Как развитые государства наращивают производство лития, благодаря чему Китай оказался в лидерах и какие выводы следует сделать Украине.

Иногда в Украине возникают дискуссии о роли государства в экономике. Национализация промышленных предприятий и банков, потребность в дерегуляции, стимулирование отраслей, экспортирующих продукцию и услуги, подогревают эти дискуссии.

Не исключение и литий. Представители высших государственных звеньев публично обсуждают то, как лучше распорядиться залежами ценных минеральных ресурсов, которыми располагает Украина.

Окончательного формата сотрудничества бизнеса и государства пока не существует, но, похоже, полностью без этого не обойтись. Ибо даже гораздо более мощные и более развитые экономики США и Европейского Союза уже объявили о государственной поддержке отрасли.

Они упустили технологический рывок со стороны Китая и теперь вынуждены стимулировать развитие собственных производителей “зеленых технологий”, чтобы сократить это отставание.

Какая ситуация сегодня и в будущем

Мировой спрос на литий и литиевые материалы ежегодно увеличивается. Автоконцерны разрабатывают новые модельные линейки электромобилей. А производители аккумуляторных батарей предлагают прогрессивные решения, увеличивающие пробег на одном заряде и скорость зарядки.

С чего начать разработку литиевых месторождений в Украине и почему это важно

Это улучшает привлекательность электротранспорта и увеличивает спрос на него. Возникает замкнутый круг: больший спрос – большая потребность.

Однако большую часть технологий для электромобилей и мирового производства литийсодержащей продукции контролирует одна страна – КНР. По данным Benchmark Mineral Intelligence, китайские компании добывают всего 14% мирового лития.

А вот на следующих производственных стадиях доминирование Китая становится феноменальным: 59% мирового производства карбоната и гидроксида лития, более 90% катодов и анодов и почти 80% производства готовых литий-ионных батарей. И это без учета строящихся предприятий в других частях мира по китайским технологиям.

Ожидается, что в ближайшие годы спрос на батареи для электромобилей будет расти бешеными темпами. Показатель 2030 примерно в 5 раз превысит прошлогодние продажи.

Чтобы обеспечить такой уровень потребления, требуются огромные инвестиции в новые гигафабрики по производству батарей, добычу и обогащению минерального сырья. По оценкам Benchmark Mineral Intelligence, к 2030 г. для этого понадобится немногим более 920 млрд. долларов США.

Но даже такие сверхусилия позволят лишь немного увеличить долю европейских и американских производителей батарей. Ожидается, что в 2033 году она будет превышать 30% против около 10% в 2023 г.

Но самое интересное, что даже для достижения такого показателя потребуется вмешательство европейского и американского государственного аппарата. Откровенно говоря, доминирование Китая также было бы невозможно без стимулирования развития этого сектора экономики со стороны китайского правительства. Похоже, США и ЕС будут перенимать этот опыт.

Что предлагают США и ЕС

Первыми на необходимость перемен отреагировали американцы. В августе прошлого года там был принят федеральный Закон об уменьшении инфляции (IRA, Inflation Reduction Act). Одним из ключевых положений документа является стимулирование развития экологически чистой энергии примерно на 370 млрд. долларов США.

В частности, речь идет о налоговых компенсациях при покупке электромобилей, достигающих нескольких тысяч долларов.

Граждане США уже чаще покупают электромобили, несмотря на постоянный стереотип об их любви к большим прожорливым пикапам и внедорожникам на бензине и ГП. Ожидается, что благодаря этому закону уже в 2030 г. доля электромобилей в годовых продажах достигнет 41%. Как следствие, американские автопроизводители уже инвестируют миллиарды долларов в новые заводы.

По данным аналитических компаний, именно после принятия Inflation Reduction Act в США резко увеличилось количество анонсов по строительству новых фабрик по производству батарей для электромобилей, что позволило американским проектам по количеству и мощности новых предприятий почти догнать европейский рынок.

Похоже, что агрессивная американская политика подтолкнула к действиям консервативный Евросоюз. Европейская бюрократия, объединяющая несколько десятков стран, обычно занимает больше времени на рассуждения. Но в марте этого года президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляен заявила: “Гонки начались!”

Это заявление она сделала за день до презентации Net-Zero Industry Act (Закон о климатически нейтральной промышленности) и Critical Raw Materials Act (Закон о критическом сырье). Они направлены на стимулирование производства и внедрения чистых технологий в ЕС и обеспечения стабильных поставок редкоземельных элементов, необходимых для поддержки зеленого перехода.

Это до сих пор планы. Но они станут частью отраслевого плана Европейского зеленого соглашения, разработанного именно в ответ на американские субсидии производителям экологически чистых технологий. “Мы должны собраться, если хотим оставаться лидерами”, – сказала фон дер Ляен. Ибо благодаря льготам в рамках IRA европейские автоконцерны начали отдавать предпочтение инвестициям в США, а не на домашнем рынке.

Такие действия американского правительства и планы ЕК демонстрируют, что именно государственная политика будет играть ключевую роль в стимулировании развития “зеленой энергетики”, увеличении спроса на электромобили, компоненты и сырье для них.

Здесь стоит упомянуть, что литий уже находится в перечне сырья, которое является критически важным для Евросоюза. Развитие зеленых технологий без этого металла практически невозможно. К счастью для Украины, мы имеем огромные залежи литийсодержащих руд, которых в ЕС не хватает.

Поэтому Украина может использовать географическую и политическую приближенность к Европе и стать поставщиком лития для европейских автопроизводителей.

Нужно ли еще что-то делать украинскому государственному аппарату? Пожалуй, пока достаточно имплементировать европейские нормы, обеспечить верховенство права и проводить реальную борьбу с коррупцией.

После войны это значительно облегчит привлечение европейских, американских или азиатских инвестиций, благодаря которым Украина и украинский литий интегрируются в мировые цепочки производства высокотехнологичной продукции. (Денис Алешин, директор по стратегическому развитию ООО “УкрЛитийДобыча”,

Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий