Спустя почти месяц в Украине стартует отопительный сезон. Украинские власти оценивают подготовку украинских энергетических компаний к отопительному сезону как неплохую. А вот власти в регионах утверждают, что отопительный сезон на грани срыва.
О своих прогнозах на отопительный сезон, о проблемах местных общин и о том, как их решать в интервью “Апострофу” рассказал эксперт в нефтегазовой отрасли Алексей Бутенко.
– Каким, по вашему мнению, будет предстоящий отопительный сезон для местных общин? Какие проблемы ожидают местные власти и потребителей?
– На сегодняшний день электросети более-менее готовы к принятию электроэнергии, некоторые трансформаторные станции достраиваются, оборудование доезжает. С этой позиции все хорошо. Все более или менее неплохо в “Энергоатоме” с АЭС, потому что он получил деньги за повышенный тариф электроэнергии и не отдал их в рынок, а воспользовался этими деньгами и заканчивает ремонт по своей программе.
Самая большая проблема – это сектор теплоснабжения, “Теплокоммунэнерго”. Это относительно небольшие генерации, которые сегодня обогревают города, попутно дают электричество. Проблема в том, что их в этом году полностью лишили финансирования.
Во-первых, ожидали средства из того, что увеличился тариф на электроэнергию. Какая-то часть этих средств должна была пойти на ремонт.
Представьте себе, используемое сегодня день оборудование было произведено в 50-х годах прошлого столетия и его постоянно латают. И этих средств как раз и ждали для того, чтобы в очередной раз подлатать. Обычно правительство компенсирует городам определенные средства, сдерживающие тариф на низком уровне. Второй год подряд эти деньги не поступают. Речь идет о 39 млрд. грн. По сути, это те деньги, которые города отдали “Теплокоммунэнерго” на восстановление оборудования, на ремонт тепломагистралей, которые в большинстве городов находятся в неудовлетворительном состоянии.
Я 25 мая делал свое исследование и написал об этом блог, где привел пример Житомира, который потерял 167 млн., ожидал эти деньги получить и не получил.
И тогда уже предупреждали города, что такое будет.
Правительство своим Постановлением от 22 августа 2023 г. № 896 лишило предприятия возможности приобретения природного газа по режиму ПСО. Теперь газа для населения и бюджетников по специальным ценам нет.
Второй вопрос, НАК “Нафтогаз” сегодня имеет возможность забирать все средства за газ буквально имея право “первой брачной ночи”.
Также правительством планируется дополнительно отнять еще 4% от НДФЛ. Например, для города в 300-500 тыс. населения это примерно полмиллиарда гривен. То есть, все средства из “Теплокоммунэнерго” вымываются. А это существенные средства, которые направлялись, в том числе, и на коммунальный сектор.
И что мы имеем? Есть результат, так называемый “эффект дешевого тарифа”. Он будто дешевый для людей. Но такая дешевизна выходит боком. Вообще-то может произойти ситуация, что тепла во многих городах зимой не будет.
Политики советуют покупать генераторы, буржуйки, запасаться альтернативным топливом. Но, смотрите, в Киевской области согласно исследованию человек среднего класса, который закрывал потребность в топливе и электроэнергии в результате покупки генератора, а затем покупки к нему дизеля, прошлой зимой переплатил в 3 раза больше, чем он платил за газ и за централизованное тепло. Эта проблема также мною обострялась осенью.
Нам необходимо понять, что вымытые средства путем неправильной тарифной политики привели к тому, что генерации, которые сейчас находятся, например, в областных или районных центрах в большинстве своем убиты, не отремонтированы, ремонт выполнен где-то на треть. Я это знаю, потому что моя команда в прошлом году проводила исследования, очень активно работала с мэрами городов, с директорами ТКЭ, с владельцами арендующих генерации предприятий. Денег у них на проведение дальнейшего ремонта нет, привлечь средства не могут, потому что предприятия в долгах они уже давно прокредитованы, все имущество в залоге много лет. Соответственно привлечь инвесторов тоже нет возможности. Какие инвесторы когда тарифы ниже себестоимости.
