Противодействие проникновению российского горючего в Украину – тема номер один в нефтетрейдерских кругах. В мае правительство сделало первый существенный шаг – усилило контроль за происхождением импортного горючего, сделав обязательным предоставление импортером сертификата происхождения.

Это имело кратковременный эффект. Международная система выдачи сертификатов происхождения показала свою полную нетрудоспособность в обнаружении российского топлива. Получить их оказалось довольно легко, поэтому ловкие зарубежные трейдеры быстро адаптировались под новые требования и начали подкладывать под свои смеси с российским душком респектабельные европейские документы.

Правда, такой формализм не совсем устроил украинских таможенников. Сертификаты из страны производства, документы на происхождение составляющих в миксах, первичные транспортные накладные, коносаменты на материнское судно. Это и еще многое другое сейчас могут спросить таможенники, если партия нефтепродуктов идет из подозрительного источника или пункта, куда в поисках обхода европейских санкций стекаются объемы российского горючего.

И что же мы видим? Псевдоказахстанского газа из Польши и Литвы стало в разы меньше, ведь доказать его нероссийское происхождение все труднее, а желающих испытать судьбу – все меньше.

Токсические турецкие терминалы, куда массово заходит ДТ из российских портов, теряют украинские контракты.

Прибывшие из портов “красной зоны” суда рискуют влететь на демередж (расходы по простою) из-за удлиненной проверки.

Активизировать работу Энерготаможни, зажатой нормами не адаптированного к энергетической войне таможенного законодательства, помогла рабочая группа в Совете нацбезопасности и обороны Украины. По результатам работы созданной в СНБО группы ряду ответственных органов были направлены соответствующие рекомендации и требования для усиления внимания к грузам, поступающим из сомнительных пунктов отправления.

К работе по обнаружению каналов возможной поставки российского горючего присоединились СБУ и служба внешней разведки. В красную зону попали порты Турции, Алжира, Марокко и другие аккумуляторы крупных российских ресурсов.

И трейдеры, и разведчики хорошо знают, где собираются сладкие предложения ДТ и сжиженного газа. Конечно, мы еще далеко от точки, где можно сказать, что проблема преодолена. Всегда найдется тот, кто будет искать обходные пути. Впереди много индивидуальных кейсов. Потому рабочая группа в СНБО продолжает работать в постоянном режиме.

На июльском заседании ее расширенного состава секретарь СНБО Алексей Данилов всем дал понять, что гайки на каналах возможных поставок в Украину российских ДТ, газа, смазочных материалов, растворителей и других энергетических материалов будут только затягиваться.

“Всем нужно понять, что все очень и очень серьезно, и мы доведем дело до конца”, – заверил глава СНБО.

Действия властей уже встречают сопротивление. Включились не только продавцы и покупатели “токсичных” нефтепродуктов по “красным” направлениям, задействованы даже дипломатические каналы. В частности, курсирует украинскими высокими кабинетами посол Турции, который добивается содействия в оперативном таможенном оформлении грузов турецкой нефтяной компании OPET – крупнейшего импортера российского дизтоплива с месячным объемом четверть миллиона тонн. Ее порты попали во внимание украинских силовиков, из-за чего украинские трейдеры активно начали отказываться от работы с OPET.

Опыт общения с турецкими компаниями свидетельствует, что они отказываются признать элементарную вещь – финансируют российскую военную машину. Даже если они отправляют нам нероссийское горючее, это стимулирует их бизнес с россиянами. Потеря покупателей из Турции заставила бы россиян искать новые, более отдаленные рынки сбыта, а, следовательно, терять деньги или уменьшать производство.

Эту истину, кстати, не все еще поняли и в Украине, если учитывать продолжение некоторыми компаниями импорта по “токсичным” направлениям. Уже ходят слухи, что у некоторых из них высокая “крыша”: мол, видите ли, наши мини-НПЗ с безакцизным производством горючего работают, вот и здесь “решаем”. Поэтому мы еще увидим и “заказняки” о том, как честных импортеров “зрения лишают”, и другой трэш.

Впереди – длительный путь. Украина уже стала драйвером глобальных преобразований на мировом энергетическом рынке, которым невозможно было поверить до 24 февраля 2022 г. Следовательно, должны быть сильными и внедрять новые практики борьбы с российской экономической машиной, работающей на войну против Украины. (Артем Куюн, эксперт Консалтинговой группы “А-95”, Enkorr/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий