Украина входит в лето без Запорожской АЭС и с разрушенной на 50% энергосистемой.
Дефицита электроэнергии вряд ли получится избежать, а его уровень будет определять жара и график ремонтов атомных и теплоэлектростанций. Как бизнес готовится к возможным ограничениям.
Украина 23 мая приостановила экспорт электроэнергии. “Это ситуативное решение для обеспечения поставки электроэнергии украинским гражданам и бизнесу”, – пояснил руководитель “Укрэнерго” Владимир Кудрицкий в эфире единого телемарафона.
“Укрэнерго” уже больше недели призывает экономно потреблять электроэнергию в вечерние часы пик – с 19:00 до 22:00. Днем и ночью небольшой профицит, а в вечерний пик – дефицит до 1-1,2 ГВт, говорит топ-менеджер крупной энергетической компании на условиях анонимности, так как эти данные засекречены из-за войны.
Моделирование Центра исследований энергетики показывает, что пик дефицита электроэнергии может быть от 1 до 3 ГВт с середины июля по середину августа, говорит Александр Харченко, директор Центра исследований энергетики. В июле дефицит электроэнергии будет доходить до 1,7-1,8 ГВт, говорит топ-менеджер крупной энергетической компании.
Сейчас потребление около 13-14 ГВт, по данным ExPro Consulting. Так что дефицит может достигать от 7 до 23% потребления.
Почему электроэнергии не хватает? Энергосеть разрушена на 40-50%, по оценке Кудрицкого. “Энергоатом” вывел четыре из девяти атомных блоков на плановые ремонты, говорит топ-менеджер крупной энергетической компании. Ранее график ремонта энергоблоков АЭС находился в открытом доступе, сейчас эта информация засекречена. Также производятся плановые и аварийные ремонты теплоэлектростанций.
Чем можно компенсировать недостаток? Импортом электроэнергии, говорит Кудрицкий.
Украина может импортировать 1 ГВт электроэнергии. В прошлом году в соседних европейских странах цены на электроэнергию были на 300-400% выше украинских. Сейчас иногда на 17-18% выше, а иногда даже ниже украинских, как 26 мая.
Необходим механизм, компенсирующий волатильность европейских цен, говорит Кудрицкий. “Ведь если ничего не делать, это не сработает, – говорит он. – Никто не будет покупать по более высокой цене и перепродавать в Украине по более низкой”.
Он предлагает два варианта – или расширение прайскепов, чтобы в часы высокого спроса электроэнергия могла быть дороже и трейдерам было выгодно продавать импортный ресурс, или механизм компенсации разницы между европейской и украинской ценами. Решение – за регулятором, говорит Кудрицкий.
Как к дефициту готовится бизнес
Зимой дефицит был форс-мажором, поэтому бизнес импортировал для себя дорогую импортную электроэнергию, чтобы не останавливать производство. В январе-феврале 2023-го, например, “АрселорМиттал Кривой Рог” импортировал 42,9 млн. кВт-ч со Словакии. Импорт обошелся заводу в 357 млн. грн., говорит СЕО компании Мауро Лонгобардо в интервью Forbes.
Владелец UBC Group Игорь Гуменный не ожидает ограничений электроснабжения летом. На случай перебоев у компании есть генераторы, которые покрывают 70-80% потребности предприятия. Электроэнергия составляет до 3% стоимости продукции, а при использовании генераторов – до 6%, говорит Гуменный. Поэтому он планирует к осени установить солнечные панели мощностью 1МВт, которые в пик производства электроэнергии могут покрыть 100% потребностей предприятия. Это должно снизить затраты на электроэнергию при перебоях поставок.
Предпринимателей уже просят ограничить потребление вечером, говорит Харченко из Центра исследований энергетики. “Полтаваоблэнерго” предупредило Ferrexpo о возможном дефиците электроэнергии и возможных графиках отключений, говорится в ответе компании на запрос Forbes. Ferrexpo готова импортировать электроэнергию при необходимости, когда починят подстанцию, поврежденную российскими атаками. В настоящее время в финансовых планах компании не предусмотрено повышение затрат в связи с импортом электроэнергии.
Днепровская “Биосфера” закупила крупные промышленные генераторы еще осенью 2022-го и готова ко второму кризису энергоснабжения, говорит руководитель производственного направления корпорации “Биосфера” Любовь Григорян. “Мы не закладывали экстразатраты на возможное использование генераторов, – говорит она. – Заложить эти риски в себестоимость и поднимать цены для конечного потребителя бессмысленно, потому что это ситуационно”.
Прошедшая зима стимулировала бизнес подготовиться к ограничениям в снабжении электроэнергией, говорит Оксана Миронько, руководитель департамента Европейской бизнес ассоциации. “Компании держат генераторы и системы хранения энергии под рукой, но и дополнительные затраты не закладывают”, – говорит она. (Forbes-Украина/Энергетика Украины и мира)