На все это накладывается ситуация с НАК “Нафтогаз”. Он как крупнейший инструмент ПСО поставляет газ. При этом ему должны более трехсот миллиардов. Деньги ему тоже не отдают, предприятие загибается. Могу с уверенностью утверждать, что эта “дешевогазовая” политика скоро уничтожит иональную компанию “Нафтогаз”, которую практически все время с момента создания, государство использует как наибольший механизм предоставления скрытых субсидий. В 2021 г. сумма косвенных субсидий, предоставленных государством потребителям через “Нафтогаз”, по расчетам компании, составила, по меньшей мере, 249 млрд. грн. Заметим, что эта сумма в 7 раз превышает официально заложенный в государственный бюджет Украины объем жилищно-коммунальных субсидий на 2021 год и составляет около 5% номинального ВВП Украины.
О чем мы говорим? В секторе теплоснабжения обанкротилось более 90% предприятий. НАК “Нафтогаз” буквально в одном шаге до банкротства, потому что из него тоже выдавливают все. В прошлом году НАК отдала около 250 млрд., в этом году – 300 млрд. Это те средства, которые государство должно вернуть, но не возвращает.
– Почему не возвращает?
– Денег нет.
– Так понятно, война идет.
– Здесь другой вопрос. Идет война, но правительство пошло на то, чтобы поднять стоимость электроэнергии. Соответственно мы должны получить дополнительные средства. Теперь смотрите, по схеме, которая есть, средства заходят на “Энергоатом”, а “Энергоатом” отдает на энергорынок и дальше средства распределяются, в том числе между теми электростанциями, которые кроме тепла дополнительно производят и электроэнергию. К примеру, электростанция в Ахтырке ожидала, что она получит эти средства. “Теплокоммунэнерго” собрало платежи от людей, отдало, а деньги застряли в “Энергоатоме”. Они их не отдали, потому что решают свою проблему. Они ремонтируются и на 70% уже готовы. Но шум поднимает Верховная Рада, следственная комиссия нардепа Железняка, общественные организации, экспертная среда. У них есть подозрение в том, что воруют деньги. Возможные откаты там составляют до 30%. Второй вопрос.
– Да, конечно же, у нас же децентрализация.
– Децентрализация – это хорошо. Но тогда исключите ПСО. Ситуацию может спасти только рынок и справедливые тарифы. Эксперты производили расчеты и установили, что за 5 лет можно было бы выйти на эту ситуацию, но процесс никто не начинает. Общество должно понять, что сейчас нужно платить реальные средства за тепло, электроэнергию и дальше эти средства получают предприятия (генерации), которые смогут нормально работать, а не “латать дыры”.
– А как быть с людьми, которые не могут платить?
– Здесь нужны адресные дотации. То есть гоняйте средства не между собой, а дайте их людям. Теперь нужно взять отдельный регион или отдельный город и провести этот эксперимент буквально этой зимой, посмотреть, как это работает и я убежден, что это заработает. Об этой экспертной среде уже говорит лет 10, и я где только могу: на встречах и совещаниях с большим руководством, в своих блогах обострял ситуацию, но никто на это пока не реагирует.
В принципе, что имеем сегодня. Теплокоммунэнерго отремонтировало сети и оборудование примерно на 30%. Из-за тяжелой ситуации горячая вода практически по всем городам отсутствует.
Мы не будем брать города флагманы, где очень сильно занимаются этой тематикой, это Житомир, это Львов. Но если мы возьмем районные и областные центры, то там ситуация тяжелая. К примеру, горячая вода практически по всем городам отсутствует. Значительное количество, я бы сказал, большинство “Теплокоммунэнерго” разных городов уже подали на банкротство.
У нас была порочная практика, когда ТКЭ раздали частникам и они сейчас бросают их. Могу сказать, что у нас очень сложный отопительный сезон 2023/24.
