Как страны могут сотрудничать в развитии “зеленой” энергетики в ЕС, и какие экономические и стратегические преимущества получит Украина.
Арне Мйос, Group CEO и основатель Itera. Соавтор; Йон Эрик, Group COO Itera.
Перед цивилизованным миром и в частности ЕС стоит нелегкая задача: избавиться от зависимости от российского газа, которым финансируется путинская война, и продолжать борьбу с климатическим кризисом.
ЕС держит курс на “озеленение” экономики, а нападение на территорию Украины ускоряет переход на возобновляемую энергетику.
Одним из ключевых и крупнейших поставщиков энергоресурсов в регионе является Норвегия, которая столкнулась с дефицитом ИТ-специалистов.
Это обширное окно возможностей для украинских специалистов.
Курс на “зеленую” энергетику – это новые возможности
Мир некоторое время движется в сторону “озеленения” экономики, и цель современной Европы – стать первым в мире климатически нейтральным континентом к 2050 году.
С 2020 г. 17 из 27 стран-членов ЕС увеличили свои планы по развитию возобновляемой энергетики. По данным Еврокомиссии, к 2030 г. 45% энергетического баланса ЕС должны обеспечивать возобновляемые источники энергии.
Парадоксально, но война в Украине способствует “озеленению” экономики, ведь побуждает как можно скорее найти замену российским нефти и газу. С июля по сентябрь 2022 импорт газа из России в страны Евросоюза сократился на 74% по сравнению с аналогичным периодом 2021 г.
Комбинация опыта и возможностей
Скандинавские страны обладают большим потенциалом в энергетическом секторе, ведь получают энергию из нефти, газа, водорода, гидроэнергии, ветра, солнца и удачно сочетают это для увеличения промышленных мощностей.
Особого внимания заслуживают энергетические мощности Норвегии. В стране живет только 1% населения европейского континента, зато там сконцентрировано 60% нефтяных ресурсов, 50% водохранилищ с запасами воды для производства гидроэнергии, 40% газовых и 20% гидроэнергетических ресурсов.
Экономика Норвегии практически полностью работает на возобновляемых источниках электроэнергии, посреди которых преобладает гидроэнергетика: 92% производства.
Страна полностью покрывает потребности локальных предприятий в гидроэнергетических ресурсах, является седьмым по величине производителем природного газа в мире и обеспечивает более 2% глобальной добычи нефти.
Норвегия является надежным и одним из крупнейших в Европе поставщиком энергоресурсов в ЕС. По данным ИТ-компании Refinitiv Eikon, страна недавно даже обогнала Россию по объемам поставок.
Норвегия также пытается правильно и заведомо распоряжаться своими ресурсами. В стране насчитывается более 400 компаний, производящих электроэнергию, преимущественно “зеленую”. Кроме того, все большее количество компаний присоединяется к ним с продукцией для микроэнергетики: создание небольших ветровых генераторов, их установка на столбах вдоль трасс.
Реформы производятся и в транспортном секторе. Норвегия популяризирует электромобили, предоставляя льготы по их приобретению. В результате Норвегия является лидером среди стран ЕС по использованию “зеленых” автомобилей гражданами.
Благодаря комплексному опыту в возобновляемой энергетике, страна может стать указателем на пути трансформации энергетической отрасли в Европе и мире.
Цифровые решения с максимальной эффективностью
Ключом к эффективному развертыванию энергетических мощностей, созданию, установке и использованию энергетических установок, а также построению новых вертикальных цепочек создания стоимости является диджитализация.
Она позволяет совершить “зеленый” переход быстрее и дешевле по сравнению с развитием нефтегазовой отрасли в 1960-1970-х годах. Например, введение концепции “цифрового двойника физической установки”, то есть представление объекта или процесса в форме цифрового аналога в реальном мире.
Это улучшает результаты совместной работы всех поставщиков в цепи создания стоимости “зеленой” энергии на основе стандартов материалов и функциональности, а также процедур эксплуатации и технического обслуживания.
Такая разработка эффективна для прогнозирования техобслуживания и управления созданием и активно употребляется на морских нефтегазовых объектах.
Другой пример – новые ветроэлектростанции, благодаря комбинации цифровых и традиционных решений максимизирующих эффект реакции лопастей на силу ветра, оптимизируя генерацию электроэнергии.
Диджитализация позволяет сбалансировать потребление электроэнергии, возвращая избыточные мощности в ту же сеть, из которой передавалась.
Спрос на “зеленую” электроэнергию растет в геометрической прогрессии и значительно превышает предложение. Это приводит к увеличению стоимости такой энергии и дефициту компонентов. Кроме того, быстрая цифровизация потребует больше ИТ-талантов, чем у ведущих стран, развивающих “зеленую” энергетику.
Так, прогнозируемая нехватка ИТ-специалистов в Норвегии к 2030 г. может составить 40-80 тыс. Согласно с исследованиями Конфедерации предприятий Норвегии (NHO), два из трех предприятий уже ощущают недостачу ІТ-компетенций, а 75% ІТ-бизнесов одним из барьеров роста называют дефицит квалифицированных кадров.
Сильная сторона Украины – это ИТ-сектор
ИТ-технологии важны для развития энергетики и усиливают соприкасающиеся с ней транспортную и строительную отрасли. Новейшие ИТ-решения позволяют компаниям автоматизировать процессы, снизить количество ошибок, повысить эффективность.
К примеру, использование цифровых инструментов в разведке и добыче нефти и газа помогло норвежским энергетическим компаниям сократить расходы. Технологические решения также защищают данные и инфраструктуру от киберугроз.
