Как сокращение добычи нефти в Саудовской Аравии повлияет на ее цену на внешних рынках?
Александр Мартыненко, руководитель подразделения по корпоративному анализу ICU:
В начале июля Саудовская Аравия заявила о планах продлить одностороннее июльское сокращение добычи нефти на 1 млн. баррелей в сутки еще и на август.
В то же время Россия пообещала сократить объемы своего экспорта на 0,5 млн. баррелей/сутки. Для многочисленных наблюдателей это стало правильным поводом, чтобы заговорить о более стремительном расширении дефицита нефти в ближайшие месяцы.
При этом ключевые доводы в пользу дефицита с начала года почти не изменились: сокращение предложения ОПЕК+, усиление спроса Китая и устойчивость роста западных экономик.
Впрочем, ценовые прогнозы пока не очень хорошо проходят испытания реальностью. И вместо предусмотренных консенсус-прогнозом среднеквартальных $90 за баррель, цены на нефть Brent по результатам полугодия так и не вышли за пределы коридора $70-80, несмотря на предыдущие заявления ОПЕК+ о сокращении добычи.
Даже эти две недавние попытки союзников подтолкнуть цены пока выглядят не очень успешными: цены до сих пор колеблются у верхней границы коридора.
У игроков нефтяного рынка есть веские основания сомневаться в прогнозах близкого большого дефицита.
Желающих поставлять нефть достаточно
Выведение саудитами из обращения суточного миллиона баррелей действительно ощутимо для рынка. В результате в течение июля-августа ведущий мировой экспортер будет добывать меньше с 2020 г., когда потребление получило мощный удар от пандемии Covid. Однако пока предложения хватает и от других экспортеров, включая Россию.
Сомнительно, что за заявлениями россиян стоят реальные намерения в дальнейшем существенно сбавлять поставки. Недаром страна засекретила статистику добычи нефти с марта этого года, достоверность которой и вызывала вопрос.
В феврале Россия уже заявляла о намерениях сократить добычу на 500 баррелей/день. Впрочем, с того момента и до конца июня российский экспорт нефти только рос, и вместе с ним росло недовольство союзников России с ОПЕК+.
В отличие от своих коллег с Ближнего Востока, российские нефтяники не могут быстро восстанавливать добычу. К тому же западные санкции сузили круг покупателей требовательными к ценам Китаем, Индией и Турцией. Все это отнюдь не мотивирует российские нефтяные компании резко сокращать производство.
Поставки еще одного крупного подсанкционного экспортера нефти, Ирана, удвоились с минувшей осени до 1,6 млн. баррелей/сутки и достигли максимума за последние пять лет. Большинство этих объемов благодаря теневому танкерному флоту и щедрым скидкам находят своих покупателей в том же Китае.
Добыча постепенно восстанавливается даже в Венесуэле, где еще год назад она упала до уровня 40-х годов прошлого столетия, а в этом году уже выросла почти на 20%.
В целом, по данным Bloomberg, суммарные объемы поставок в Индию и Китай из России, Ирана и Венесуэлы с начала года прыгнули на 50%, или на 2 млн. баррелей в сутки. Это явно не то, чего ожидали аналитики, когда прогнозировали увеличение дефицита нефти в течение года.
Впрочем, дело не только в способности тоталитарных нефтяных экспортеров обходить санкции. Также наращивают добычу в США, Аргентине, Бразилии, Гайане, Норвегии, Канаде и даже в не очень богатом нефтью Китае. И если Саудовская Аравия будет продолжать недоставлять свою нефть, то она рискует просто потерять свою рыночную долю.
Китайский спрос не спешит на помощь
Еще с начала года практически все аналитики были убеждены, что китайская экономика, освободившись от ограничений против пандемии Covid, станет основным локомотивом роста спроса на нефть.
Впрочем, за семь месяцев отмены ограничений ожидаемое экономическое восстановление оказалось настолько слабым, что китайские власти вынуждены вновь планировать обширный комплекс мер по монетарному, кредитному и фискальному стимулированию.
Насколько эти меры смогут подогреть внутренний спрос, в том числе нефть, остается под вопросом. Ведь после многих лет массированной накачки кредитами, население и предприятия сосредоточены на долговой разгрузке.
Поэтому новая государственная поддержка скорее будет использована на контролируемое замедление, чем на виток экономического бума.
Действительно, объемы импорта нефти в Китай в последние месяцы растут, особенно российской нефти. В то же время, в стране также быстро растут коммерческие и стратегические запасы нефти, свидетельствуя, что объемы импорта значительно превышают реальное потребление.
За таким накоплением неизбежно последует ограничение закупок в будущем, а значит, цены останутся без ожидаемой поддержки.
Так что не зря, когда на прошлой неделе вышли печальные новости о резком замедлении роста китайского ВВП, реакция цен на нефть была одной из самых болезненных на рынках.
Устойчивость западных экономик будет решающей
Не назовешь благоприятной для нефтяного рынка и ситуации в западных экономиках. По итогам первого квартала экономика Еврозоны уже оказалась в технической рецессии.
Остается открытым вопрос, удастся ли совершить мягкую посадку экономике Соединенных Штатов. Ведь именно из этого предположения исходят многие предсказатели большого нефтяного дефицита.
Пока заметное замедление американской инфляции вызвало мощную волну оптимизма на финансовых рынках, ведь это приближает конец цикла повышения ставок ФРС и повышает шансы избежать рецессии. Еще больше вдохновляет инвесторов устойчивость американского потребительского спроса и живость рынка занятости.
Впрочем, именно эти два фактора могут снова ускорить инфляцию. Ускорение же инфляции создаст сложную дилемму: центральным банкам будет трудно побороть инфляцию, не допустив с помощью высоких ставок определенного экономического спада.
И каким бы непродолжительным был этот спад, он на время приведет к падению потребления, в том числе и нефти. Пока на рынке не очень многие игроки готовы ставить на идеальный сценарий, при котором снижение инфляции совпадет с отсутствием рецессии.
И даже если ОПЕК+ удастся значительно ограничить предложение нефти, мало кто уже верит в возврат цен на нефть до трехзначных отметок, как это было полгода назад. (Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)