НАК “Нафтогаз” действительно накопил газ. Уголь более-менее у нас тоже будет. Атомная энергетика будет работать. А вот генерациям каюк в буквальном смысле.
– Какой выход из этой ситуации?
– Выход есть. Нами была разработана интереснейшая программа децентрализации и замещения газа в ТКЭ за счет использования альтернативного топлива и за счет децентрализации генерации. Что подразумевается. Например, ракета, не дай Бог, ударила в какую-нибудь ТЭС в каком-то городе, а на эту ТЭС замкнуты все объекты, куда она поставляет тепло, поэтому все остановилось. Идея у нас была разбить поставки тепла на несколько небольших теплоэлектростанций, так называемых когенерационных станций. Когенерация – это генерация тепла и электроэнергии. Например, можно генерировать пятью ТЭС по 20 МВт и это будет 100 МВт, или одной большой на 100 МВт.
Так вот было два предложения. Первая пришла от НАК “Нафтогаза” по поручению прошлого руководителя. Мы разработали пилотный проект в 9 городах, где предложили 9 когенерационных станций, и он должен был идти вторым этапом пилотного проекта. На первом этапе мы хотели понять сколько времени нам нужно для того, чтобы построить когенерацию, например, для города с населением в 45-50 тыс. Мы такую станцию построили в прошлом году в г. Ахтырка и потратили на это 90 дней. Мы доказали, что работающие когенерационные станции, кстати, на альтернативном топливе – биомассе, строятся очень быстро.
Правительство же в прошлом году поддержало программу, которой предусмотрено строить подобные когенерационные станции, но на газе. Эта идея очень хорошая, потому что мы децентрализуем теплоэлектроснабжение, мы ограждаем его. Второй вопрос. Эти когенерационные станции быстро маневрированные. Например, в мирное время, газ дорогим будет, а их можно использовать, как маневрироыванные, потому что атомная энергетика, как поставщик энергии не маневрированная, она не может быстро где-то включиться, а эти электростанции могут. Эта сеть могла быть очень эффективной. Однако, такая хорошая тема была полностью убита. Новое руководство НАК “Нафтогаз” скептически оценило этот проект и приостановило его в начале этого года. Приостановили все проектные работы, привлечение инвестиций, хотя очень многие инвесторы готовы были вкладывать средства вместе с НАК “Нафтогаз”.
Программа была разработана на замещение 2 млрд. кубов газа. Если брать в деньгах, то это в 4 раза дешевле, чем организовать новую добычу, этих 2 млрд. кубов. Добыча газа, это не столь простая вещь. Те скважины, которые сейчас есть, уже выжаты, как лимон. Поднять добычу газа можно только путем открытия новых. К примеру, разведывательная скважина на шельфе Черного моря стоит от $100 до 120 млн. Но из этой скважины добывать газ нельзя, потому что она только пробная. То есть если есть газ, то надо бурить еще одну, новую. А это суммарно $200-240 млн. Мы не можем бурить в глубину, нужно горизонтальное бурение, которое позволит увеличить не менее чем на 2-3%. Два года назад “Нафтогаз” с привлечением экспертов сделал прогноз, что может накапливать где-то 6-8% от собственной добычи ежегодно, а затем нужно включать горизонтальное бурение, где возможно увеличение добычи в 10-20 раз. Но, сейчас этого чуда не произойдет, потому что инвесторы не хотят инвестировать в добычу. Реальный выход – это привлечение американских партнеров, потому что эта технология активно используется в Техасе. Именно инвесторов как партнеров. Менять форму собственности НАКа. Когда компания частная, кстати, корпорация умирает. Но это – будущее. Газ дешевым не будет.
Возвращаюсь к когенерации на газе, которую нужно построить и она бы работала как аварийная во время войны, а в мирное время использовать как маневровую.
