Как это работает в других странах и может ли это быть реализовано в Украине?
С начала войны Украина понесла прямые убытки на сотни миллиардов долларов и, судя по заявлениям представителей спецслужб, останавливаться на этом враг не планирует.
Высока вероятность новых атак на критическую инфраструктуру государства: россияне уже активно проводят разведку, изучают состояние энергообъектов, накапливают ракеты и дроны-камикадзе.
Параллельно с этим война привела к рекордному росту государственного долга, который уже по итогам 2023 превысит 100% ВВП Украины.
Очевидно, в ближайшее время первоочередными вопросами станут как восстановление разрушенной инфраструктуры, так и реструктуризация рекордного госдолга.
В этом контексте правительству следует обратить внимание на международный опыт так называемого “зеленого” восстановления, набирающего все большую популярность в мире. Его суть состоит в возможности списать часть долгов в обмен на обязательства использовать высвободившиеся средства на развитие проектов в сфере защиты окружающей среды или изменения климата.
При подготовке публикации ЭП использовала материалы исследования DiXi Group “Лучшие практики “зеленого” финансирования и послевоенного “зеленого” восстановления: возможности для Украины”.
Ущерб от войны
Подсчеты нанесенного российской агрессией ущерба для Украины ведут немало как отечественных, так и международных организаций. Например, августовские расчеты Киевской школы экономики свидетельствуют , что прямые убытки, причиненные инфраструктуре страны превышают 150 млрд. дол. Из них 8,8 млрд. долл. – потери исключительно энергетического сектора.
Что касается последней цифры, то международные организации имеют несколько более высокие оценки. По данным программы развития ООН и Всемирного банка речь идет о 10 млрд. долл. ущерба, нанесенного электроэнергетической, газовой и тепловой инфраструктуре Украины.
Впрочем, официальные лица государства отмечают, что все озвученные кем-либо оценки являются приблизительными, и точно просчитать потери от военных действий можно будет только после завершения войны и деоккупации всех энергетических объектов.
Ярким примером того, насколько приведены расчеты как украинских, так и международных организаций, могут быть далеки от реальности, является заявление министра энергетики Германа Галущенко.
“Они не учитывают временно оккупированных мощностей. Например, как считать Запорожскую атомную электростанцию? Мы не считаем, что она уничтожена. Мы считаем, что этот актив есть, но фактически его нет в энергосистеме. То есть если считать только стоимость одной Запорожской АЭС, то это примерно 30-40 миллиардов долларов”, – отметил министр.
Таким образом, если считать ЗАЭС, то лишь убытки от этой станции в четыре раза выше оценок всей энергетической отрасли.
А если учесть, что к концу прошлого осенне-зимнего периода из-за оккупации и обстрелов Украина временно потеряла 44% мощностей атомной генерации, 78% мощностей теплоэлектростанций (ТЭС), 66% – блочных теплоэлектроцентралей (ТЭЦ), 12% – гидроэлектростанций (ГЭС), 75% – ветровой генерации и более 20% солнечной, то после окончания войны сумма потерь, которую должна компенсировать Российская Федерация, может возрасти в несколько раз.
На сегодняшний день уже ни у кого не вызывает вопросов тот факт, что в ближайшие годы на послевоенное восстановление Украины понадобятся сотни миллиардов долларов. Единственное в чем расходятся мнения властей, экспертов и международных организаций – это то, где брать эти средства до момента взыскания компенсации с россиян.
Самостоятельно профинансировать восстановление страна не в состоянии. из-за войны, и вследствие падения экономики, на оборону тратятся фактически все финансовые ресурсы, которые Министерству финансов удается собрать в качестве налогов и сборов. Средства на социальные выплаты Украина получает от международных партнеров в качестве грантов или ссуд.
Неудивительно, что при таких обстоятельствах государственный долг Украины по состоянию на начало августа достиг рекордных 4,86 трлн. грн. или почти 133 млрд. дол. Очевидно, уже в ближайшее время одним из наиболее актуальных вопросов правительства станет реструктуризация собственных обязательств .
