Какие законодательные изменения нуждаются в рынке зеленой энергетики для выживания и развития отрасли во время войны?
2022 г. был годом борьбы за выживание для зеленой энергетики, равно как и для всей страны.
Несмотря на то, что были месяцы, когда для производителей из ВИЭ все выглядело мрачно, год закончился приемлемо, учитывая общее хрупкое состояние экономики и энергетического сектора.
Производители из ВИЭ завершили год с уровнем уплаты “зеленого” тарифа 54%. Ключевыми вопросами, важными для выживания отрасли, остаются долги за дисбалансы и задолженность по зеленому тарифу за текущий и предыдущие годы.
Установление механизмов и сроков покрытия этих отсроченных платежей и соблюдение этих сроков будет иметь решающее значение для дальнейшего развития сектора.
Однако, несмотря на сложный год, энергетический сектор продолжает продвигаться вперед во внедрении правовой базы и интеграционных норм, ориентированных на курс Европейского Союза.
Главным прорывом в прошлом году стала успешная синхронизация энергосистемы Украины с электросетью ENTSO-E в марте.
После этого последовало получение Украиной статуса кандидата на вступление в ЕС, что открывает новые перспективы, устанавливает стандарты регулирования энергетического сектора и сокращает сроки их внедрения.
В своем ежегодном отчете об имплементации Секретариат Энергетического Сообщества поддержал усилия Украины по соблюдению сроков имплементации нормативных актов по ВИЭ и определил ряд ключевых нормативных актов, которые следует учитывать.
Одним из вопросов, поднятых в отчете, является именно финансовая стабилизация гарантированного покупателя и внедрение функциональной рыночной схемы поддержки.
Также подумать о надлежащих механизмах предоставления средств для финансирования “зеленого” тарифа и выполнения задолженности перед производителями из ВИЭ, предполагая, что в этом году лишних средств от экспорта электроэнергии не будет.
А сохранность интересов существующих инвесторов будет залогом восстановления доверия инвесторов и привлечения новых инвестиций в послевоенную зеленую энергетику.
В 2022 году был представлен ряд законопроектов, на которые будет опираться дальнейшее развитие отрасли.
Введение закона, позволяющего заключать виртуальные корпоративные контракты на поставку электроэнергии, является большим шагом вперед для развития новой модели рынка и внедрения европейских практик.
Закон позволит производителям напрямую продавать промышленным потребителям, самостоятельно определять стоимость таких поставок и заключать долгосрочные соглашения с ними без физической поставки.
Законопроект о гарантиях происхождения электроэнергии из ВИЭ был подготовлен Министерством энергетики Украины и представлен на рассмотрение в Верховную Раду в сентябре.
Гарантии происхождения зеленой электроэнергии могли бы обеспечить быстрый путь для дополнительного дохода для производителей из ВИЭ по новой рыночной модели, что стало возможным из-за запуска внутреннего рынка гарантий происхождения.
Согласно Отчету Секретариата Энергетического Сообщества, реестр гарантий происхождения для Украины уже создан, а соглашение о подключении предоставлено для подписания соответствующим должностным лицам.
После принятия соответствующего законодательства, Украина могла бы оперативно запустить свой реестр гарантий происхождения.
Следует отметить, что в декабре 2022 года Грузия стала первой страной, уже начавшей использовать реестр гарантий происхождения, созданный при содействии Секретариата Энергетического Сообщества, таким образом запустив рынок для стран-участниц Энергетического Сообщества.
ЕУЭА искренне надеется, что тема гарантий происхождения будет первоочередной в списке приоритетов законодателей в 2023 году.
На столе законодателей еще один важный проект закона о продлении pre-PPA условий подключения для ВЭС, строительство которых приостановилось из-за военных действий, до конца 2023 г.
По нашим оценкам, строительство новых ВЭС мощностью около 800 МВт было приостановлено из-за вторжения России. Принятие проекта закона стало бы скорым решением текущего энергетического кризиса и шагом к усилению энергетической безопасности Украины.
Подводя итог, хочу отметить усилия Министерства энергетики по соблюдению сроков представления законопроектов, связанных с возобновляемой энергетикой.
Мы ожидаем, что законодатели рассмотрят вышеупомянутые законопроекты в первоочередном порядке, а регулятор и чиновники решат вопрос системного недофинансирования гарантированного покупателя.
Также надеемся, что чиновники обратят внимание на замечания и рекомендации по отчету Секретариата Энергетического Сообщества за 2022 г. (Екатерина Полякова, директор Европейско-Украинского Энергетического агентства, Экономическая правда/Энергетика Украины и мира)