С каждым годом популярность электромобилей растет. По данным Международного энергетического агентства, в 2022 г. мировые продажи электромобилей превысили 10 миллионов единиц, что составляет 14% от общего объема рынка. По сравнению с 4% в 2020 году, за последние три года доля увеличилась более чем в три раза и продолжает расти.

Эти цифры, несомненно, подчеркивают все более высокий спрос на инфраструктуру для электромобилей, особенно надежные и доступные варианты зарядки. Благодаря созданию удобных условий для электрической мобильности мировое сообщество сможет не только удовлетворить потребности водителей, уже успевших приобрести электромобили, но и убедить тех, кто пользуется автомобилями с двигателями внутреннего сгорания, сделать переход.

Готов ли мир к решению этого инфраструктурного вызова? Элизабет Коннелли, транспортная аналитика Международного энергетического агентства, Люси Маттера, генеральный секретарь ChargeUp Europe, Ингрид Мальмгрен, директор по вопросам политики Plug In America, и Иштван Капитани, исполнительный вице-президент Shell по мобильности, поделились своими мыслями в одном из последних выпусков.

Домашняя vs общественная зарядка

Одним из ключевых аспектов, который следует учитывать, говоря о глобальных перспективах развития инфраструктуры для электромобилей, является нынешний дисбаланс между количеством зарядных станций, установленных в жилых помещениях, и доступными для общественного пользования в пользу первых.

“Если взглянуть на картину сегодня, то в мире насчитывается около 17 миллионов домашних зарядных устройств для электромобилей, в противоположность 3 миллионам общественных зарядных станций”, – подчеркивает Элизабет Коннелли, транспортная аналитика Международного энергетического агентства.

С одной стороны, это объясняется экономической выгодностью подзарядки дома, которая обычно в три-четыре раза дешевле киловатт-часа по сравнению с общественными зарядками. С другой стороны, доступность зарядки для лиц, не имеющих доступа к домашним зарядным станциям, в том числе проживающим в густонаселенных городах и многоквартирных домах, является все большим вызовом для муниципальных властей.

Острота проблемы существенно варьируется в зависимости от части света. К примеру, в США около 80% владельцев электромобилей живут в односемейных частных домах, поэтому им легко заряжаться у себя дома. В то время как для Европы, где 44% водителей электрокаров не имеют частных зарядных устройств, и Китая, где только половина зарядок происходит дома, вопрос более актуален.

Поэтому, оценивая текущую ситуацию и планируя будущие шаги по развитию инфраструктуры электрозарядок, важно учитывать социально-демографические характеристики конкретного региона. Однако проблема неравенства уже существует, и пока электромобили становятся глобальным способом передвижения, эксперты соглашаются, что как государственный, так и частный секторы должны решить ее как можно быстрее. Хорошо отлаженная система общественной зарядки также уменьшит глубоко укоренившиеся общественные беспокойства, связанные с так называемой “тревогой дальности” – возможностью достичь желаемого пробега или километража во время поездки.

Что уже сделано

Европейский Союз уже сделал значительные шаги по формированию будущего экологически чистых транспортных средств и приведению инфраструктуры в соответствие с высоким общественным спросом. Так, в июле 2023 года был принят Регламент по развертыванию инфраструктуры альтернативных видов топлива (AFIR) . Он устанавливает обязательные цели развертывания инфраструктуры электрозарядок, касающиеся как ее мощности, так и расположения. К примеру, для каждого зарегистрированного электромобиля должно быть предусмотрено общественное зарядное устройство мощностью 1,3 кВт. Это, по словам законодателей, поможет наращивать количество зарядной инфраструктуры такими же темпами, как растет количество электротранспорта на дорогах. Кроме того, AFIR призван обеспечить достаточное количество зарядной инфраструктуры на разумном расстоянии, в частности, вдоль основных транспортных коридоров и узлов ЕС. С этой целью, начиная с 2025 г., на каждые 60 км вдоль трансъевропейской транспортной сети (TEN-T) должны быть установлены зарядные станции для легковых и большегрузных электромобилей.

“Во Франции вы имеете право на зарядку. В сущности, жилец дома может подать запрос на установку зарядной станции в этом помещении. Вы также можете прописать определенные требования к электрификации реконструируемых зданий, чтобы после заселения не тратить целое состояние на получение возможности заряжать свой автомобиль дома”, – объясняет Люси Маттера, генеральный секретарь Ассоциации инфраструктурной индустрии ChargeUp Europe .

