. Промышленность закупает, в лучшем случае, вдвое меньше. Внутренние частные добычи тоже выставляют на продажу свой ресурс. Экспорт запрещен. Из-за этих ограничений рыночная цена газа в Украине еще до недавнего времени была существенно меньше реальной европейской цены. Но как уж есть. Война.
“Укрнафта” также планирует активно выходить на рынок поставок природного газа конечным потребителям. Просто для понимания: раньше у компании было всего пять клиентов по прямым договорам. Теперь мы планируем стать надежным долгосрочным партнером как для крупных промышленных предприятий, так и бизнесов, которым нужны маленькие объемы. Приглашаем всех желающих к сотрудничеству.
– Участники рынка не под запись говорили, что сталкивались с ситуациями на рынке, когда некоторых игроков не допускали к аукционам “Укрнафты” или им не отгружался уплаченный ресурс. Стоит ли бояться подобных вещей сейчас?
– Ко мне действительно обращались игроки рынка по вопросу: если мы придем на аукционы/биржу, вы будете отгружать? Отвечаю. Мы полностью выполняем все обязательства по отгрузке продукции, продаваемой с аукционов на биржах и по прямым контрактам. Все клиенты, желающие приобрести углеводороды (а у нас есть их полный спектр, от природного газа до нефтепродуктов, и предлагаем комплексные решения), могут смело приходить на торги и получать качественный ресурс на рыночных условиях. “Укрнафта” будет открыта и гарантирует своевременные отгрузки оплаченных объемов. Гарантирую.
– Давно идет разговор о возможности экспорта нефти, либо с целью продажи, либо по давальческой схеме – экспорт на переработку и возврат в виде нефтепродуктов…
– Мы вынужденно рассматриваем и экспорт по давальческой схеме: на переработку и просто экспорт нефти. Однако, надо понимать, что на сегодняшний день экспорт сырья – это наименее выгодная структура монетизации углеводородов. Потому что когда мы продаем за границу сырье, а затем покупаем продукт, изготовленный из этого же сырья, мы недополучаем всю добавленную стоимость, а это рабочие места, налоги, увеличение ВВП и т.д. После победы все наладится.
– Нефтяная рента платится сразу по факту добычи. Ведутся ли переговоры с правительством или депутатами, чтобы внести изменения в законодательство?
– Мы хотим инициировать по нефтяной ренте внедрение той же логики, что и по газовой, то есть, кассовому методу: продал – заплатил. Если ты просто накапливаешь нефть, как происходит сейчас, и при этом начисляется рента, которую ты вынужден платить – это невыгодная история для любого добытчика, неважно, частный он или государственный.
– Как вообще ситуация с деньгами? Вы платите ренту, реализация снизилась, все должно быть не очень хорошо…
– Не очень хорошо, это правда. Если очень грубо: объем ликвидности в компании на момент моего прихода равнялся объему одной месячной заработной платы. Может быть, даже меньше. А еще необходимо покупать электроэнергию, МТР и т.п.
– Что компания планирует делать?
– “Укрнафта” планирует привлечь банковские кредиты для проектов развития и инвестиций. Конечно, есть определенное историческое наследие, от которого банки не в восторге, но процесс идет, мы проходим комплаенс-процедуры.
– Компания уже смотрит в будущее в плане оценки активов? Возможно, ожидаете судебных споров с бывшими собственниками?
– В судебных спорах с бывшими акционерами компания наверняка может быть соответчиком. В случае возникновения судебного процесса между государством и бывшими акционерами “Укрнафта” будет действовать в соответствии с действующим законодательством: будет предоставлять необходимые данные, объяснения и т.д. Если говорить об оценке активов, то это область ведения Министерства обороны Украины.
– Какие задачи стоят перед компанией от государства и наблюдательного совета?
– Задача от государства – первоочередное обеспечение горючим Вооруженных сил Украины и Министерства обороны, критической инфраструктуры и населения. Создание “Пунктов несокрушимости” там, где это возможно. Ритмическая работа компании. Выполнение социальных обязательств компании перед работниками, уплата налогов.
Задачи наблюдательного совета более прикладные и касаются операционной деятельности предприятия. Например, мы имеем задачу максимально сместить финансовые операции в государственные банки, инициировать внеплановые проверки предприятия Государственной аудиторской службой и Государственной налоговой службой, построить должным образом корпоративную структуру, то есть создать правление компании.
– Ваш основной опыт – ритейл. В добыче опыта меньше. Какие кадры уже привлекли в этом направлении? И как вообще с ним ситуация?
– Действительно, добыча – это основная отрасль “Укрнафты”. В ней задействованы 76% работников, также обеспечивающих сервис и связанные процессы. Важная задача – сохранить и развивать персонал.
Ситуация с добычей следующая: за последние годы удавалось только останавливать темп ее падения. Расширения ресурсной базы и существенного увеличения добычи не было. Фонд добывающих скважин, всего таких около двух тысяч, увеличивался в лучшем случае на одну в год.
План по капитальным инвестициям в 2022 году выполнен меньше, чем на половину, и за последние годы было системное недофинансирование.
Конечно, новые скважины – это не один день, а даже не вопрос финансов. Это комплекс, в который входит отвод участка, лицензии, проект, геология, сейсмика, геодезия, закупка, бурение и т. д. Если все будет двигаться хорошо, через год-два выйдем на увеличенную добычу нефти. Поэтому это не произойдет завтра, но если не начать сегодня, то и через два года ничего не будет.
Мы уже сейчас смотрим, где и как можно подтолкнуть процесс, который за условные год-полтора-два даст результат. Основная работа коллег по добыче и сервисам была направлена на уменьшение естественных темпов падения добычи. Эту парадигму в средне- и долгосрочной перспективе следует изменить на увеличение.
– Кто сейчас возглавляет направление?
– Олег Мальчик, человек, работающий здесь много лет, имеет профильное образование и практический опыт (он отвечал за дивизион Запад). Сегодня возглавляет добычу.
– Какие отношения с НАК “Нафтогаз Украины”?
– Конструктивные, деловые, рабочие отношения.
– Вы говорите о стратегических вещах, есть ли уже понимание горизонтов развития и механизмов привлечения инвестиций?
– Мы сейчас находимся на этапе стратегического планирования. Что касается инвестиций, рассчитываем на прибыльность компании, то есть собственные средства. Также рассматривается возможность привлечения кредитных ресурсов для реализации программ развития и инвестиционных проектов.
– То есть, вы работаете как руководитель, выбирающий самые оптимальные варианты, без ограничений, учитывая возможный возврат акций или то, что компания останется государственной навсегда?
– Совершенно верно, я работаю ради блага компании.
– Кто предложил вам эту должность, и почему вы согласились?
– предложило Министерство обороны.
Почему согласился? Я искренне считаю, что это то время и то место, где я могу внести свой вклад на экономическом фронте. Это интуитивная позиция. Так нужно. Считаю это верным. Выполняю свой внутренний гражданский долг. (Дмитрий Кошевой, Алексей Егоров, Укррудпром/Энергетика Украины и мира)