Так вот, наши американские партнеры в феврале этого года привозят когенерационную станцию на 25 МВт электроэнергии, отдают Энергоатому, чтобы установить ее на Киевщине. И обещали такую же на Одесскую область. Прошло уже 8 месяцев, а они все строят и неизвестно, построят ли вообще. Тепловая станция в Ахтырке 40 МВт, а здесь 25. Для меня как для специалиста и для моей команды это просто шок и дикость. То, что должно быть построено за 3 месяца, строится уже почти год. Вторую станцию американцы не дали и, скорее всего, не дадут. Я общаюсь со многими мэрами городов и они говорят, что еще даже не определились, где такие станции поставить. А что касается программы о которой я говорил, то мы могли бы децентрализовать большие города уже через год. Тем более что нам оборудование уже дают полностью. То есть “Энергоатом” все это завалил.
НАК “Нафтогаз” имеет мощную команду “Нафтогаз-Биоэнергия”, которая могла бы построить эту генерацию за два месяца и двигаться дальше.
В марте проводилось большое количество круглых столов, которые проводили и министерство восстановления, и посольство Соединенных Штатов, и USАID, и экспертная среда. Я общался с руководством министерства обновления и там говорили об этой когенерации. Я даже проникся этим. Мне казалось, что ключевые тезисы нашей программы использовал Шмыгаль в своем выступлении. Но потом все сели в лужу. Как говорят у нас в селе: “Говорили, говорили, сели и …”.
– Так может мэры городов сделали бы это быстрее?
– Я не думаю, что мы должны отдать сейчас городам самим строить эти станции, привлекать инвесторов. Мэрам сейчас не до этого. У них на первом плане восстановление после бомбардировок, школы, бомбоубежища, больницы. В сложившейся ситуации, временно на период войны, этот процесс должен быть централизованным. Его должны производить крупные государственные компании, такие как наша. Национальная компания должна решать национальные проблемы. И если НАК “Нафтогаз” очень активно работает в секторе теплоснабжения, то не “Энергоатом”, а “Нафтогаз” должен прийти и использовать свои мощные ресурсы. Например, руководитель “Нафтогаза” Алексей Чернышев, бывший руководитель Минрегиона. Он единственный, кто в нашей стране так глубоко знает проблему с сектором теплоснабжения. Он несколько лет возглавлял штабы по прохождению отопительных сезонов и все может разложить на молекулы.
Это в отношении когенераций. Также должна быть реанимирована программа по замещению газа. Его нужно замещать агробиомасой не только в виде прямого сожжения, но и использования биогаза, который очень активно используется в Европе. Они каждый год замещают на 15% за счет перехода на новые альтернативные виды топлива. То есть нам нужно построить и передать мэрам в пользование.
Должны отвечать за это не министерства, не ведомства, потому что они методисты, а государственные компании, вовлеченные в сектор теплоснабжения.
– Почему это не делается?
– Вы знаете, здесь разбалансирована система ответственности. Ну вот можно было пока станция едет из США выполнить подготовительные работы для ее монтажа? Можно. Но этого не сделали. Я думаю, что это обычная халатность. Это что касается предметного примера с американской газовой турбиной.
А в стратегическом периметре это проблеме известны и понятны стратегии их решения. Но это дополнительная тема для еще одного интервью. А пока, читайте мои блоги.
– У нас еще есть время это сделать, или уже “поздно пить Боржоми”?
– До начала отопительного сезона остался фактически месяц, скорее всего, его начало перенесут еще на месяц. За это время нужно срочно рассчитаться с городами, приостановить попытку отобрать у них эти 4% НДФЛ, создать центр ответственности, передать “Нафтогазу” эту тематику по строительству когенерации и общегосударственной энергетической децентрализации. И нужно разобраться с “Энергоатомом”, куда пошли деньги, которые они собрали.
Последнее заседание Ставки по энергобезопасности у президента не что иное, как попытка Зеленского лично разобраться в сложившейся ситуации. После, буквально, допросов участников заседания стало многое понятно. Лично я надеюсь, что господин президент придаст динамику процессу перемен к лучшему. (Андрей Коваленко, Апостроф/Энергетика Украины и мира)