Одной из возможных опций в этом процессе могут стать механизмы, позволяющие реструктуризировать часть долговых обязательств по высвобождению средств на “зеленое” восстановление территорий.
“Зеленое” восстановление: международный опыт
Реструктуризировать часть долга государства и направить эти средства на восстановление позволяют механизмы debt-for-climate swaps и debt-for-nature swaps.
Первое соглашение по “зеленому” восстановлению по механизму так называемых долговых свопов было заключено в 1987 году в Боливии. Тогда американская организация Conservation International и частный фонд Frank Weeden Foundation выкупили 650 тыс. долл. долга Боливии в обмен на обещание правительства выделить миллионы гектаров на сохранение бассейна Амазонки. С этого времени в мире были заключены десятки подобных соглашений.
Крупнейшим в мире по объему сегодня является соглашение с Эквадором, которое было заключено в этом году.
9 мая власти страны подписали с инвесторами соглашение debt-for-nature swaps, которое предусматривало продажу так называемых “голубых облигаций” – ценных бумаг для поддержки проектов по устойчивому использованию океана и его ресурсов, а также прибрежного и морского туризма.
Этому соглашению предшествовал ряд не очень радостных событий. Эквадор, как и многие другие края, имеет внешние долги, которые необходимо обслуживать – погашать и платить проценты по ним. Однако из-за частых политических потрясений делать это стало труднее – для привлечения средств через выпуск облигаций необходимо было делать дисконт в 60% от номинала. То есть из каждого полученного взаймы доллара бюджет страны получал на руки всего 40 центов, а отдавать потом должен был все равно доллар.
На таких условиях власти страны готовились продать Credit Suisse бумаги на около 1,6 млрд. дол. Однако в начале мая Credit Suisse конвертировал 656 млн. долл. от этой суммы в “голубые облигации” с погашением в 2041 г. и ставкой доходности 5,645%. Это при том, что доходность суверенных облигаций Эквадора составляет от 17% до 26%.
За последние годы механизм долговых свопов для защиты окружающей среды оказался успешным в Белизе, Барбадосе и на Сейшельских островах, но соглашение с Эквадором на сегодняшний день остается наибольшим. Она позволила страны сократить государственный долг примерно на 1 млрд. долл., которые страна сэкономит на будущих выплатах.
Долговые свопы для Украины
Учитывая полномасштабное вторжение России, в ближайшее время первоочередной приоритетной целью государства станет планирование послевоенного восстановления разрушенных городов и населенных пунктов вместе с гражданской и промышленной инфраструктурой.
При определенных точках пересечения такая активность может и должна быть сопряжена с мерами защиты окружающей среды и развития, однако этим вопросам, скорее всего, будет отведена второстепенная роль.
Таким образом, долговые свопы должны рассматриваться Украиной в значительно более широком контексте и стать вспомогательным инструментом управления госдолгом, ведь на фоне послевоенного восстановления защита окружающей среды не будет иметь такие приоритеты, как в довоенный период.
Вместе с тем именно этот пробел может быть покрыт свопами, в то время как другие потребности будут финансироваться государственным бюджетом, за счет финансовой помощи других государств и международных организаций.
Кроме того, не следует забывать, что объем кредитования, который вырастет из-за предоставления ссуд на восстановление, продолжит увеличивать государственный долг Украины каждый следующий год, а свопы – это хорошая возможность уменьшить объем долга.
Таким образом, в любом случае обмен долгов на восстановление окружающей среды является хорошей мировой практикой, которая позволит улучшить состояние макрофинансовой системы Украины и одновременно позаботиться об окружающей среде, которая явно продолжит нести вред от военных действий, и не имеет в настоящее время финансовых ресурсов на восстановление.
Другим вариантом, как может рассматриваться своп, это переформулирование и переосмысление его цели: например, реструктуризация или списание долга в обмен на финансирование мер по восстановлению или восстановлению инфраструктуры.
Хотя, вероятно, более оптимальным вариантом для Украины будет полное покрытие таких расходов за счет финансовой помощи, а свопы могут использоваться как элементы оптимизации долговой нагрузки Украины. (Николай Топалов, Dixi Group, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)