Страны Северо-Западной Европы заменили объемы ранее поставлявшегося из России дизтоплива за счет увеличения импорта из Саудовской Аравии, Индии, Китая и Южной Кореи. Об этом со ссылкой на Управление энергетической информации Минэнерго США (EIA) сообщает “Интерфакс-Украина”.
По оценке ведомства, после вступления в силу санкций против российских нефтепродуктов, состоявшегося 5 февраля, импорт дизтоплива с РФ морем сократился с 53% до 2%. На фоне этого существенно возросли поставки из других регионов, особенно из Ближнего Востока и Азии.
Наибольший рост импорта ДТ в Северо-Западную Европу произошел из Саудовской Аравии: поставки в феврале из королевства составили 202 тыс. б/д, тогда как в период с октября 2021 по сентябрь 2022 они составляли в среднем 68 тыс. б/д р. Индия также увеличила экспорт дизтоплива: со 110 тыс. б/д в среднем за аналогичный период до 161 тыс. б/д в феврале 2023-го.
Аналитики EIA отмечают, что поставки ДТ также нарастили Китай и Южная Корея, ранее не являвшиеся регулярными экспортерами этого топлива в Европу. В феврале объем их поставок составил 119 тыс. б/д и 45 тыс. б/д соответственно.
Импорт из США увеличился до 107 тыс. б/д, тогда как с октября 2021 по сентябрь 2022 он составлял в среднем 43 тыс. б/д.
“Потеря по Европе России как крупного поставщика дизельного топлива означает, что ей придется импортировать это топливо из более отдаленных регионов. Неопределенная динамика спроса и предложения, а также новые обстоятельства, связанные с импортом ГП в Европу (его импорт с более дальних расстояний) могут привести к волатильности цен, поскольку рынки полностью приспосабливаются к новой динамике”, – говорится в сообщении.
При этом в EIA отмечают, что цены на дизтопливо в Северо-Западной Европе к концу февраля были ниже, чем до начала спровоцированной Россией полномасштабной войны в Украине: $2,65/галлон против $3,29/галлон. В ведомстве отмечают, что такая динамика сейчас обусловлена теплой погодой, снижением цен на природный газ, а также проблемами экономики.
5 декабря 2022 вступил в силу запрет Евросоюза и стран G7 на покупку российской нефти, с 5 февраля 2023 года – эмбарго на импорт нефтепродуктов. Кроме того, в аналогичные сроки начал действовать запрет на морские перевозки российских нефти и нефтепродуктов, если они продаются выше установленного “потолка” цен. Для нефти она пока установлена на уровне $60/барр., для нефтепродуктов – на уровне $100/барр. (для дизтоплива и бензинов) и $45/барр. – для продукции с низкой добавленной стоимостью (мазута, нефти). (Enkorr/Энергетика Украины и мира)