С тех пор как в декабре 2022 г. вступили в силу первые санкции против российской нефти, в СМИ распространялись истории о “теневом флоте”, который Россия использует для обхода санкций.
После нескольких месяцев спекуляций по возможному флоту “теневых” танкеров, транспортирующих российскую нефть, Центр исследований энергетики и чистого воздуха (CREA) опубликовал брифинг, в котором подробнее рассматривается, кто именно транспортирует российскую нефть в течение 18 месяцев после вторжения в Украину.
В отличие от некоторых предварительных отчетов, анализ CREA показывает, что доказательств существования скоординированного “теневого флота” мало. Однако растет количество принадлежащих и застраховавшихся танкеров в странах, которые не внедряют политику ограничения цен на российскую нефть, и таким образом обходят ее. Именно такие танкеры в CREA называют теневыми.
После полномасштабного вторжения России в Украину CREA обнаружила, что объем российской нефти, транспортируемой “теневыми” танкерами, вырос более чем вдвое, увеличившись еще после введения санкций. До вторжения России в Украину 13% тоннажа отправлявшейся из российских портов нефти перевозилось “теневыми” танкерами. По состоянию на июль 2023 г. этот объем вырос более чем вдвое: 42% всей нефти из России транспортируется с помощью “теневых” танкеров.
Растущая роль “теневых” танкеров в значительной степени обусловлена большим количеством рейсов из России, а не увеличением количества “теневых” танкеров. После введения санкций количество рейсов “теневых” танкеров, перевозящих российскую нефть, выросло на 82%.
Несмотря на рост объемов российской нефти, транспортируемой “теневыми” танкерами, Россия все еще очень зависит от танкеров, которые по закону должны соответствовать политике предельных цен для транспортировки большинства российской нефти. “Теневые” танкеры перевезли 36% всего экспорта российской нефти (37% сырой и 30% нефтепродуктов и химикатов) после того, как 5 декабря 2022 г. было введено нефтяное эмбарго и лимит цен ЕС.
Однако танкеры, принадлежащие/застрахованные в странах, устанавливающих предельные цены, продолжают транспортировать российскую нефть, даже когда цены на Ural превысили предельную цену в апреле и остаются выше предельной цены в $60 за баррель с июля 2023 г. Это свидетельствует о плохом мониторинге и обеспечении выполнения price cap.
“Теневые” танкеры перевозят преимущественно российскую нефть, а не нефть из других стран. Около 72% всех рейсов “теневых” танкеров с сырой нефтью были связаны с транспортировкой российской сырой нефти, в то время как для российских нефтепродуктов и химикатов эта цифра составила 89%, говорится в исследовании.
Более двух третей всей нефти, транспортируемой “теневыми” танкерами, поступает в Индию и Китай.
Почти половина всех “теневых” танкеров, транспортирующих российскую нефть, зарегистрированы в Объединенных Арабских Эмиратах. В случае меньших “теневых” танкеров, перевозящих нефтепродукты, 57% из них зарегистрированы в России. (Enkorr/Энергетика Украины и мира)