Когда государственная политика экологизации дорог работает, частному сектору становится легче приобщаться к развитию необходимой инфраструктуры. К примеру, в Германии компания Shell объединилась с REWE, одним из ведущих немецких ритейлеров продуктов питания, чтобы предложить клиентам сети решения для быстрой зарядки электромобилей. Для этого возле магазинов REWE были установлены зарядные станции Shell Recharge. В будущем компания планирует охватить 400 супермаркетов сети.

В целом, как отметила Элизабет Коннелли, “директивные органы играют важную роль в стимулировании бизнеса к развертыванию зарядной инфраструктуры и инвестированию в ее разные виды”. Комплексный подход должен включать не только показатели количества зарядных устройств, но и политику, направленную на повышение спроса на общественные зарядки, а также обеспечение доступности зарядных устройств там, где это необходимо.

В то же время еще многое предстоит сделать впереди. Эксперты сходятся во мнении, что государственный и частный секторы должны лучше сотрудничать для повышения пропускной способности сетей и электрификации. Иштван Капитани, исполнительный вице-президент Shell по вопросам мобильности, говорит, что Shell имеет более 150 тыс. зарядных устройств для электромобилей в 30 странах, но сотни из них до сих пор не могут быть подключены из-за отсутствия мощностей электросетей в этом регионе. “В некоторых случаях мы ждем от 18 месяцев до двух лет, потому что развитие электросети очень отстает”, – отмечает Иштван, добавляя, что это происходит почти в каждой стране.

По словам эксперта, не менее важным элементом подготовки дорог к экспансии электромобилей является модернизация электросетей, которая сделает производство электроэнергии более “зеленым”. Со своей стороны, бизнес должен больше инвестировать в возобновляемую энергетику и работать над достижением цели перехода к нулевому уровню выбросов.

Инновационные решения впереди

Проблема развертывания достаточной зарядной инфраструктуры актуальна не только для легковых автомобилей, но и сегмента тяжелых грузовых транспортных средств – грузовиков или даже средних авто для доставок. В этом случае вопрос требует поиска новых инновационных решений. Одно из таких возможных решений – электрические дорожные системы, считает Элизабет Коннелли. В отличие от традиционных кабельных зарядных станций, такие системы обеспечивают питание через беспроводную индуктивную зарядку, встроенную в дорогу, или через кабельные сети, подобные используемым в троллейбусах. Эти решения позволят распределить спрос на электроэнергию по всему пути прохождения тяжелых электромобилей, увеличивая их запас хода без необходимости использования мегаваттных зарядных устройств.

Эксперты также видят значительные перспективы совместных поездок и совместного использования автомобилей (каршеринга). Они подчеркивают, что инновации начинаются с каждого человека, поэтому меньшее, но не последнее, что каждый может сделать – это чаще пересаживаться на общественный транспорт, тем самым способствуя уменьшению нагрузки на электроэнергию.

В общем, прогнозы на 2050 год выглядят очень оптимистично. К тому времени электромобили, как в сегменте легковых автомобилей, так и грузовиков, будут играть важную роль в системе мобильности. Ингрид Мальмгрен предполагает, что в будущем люди, которые будут ездить на электромобилях, смогут добраться до зарядных станций с той же легкостью, с которой каждый может заправляться на традиционных бензоколонках сегодня.

Как насчет украинских дорог?

В Украине спрос на электромобили тоже стабильно растет. По данным Ассоциации украинских автопроизводителей “Укравтопром”, в целом с начала 2023 г. в Украине было зарегистрировано 24200 электромобилей, что в 2,7 раза больше, чем за соответствующий период прошлого года. Более того, только в сентябре 2023 года рынок электромобилей вырос на 12% по сравнению с предыдущим месяцем.

Что касается развития инфраструктуры для электромобилей, то количество зарядных пунктов составляет примерно 10000. Однако подавляющее большинство из них сосредоточено в городах-миллионниках, что потенциально создает проблему для водителей, путешествующих на электромобилях на большие расстояния. Хотя зарядных станций по всей стране пока недостаточно, тот факт, что бизнес начинает увеличивать их количество, дает надежду на дальнейшие положительные изменения. Компания Shell – один из таких примеров. В настоящее время 14% АЗС сети в разных регионах Украины оборудованы зарядными модулями для электромобилей. (Enkorr/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий