Увеличение доли энергии из возобновляемых источников в 3 раза за 7 лет. Как достичь целей сбалансированного развития ВИЭ в Украине?

Достижение климатической нейтральности – ключевой элемент политики Европейского союза. Декарбонизация является важной задачей и для Украины, стремящейся обеспечить развитие и конкурентоспособность собственной экономики.

Позиция ЕС сформулирована в 4 энергетическом пакете законодательства ЕС “Чистая энергия для всех европейцев”, над имплементацией которого мы работаем вместе с нашими европейскими коллегами.

Поддерживая развитие возобновляемой энергетики, мы работаем над достижением весомой части седьмой цели устойчивого развития ООН – обеспечение общего доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех.

Несмотря на определенные кризисы развития, сфера возобновляемой энергетики продемонстрировала свой солидный экономический и инвестиционный потенциал. За последние 11 лет было привлечено около 9 млрд. евро в строительство 9,7 ГВт мощностей, генерирующих электроэнергию из возобновляемых источников.

Созданы многочисленные бизнесы – от инжиниринговых компаний до профессиональных эксплуатантов объектов возобновляемой энергетики. Эти бизнесы достигли очень высокой степени зрелости, что способно обеспечивать их конкурентоспособность не только на внутриукраинском рынке.

Стремясь создать прогнозируемые условия для развития отрасли и выполнения решения СНБО, Госэнергоэффективности разработало проект Национального плана действий по развитию возобновляемой энергетики до 2030 года (НПД ВЕ 2030).

Этот документ не только устанавливает цели развития отрасли до 2030 года, но и предусматривает меры, обеспечивающие сбалансированное развитие возобновляемой электроэнергетики, теплоэнергетики и потребление возобновляемых источников транспорта.

Работа над проектом НПД ВЕ 2030 велась открыто с привлечением профильных экспертов, ассоциаций и в продуктивном взаимодействии с другими органами власти.

В ходе его подготовки мы учли реальное состояние возобновляемой энергетики и соответствующие целевые показатели, определенные уже утвержденными государственными стратегическими документами и европейскими директивами, а также предложения центральных органов исполнительной власти, профильных организаций, экспертов и научных учреждений.

Так, учитывая вызовы технического и экономического характера в сфере возобновляемой энергетики, в документе уделено значительное внимание, в частности:

– обеспечению постоянства генерации объектов возобновляемой генерации, повышению надежности энергоснабжения, переносу сезонных изменений спроса на электроэнергию;

– стимулированию производства “чистой” электроэнергии на рыночных началах;

– усовершенствованию условий поддержки энергетических кооперативов и частных домохозяйств;

– внедрению механизма выдачи гарантии происхождения электроэнергии;

– стимулированию использования энергоносителей из возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в транспортном секторе.

Проект предусматривает увеличение доли энергии из возобновляемых источников энергии в валовом конечном энергопотреблении в 3 раза – с 9% в 2020 г. до 27% в 2030 г., в частности в секторах:

– электроэнергетики – увеличение доли энергии с ВИЭ в 2 раза – с 14% до 25%;

– отопление и охлаждение – рост доли энергии с ВИЭ в 4 раза – с 9% до уровня 35%;

– увеличение доли энергии из возобновляемых источников в потреблении транспортным сектором в 5 раз – с 3% до уровня 14%.

Выполнение целей проекта Национального плана действий требует привлечения инвестиций в размере более 20 млрд. евро, в частности:

– в мощности электроэнергетики – 8,4 млрд. евро;

– у мощностей теплоэнергетики и установки производства биометана – 11,5 млрд. евро;

– в установки по производству биоэтанола и биодизеля – 0,3 млрд. евро.