Энергетический сектор генерирует огромные объемы данных, которые нужно собирать, обрабатывать и анализировать. ИТ-инструменты – датчики, системы SCADA, аналитика обширных данных – помогают собирать и анализировать данные в реальном времени и принимать лучшие решения, оптимизировать деятельность и уменьшать затраты.
ИТ-продукты используются и в энергетическом менеджменте, позволяя бизнесу отслеживать и контролировать использование энергии. В Украине ИТ-отрасль стремительно развивается и является драйвером экономического развития страны. В частности, на ИТ приходится около половины предоставляемых за границу услуг.
Компьютерные услуги – это единственная экспортная статья, которая продолжила расти, несмотря на большую войну. По результатам 2022 г., IT-экспорт вырос на 16% по сравнению с аналогичным периодом 2021 г., а выручка достигла 4,9 млрд. дол.
С 2020 по май 2022 г. наша компания модернизировала программы, позволяющие поставщикам электроэнергии управлять электрической сетью, отслеживать возраст, использование, историю технического обслуживания и ряд других важных переменных для ее обслуживания и оптимизации.
Решением стала миграция в “облако”, что расширило возможности применения. Таким образом, мир постепенно переходит на новое поколение “умных” электросетей, оптимизируя потребление и улучшая надежность систем.
Квалифицированные ИТ-специалисты из Украины могли бы помочь модернизации электроэнергетической отрасли в Украине, Евросоюзе и мире в целом.
Сотрудничество между Украиной и Норвегией в вопросах энергетики уже происходит, а при еще более тесных отношениях обеих стран в ИТ-сфере Украина могла бы, скажем, решить проблему Норвегии в дефиците специалистов за год.
Правительства обеих стран создают деловые и финансовые условия, чтобы Норвегия и страны Северной Европы могли стать лидерами “зеленого” энергетического перехода. Приобщаются и игроки рынка. В Украине проводятся встречи энергокомпаний с министрами, чтобы заложить фундамент для проектов “зеленой” трансформации.
План действий и что это дает экономике Украины
ЕС стремится достичь полной углеродной нейтральности к 2050 году. Синергия усилий позволит ускорить этот переход. К примеру, украинские мощности в Черном море способны удовлетворить потребность ЕС в оффшорной ветроэнергетике.
Кроме того, двустороннее сотрудничество в сфере “зеленой” энергетики может принести Украине до 1 млрд. долл. экспортного дохода. Учитывая ресурсную способность Норвегии и ИТ-мощности Украины, мы можем занять лидирующие позиции на пути к “озеленению” Европы. Фундамент уже заложен.
Как свободная и демократическая европейская страна у Украины есть значительные “зеленые” мощности и перспективный сектор возобновляемой энергетики (ВИЭ), инвестиции в который в начале 2022 года превышали 12 млрд. дол.
К сожалению, из-за войны часть предприятий и газохранилищ была повреждена, часть находится на оккупированных территориях. Тем не менее, сектор имеет большой потенциал. Украина готовится увеличить экспорт электроэнергии в страны Евросоюза и значительная ее часть производится из возобновляемых источников.
После победы Украины над Россией и членства в ЕС страна будет занимать пятое место по численности населения среди стран блока и первое – по масштабу земель, пригодных для производства энергии солнца, биомассы и ветра.
Инвесторы будут охотно вкладывать свои активы в экономику страны. Если до войны Украина могла экспортировать около 10% энергии в страны-члены ЕС, то после восстановления и развития энергетических мощностей потенциал будет еще больше.
Jobs to be done
Летом правительство Украины презентовало “план Маршалла” – выделение 750 млрд. долл. на восстановление и обновление национальной инфраструктуры. В то же время парламент Норвегии одобрил программу поддержки Украины до 2027 г. стоимостью 7,3 млрд. долл., из которых около 1,5 млрд. долл. выделит в 2023 г.
Треть средств инвестируют в проекты по сохранению окружающей среды, дерегуляции, цифровизации взаимодействия бизнеса с государством, строительству и модернизации электростанций и инфраструктуры для производства “зеленого” водорода.
Этот план в сочетании с углублением евроинтеграции – правильная возможность для предприятий не только цифровизироваться, но и стать более экологичными. Поэтому норвежскому правительству и бизнесу следует начать диалог с украинскими властями о том, как Норвегия может способствовать энергетическому переходу в Украине и Евросоюзе.
Если частный и государственный секторы будут тратить, скажем, 5-10% ИТ-бюджета на закупку ИТ-услуг в Украине, то взнос будет даже больше, чем объявленная в июле поддержка Норвегии в размере до 1 млрд. дол.
В области “зеленой” энергетики Норвегия и Украина могут стать тем, чем Кремниевая долина в ИТ. Это win-win. Сотрудничество между двумя странами уже налажено, хотя отношения нужно развивать.
В частности, украинские специалисты разрабатывают программное обеспечение для норвежских компаний, получающих качественные услуги за конкурентную стоимость.
Норвежское правительство также финансирует проекты по улучшению ИТ-сектора в Украине.
Норвегия, имея экспертизу в распределении возобновляемых источников энергии, возьмет на себя ведущую роль в переходе на “зеленую” энергетику в Европе и при этом создаст для Украины экспортную выручку в размере 2-3 млрд. евро.
Украина – пример цифрового развития во властных и бизнес-структурах и имеет развитые компетенции в сфере энергетики.
Заручившись поддержкой мирового сообщества для восстановления и совершенствования энергетического сектора, Украина способна превратиться в “зеленую” сверхдержаву с большим объемом экспорта электроэнергии в Евросоюз и Великобританию и таким образом улучшить баланс энергоснабжения в Европе.
В то же время фокусироваться только на “озеленении” не стоит, следует уделить внимание и диджитализации. Такой двойной переход поможет бизнесу стать более устойчивым и обеспечит стойкую цифровую трансформацию. (Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)