Новый пакет американских санкций, введенный в конце прошлой неделе, поставил под угрозу срыва ключевые проекты российской газовой промышленности. Об этом говорится в аналитическом обзоре российского Альфа-банка, с которым ознакомилось издание The Moscow Times.
В очередной санкционный пакет, который охватил более 150 физических и юридических лиц и стал одним из самых масштабных в текущем году, попали важнейшие структуры, связанные с “Газпромом” и “Новатэком” – крупнейшими в РФ экспортерами трубопроводного газа и СПГ.
В частности, в “черных списках” американского Минфина оказался холдинг “Газстройпром” – генеральный подрядчик “Газпрома”, отвечающий за проектирование, снабжение и строительство критической газовой инфраструктуры.
Компания, которая является совместным предприятием “Газпрома” и “Газпромбанка”, – наследница “Стройгазмонтажа” миллиардера Аркадия Ротенберга, который строил трубопроводы для газовой монополии, а в 2019 г. продал ей же свой бизнес.
“Стройгазмонтаж” напрямую задействован в большинстве проектов “Газпрома” и объединяет под одной крышей всех ключевых субподрядчиков, занятых не только стройками, но также бурением, транспортировкой газа и техническим оснащением.
Одновременно под блокирующие санкции попала компания “Газпром недра”, которая занимается геофизическими исследованиями, разведкой залежей газа, а также вовлечена в эксплуатацию действующих месторождений.
“Включение этих компаний в санкционные списки может сорвать сроки завершения текущих объектов капитального строительства “Газпрома” и ставит под сомнение своевременную реализацию новых проектов группы”, – предупреждают аналитики Альфа-банка.
Вместе со структурами “Газпрома” в санкционные списки попала “Арктик Энерджис” – основной подрядчик “Новатэка” по строительству завода “Арктик-СПГ-2”. Проект стоимостью 21 млрд. долларов реализуется на Гыданском полуострове близ Ямала и после выхода на полную мощность должен производить около 20 млн. тонн сжиженного газа ежегодно.
“Арктик Энерджис” напрямую участвует в строительстве критической инфраструктуры проекта – оснований гравитационного типа (ОГТ). И хотя “Новатэк” заверял, что их производство удалось в значительной степени локализовать, санкции могут повлиять на сроки запуска “Арктик-СПГ-2”, предупреждает Блохин.
Именно на сжиженный газ российские власти делают ставку после того, как “Газпром” потерял ключевой, европейский, рынок: комиссия Госсовета по энергетике предложила построить 94 СПГ-завода к 2035 г. Но амбициозным планам едва ли суждено сбыться: из-за санкций Россия не может приобретать установки по сжижению газа, напоминает Чжи Синь Чон, директор по газовым рынкам Азии в S&P.
По итогам первого полугодия 2023 г. газовый бизнес “Газпрома” стал убыточным – впервые со времен пандемии и во второй раз за последние 25 лет.
На минувшей неделе стало известно про новый пакет санкций США, введены против России, а также компаний, помогающих РФ обходить санкции. (Экономическая правда/Энергетика Украины и мира)