Как изменится конфигурация рынка после запрета российских нефтепродуктов и возможно ли полностью отказаться от горючего российского происхождения.
Николай Колесник, заместитель министра энергетики Украины:
До войны доля России на мировом рынке нефтепродуктов составляла около 9%.
За экспорт бензина, дизельного горючего, автомобильного газа и мазута она ежегодно получала до 160 млрд. евро.
Убежден, что значительную часть этих сверхдоходов государство-террорист направляло на производство оружия и боеприпасов, закупку “шахидов”, содержание огромной армии убийц и мародеров.
Чтобы лишить агрессора такого ресурса, государства Евросоюза ввели эмбарго на российские нефтепродукты.
С 5 декабря 2022 г. импорт российской нефти, а с 5 февраля 2023 г. – нефтепродуктов на территорию ЕС запрещен. Кроме того Евросоюз, страны G7 и Австралия ввели “потолок цен” на российское горючее: на светлые нефтепродукты – 100 долл. за бар, на темные – 45 долл. за барр.
По оценкам IEA , из-за эмбарго к 2030 г. Россия недосчитается 1 трлн. По данным исследовательского центра CREA , агрессор уже теряет 160 млн. евро ежедневно от нефтяного эмбарго и потолка цен, а после введения запрета на импорт нефтепродуктов эти потери возрастут еще на 120 млн. евро.
Однако выбросить Россию из топливного рынка непросто. Как и в случае с природным газом, зависимость Европы от российского топлива немалая. К тому же и сама Россия любым способом будет пытаться сохранить экспорт своего топлива в Европу.
Хотя в соответствующих сертификатах будет указана совсем другая страна происхождения, значительная часть горючего, попадающего в Европу, все же будет иметь российский привкус. Привкус “русского духа”.
Горючее с русским “душком”
Отто фон Бисмарку приписывают фразу: “Тот, кто любит колбасу и политику, не должен видеть, как делается и то, и другое”. То же с горючим. Дело в том, что введенный в начале февраля “потолок цен” не касается нефтепродуктов, изготовленных из нефти российского происхождения за пределами России.
Это выглядит так: страна Х покупает российскую нефть с большим дисконтом из-за “потолка цен”, перерабатывает на своих заводах и снабжает топливом, например, в ЕС.
Почти то же происходит тогда, когда страна Y покупает российские нефтепродукты и смешивает их с нефтепродуктами нероссийского происхождения. Такие нефтепродукты тоже могут быть экспортированы в страны, введшие эмбарго. Главное, чтобы смешение было “существенным” (до 49%) и происходило за пределами России.
Еврокомиссия разъяснила: “Если российский нефтепродукт перерабатывается путем смешения в третьей стране с продуктом, происходящим из другой третьей страны, и это приводит к появлению другого продукта, то российский нефтепродукт не будет считаться российским происхождением и ограничение цены не будет действовать”.
Итак, лазейка для проникновения российского горючего в ЕС осталась, хотя ее диаметр уменьшился, а процесс попадания горючего несколько усложнился. В ЕС опасаются рост цен на горючее после введения эмбарго, хотя и подчеркивают, что все зависит от степени диверсификации источников снабжения.
Диверсификация на марше
У Европы уже есть успешный опыт по замещению российских энергоносителей. Вспомните о диверсификации поставок природного и сжиженного газа. Она происходит успешнее и эффективнее, чем ожидалось.
В случае с российским топливом игроки рынка мгновенно отреагировали на информацию об эмбарго еще на этапе его обсуждения и пополнили запасы. Вот как, по данным компании Kpler, отреагировал рынок ЕС на эмбарго на нефтепродукты российского происхождения, которое стали обсуждать в 2022 г.
Поставки российского дизельного горючего начали существенно увеличиваться осенью 2022 г. и к декабрю выросли почти в полтора раза, вернувшись в январе 2023 г. к показателям марта.
Следовательно, у ЕС сформировались достаточные запасы горючего. Благодаря этому Европа может позволить себе в более или менее спокойном режиме искать новых поставщиков. Даже не поставщиков, а другие объемы, ведь поставщики – те же, что и раньше: страны Ближнего Востока и Азии, Соединенные Штаты.
После того, как российские нефтепродукты попали под эмбарго, их дефицит на рынке оценивается в 500-700 тыс. барр. в сутки. Кто покроет дефицит?
Ближний Восток
По данным еврокомиссара по энергетике Кадри Симсон, некоторые ближневосточные страны заявляют о планах подвинуть Россию на рынке горючего.
К примеру, Кувейт намерен нарастить поставки дизельного горючего в пять раз. По данным Bloomberg, Kuwait Petroleum Corp. в течение года планирует поставить около 2,5 млн. тонн дизтоплива (50 тыс. барр в сутки).
Конечно, это слишком мало, чтобы удовлетворить спрос. По данным JP Morgan Chase&Co , российский экспорт в Евросоюз в конце 2022 г. составил 1,3 млн. барр. ежедневно и почти половина этого объема приходилась на дизтопливо.
В декабре Министерство нефти Кувейта проинформировало об увеличении производства на крупнейшем на Среднем Востоке НПЗ Al Zour Refinery.
Когда завод заработает на полную мощность, Кувейт ежесуточно будет перерабатывать 1,5 млн. барр нефти. В декабре состоялась первая поставка дизельного горючего с кувейтского завода в Евросоюз – 66 тыс. тонн или почти 500 тыс. барр.
Летом французская TotalEnergies договорилась с Adnoc (ОАЭ) о поставках 300 тыс. тонн дизтоплива (2,25 млн. барр). В 2021 г. Франция импортировала из ОАЭ 15 тыс. бар горючего в сутки, а после подписания соглашения импорт вырастет на 40%.
В сентябре Adnoc заключила соглашение с немецким Wilhelm Hoyer о поставках 250 тыс. тонн дизтоплива ежемесячно в течение 2023 г. Первая поставка состоялась в том же месяце. Это лишь часть широкого соглашения между Германией и ОАЭ.
Это реальные примеры отказа от российских нефтепродуктов. Евросоюз понял опасность, которую несет Россия и сосредоточился на поиске альтернативных продавцов. Этому вопросу будут уделять особое внимание и со временем он будет решен.
Азия
Если в ближневосточных странах достаточно нефти для ее переработки, то Китай и Индия выбрали другую модель. Они ориентируются на поставки дешевой российской нефти, ее переработку и поставку топлива на европейские рынки.
Индия существенно нарастила поставки российской нефти в 2022 г., и эта тенденция сохранилась в январе. По данным Vortexa, поставки российской нефти в Индию в декабре достигли 1,2 млн. барр в сутки, а в январе они выросли еще на 100 тыс. барр. Основными покупателями являются частные нефтеперерабатывающие фабрики.
Декабрьский импорт российской нефти был на 25% больше, чем в ноябре. Впоследствии горючее из этой нефти попадет на европейский рынок. По данным Vortexa, около 60% танкеров, отгружающих российскую нефть в Индию, имеют возраст более 15 лет и принадлежат компаниям, базирующимся в Индии, Греции и ОАЭ.
Китай, скорее всего, станет крупнейшим поставщиком топлива в ЕС. Эксперты Bloomberg оценили потенциал его экспорта 400-600 тыс. барр. в день. Львиная доля дизтоплива, к сожалению, будет произведена из российской нефти.
Всем понятно, что Россия будет пытаться использовать так называемый теневой флот для дальнейшей торговли нефтью и нефтепродуктами. Поэтому этому вопросу будет уделяться и уже уделяется особое внимание.
На днях албанская полиция задержала в порту Дурес танкер под либерийским флагом, который, как подозревают, перевозил российскую нефть и нарушил санкции. Танкер вышел из азербайджанского порта и в греческом порту Каламата был загружен российской нефтью (22,5 тыс. тонн).
Еще раньше Испания не пустила в свой порт судно Maersk Magellan с грузом дизельного горючего, шедшего под флагом Сингапура. В испанском Минтрансе сообщили, что товар происходит из судна Nobel, которое до 1 июля ходило под российским флагом, а сейчас – под камерунским.
С Nobel дизельное топливо сначала попало на судно Elephant путем перевалки где-то возле Гибралтарского пролива, а затем попало на Maersk Magellan. Вот такие цепочки, точнее “карусели”, выстраивает Россия, чтобы и дальше получать доходы, хотя и не такие большие, как раньше.
Это тот случай, когда речь идет о несовершенстве санкций, однако на данном этапе нет другого выхода. В то же время санкции делают Россию более зависимой от Китая и Индии. Агрессор вынужден продавать нефть со скидками, чтобы оставаться конкурентным на мировом рынке.
Меньше российского топливного спреда
Исключить попадание российских нефтепродуктов на европейские рынки крайне непросто. Выше я уже упоминал о тонкостях “смешивания” и переработки. Отслеживать весь путь попадания нефтепродукта на рынок сложно.
Да, есть сертификаты EUR.1, подтверждающие европейское происхождение товаров, но и с ними возможны манипуляции. Такие сертификаты можно получить, если подать в выдающие их Торгово-промышленные палаты неточные документы.
Следовательно, должны надеяться на пересмотр санкций.
Например, в CREA советуют существенно снизить “потолок цен”: до 25-35 долл. за бар нефти и до 5 долл. за бар нефтепродуктов. Кроме того, предлагается увеличить штрафы для танкеров, перевозящих российские нефть и нефтепродукты, и ужесточить требования к раскрытию информации о происхождении товаров.
Для ограничения транспортировки российской нефти также советуют запретить продажу России и ее сателлитам танкеров и перевалку нефти в территориальных водах и исключительных экономических зонах введенных санкций стран.
Я убежден, что эти рекомендации в один прекрасный день превратятся в очередной действенный санкционный пакет, ведь Россия пока не отказывается от ведения агрессивных действий и на торговом фронте. Она будет пытаться удерживать свою долю на рынке даже путем существенного демпинга.
Мы уже были свидетелями агрессивных действий российских нефтяных компаний (ТНК, “ЛУКойл”), когда в начале 2000-х они мощно заходили на наш рынок горючего, скупая сети АЗС, демпингуя по ценам на горючее, доводя до банкротства региональных операторов рынка и скупая наши нефтеперерабатывающие фабрики. Что с ними сейчас – вы прекрасно знаете.
Санкции против России – это не спринт, а марафон. В краткосрочной перспективе эффект от них иногда может считаться незначительным, однако в среднесрочной и долгосрочной они будут иметь разрушительные последствия для экономики страны-агрессора.
Большой путь начинается с первого шага. Не сомневаюсь, что вместе с ЕС, G7 и другими дружественными государствами мы пройдем его успешно и достойно. (Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)