Для достижения целей проект Национального плана действий предусматривает мероприятия по созданию благоприятных условий, которые обеспечат сбалансированное развитие возобновляемой электроэнергетики, теплоэнергетики и потребления возобновляемой энергии транспортом, в частности:

– усовершенствование условий поддержки производства электрической энергии из альтернативных источников энергии генерирующими установками потребителей, в том числе энергетических кооперативов и частных домохозяйств;

– введение гарантий происхождения энергии из возобновляемых источников;

– внедрение механизмов развития производства электроэнергии из возобновляемых источников на рыночных началах (Corporate PPA’s);

– разработка законопроектов о развитии биоэнергетики, снятие барьеров развития геотермальной энергетики; увеличение использования биотоплива на транспорте;

– внедрение конкуренции в системах централизованного теплоснабжения;

– развитие инфраструктуры электрозарядных станций;

– создание условий для строительства производственных мощностей по изготовлению оборудования для производства энергии из ВИЭ, систем накопления и балансирующих мощностей.

В течение 2022 Агентство провело колоссальную работу по доработке и согласованию проекта НПД ВЕ 2030: согласовали его с Министерством энергетики, заинтересованными центральными органами исполнительной власти, провели консультации с общественностью и доработали согласно всем замечаниям.

Госэнергоэффективности в сотрудничестве с Программой развития ООН провели стратегическую экологическую оценку проекта Национального плана действий по возобновляемой энергетике 2030 и проекта Плана мероприятий по его реализации, разработаны соответствующие отчеты, прошедшие общественное обсуждение и опубликованные на вебсайте Агентства.

Что важно, результаты проведения стратегических экологических оценок согласованы с Минздравом и Минздравом.

В рамках проведения стратегических экологических оценок были рассмотрены основные экологические проблемы, виды воздействия и возможные последствия использования различных видов возобновляемой энергетики (гидроэнергетика, солнечная энергетика, ветровая энергетика, геотермальная энергетика, биоэнергетика) и внедрение других мероприятий, определенных Национальным планом по развитию к 2030 году.

По итогам стратегической экологической оценки были предложены меры по предотвращению, снижению или смягчению определенных влияний в процессе выполнения документа, а также мероприятия по мониторингу последствий выполнения проекта Нацплана действий.

Принятие проекта Национального плана действий по возобновляемой энергетике вышло на финишную прямую.

Проект НПД ВЕ 2030, план мероприятий по его реализации и отчеты о проведенных стратегических экологических оценках направлены в Министерство энергетики для дальнейшего внесения на рассмотрение Кабинета Министров Украины. Документ должен войти составной частью в Энергетическую стратегию Украины и Интегрированный национальный план по вопросам энергетики и климата.

Надеюсь, что в ближайшее время будет возможность его принять. Но в то же время следует понимать, что после нашей победы план потребует обновлений. Но, несмотря на это, наши цели должны быть не менее амбициозными.

Уверен, что сбалансированное развитие возобновляемой энергетики может быть только планомерным. Результат недостаточно продуманного развития мы видим в разворачивающемся в последние годы кризисе и решение которого стоит украинцам больших денег – как в форме непосредственно выплат, осуществляемых потребителями и налогоплательщиками, так и в форме несоблюдения выгод от устойчивого развития, замедлившегося такой кризис.

Мало определить развитие зеленой энергетики как идею в себе, мало сформировать оптимистические цели – важно детализировать такие цели и разработать конкретные планы и меры, которые должны быть способны реализоваться. Но сами они точно не реализуются без четкого определения задач более низкого уровня и ответственных субъектов, которые способны выполнить такие задачи.

Это не умаляет важность стратегического планирования, а наоборот – дает ему гораздо больший смысл и вес.

Обращаю внимание, что важен и сам процесс планирования, если он организован должным образом. Такой процесс не только позволяет достичь консолидации интеллектуального и коммуникационного ресурса, но и основы успеха в дальнейшей реализации.

Эффективность реализации планов определяется качеством публичного управления, которое, в свою очередь, базируется на исследованных и признанных принципах. Большие риски успеха реализации планов находятся как в плоскости качества планирования, результатом которого должна быть сформирована государственная политика, так и качеством реализации, которая зависит от последовательного соблюдения принципов хорошего публичного управления. Без сомнения, развитие возобновляемой энергетики Украины будет во многом определять качество и динамику развития экономики Украины, постоянство социально-экономического развития и национальной безопасности нашего государства. (Валерий Безус, председатель Государственного агентства по энергоэффективности и энергосбережению Украины (Госэнергоэффективность), Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий