Низкая платежная дисциплина и разрешение от властей не платить за электроэнергию привели к формированию огромных долгов. Простого решения нет, один из вариантов – повышение тарифа.

На рынке электроэнергии образовалась цепь долгов “всех перед всеми”, сумма которой в конце октября составляет десятки миллиардов гривен.

В перечне должников и тех, кому виноваты – все крупнейшие игроки: “Энергоатом”, “Укрэнерго”, “Гарантированный покупатель”, ДТЭК, “Центрэнерго”, поставщики, облэнерго, экспортеры, потребители.

Проблемы с расчетами существовали и до большой войны, однако именно после 24 февраля 2022 г. они приобрели огромные масштабы. Особенность рынка электроэнергии в том, что между его участниками действует сложный механизм расчетов, и если кто один перестает платить, то долги начинают образовываться по всей цепочке. Так и получилось: общий долг уже превышает 60 млрд. грн.

Как возникли многомиллиардные долги, и что с ними делать?

Первый источник – льготные тарифы для населения

Чтобы понять, как у участников рынка электроэнергии возникли многомиллиардные долги, нужно разделить сумму всех долгов на три составляющие. Первая – это механизм “возложения специальных обязанностей” (ПСО) для населения.

Как известно, с 1 июня 2023 г. правительство повысило стоимость электроэнергии для населения до 2,64 грн. за кВт-ч. Новый тариф начал действовать для всех категорий граждан, независимо от уровня их доходов и потребления.

То есть для бизнесмена киловатт электроэнергии стоит столько же, сколько для обычного гражданина, не получающего субсидию. При этом рыночная цена электроэнергии значительно выше и может достигать 8 грн. за кВт-ч. Разницу между рыночной ценой и тарифом для населения кто должен компенсировать.

“Спонсорами” в Украине определены государственные компании “Укргидроэнерго” (входят девять ГЭС) и “Энергоатом” (эксплуатирует четыре АЭС)”, – рассказал советник премьер-министра Юрий Бойко.

По его словам, бремя компенсации в большей степени возложено на оператора АЭС, поскольку его станции производят гораздо больше электроэнергии и с меньшей себестоимостью (доля “Энергоатома” в общем балансе выработки традиционно превышала 50%, тогда как на “Укргидроэнерго” приходилось менее 10%).

После начала войны “Энергоатом”, который правительство обязало покрывать более 80% разницы в тарифах, перестал обеспечивать компенсацию в полном объеме. Среди причин – оккупация самой большой в Европе Запорожской АЭС и низкие тарифы для населения. Последние до 1 июня составили 1,44 грн. за кВт-ч в случае потребления до 250 кВт-ч в месяц и 1,68 грн. за кВт-ч в случае превышения этого уровня.

В целом структура долгов выглядит так: “Энергоатом” недоплачивал государственной компании “Гарантированный покупатель”, и – поставщикам универсальных услуг (компании, поставляющие электричество населению, другое название – ЧУП), те – “Укрэнерго” и операторам систем распределения (бывшие облэнерго), а последние – “Укрэнерго”.

В итоге долг “Энергоатома” по ПСО для населения составляет около 20 млрд. грн. Изменяется ли что-нибудь в последнее время? Да, но лишь отчасти. После июньского повышения тарифов и завершения ремонтной кампании на АЭС “Энергоатом” начал в полной мере рассчитываться по текущим обязательствам по ПСО и даже вносить авансовые платежи на следующие месяцы.

До конца 2023 г. президент “Энергоатома” Петр Котин обещает полностью рассчитаться по ПСО за 2023 г. и частично – за 2022 г. “Остается долг 17 миллиардов грн. за предыдущий период, который погасить пока невозможно. За этой суммой три источника погашения: компенсация из бюджета, деоккупация ЗАЭС или возврат долгов по старому “Энергорынку”, – сказал он.

Справка. “Энергорынок” – это предприятие, которое в старой модели рынка, работавшей до 1 июля 2019 г., выполняло функцию единого котла: выкупало все электричество на рынке, продавало его потребителям и должно было рассчитываться с производителями. Долги этого предприятия превышают 25 млрд. грн.

Реализация любого из трех озвученных Котиным сценариев погашения старого долга, учитывая текущую ситуацию с государственными финансами, выглядит маловероятной.

Второй источник – “зеленый” ПСО

Модель этого ПСО выглядит так: между крупными производителями “зеленой” электроэнергии и ее покупателями есть посредник – государственное предприятие “Гарантированный покупатель”, которое выкупает полученное из возобновляемых источников электричество и продает его на открытом рынке.

Проблема в том, что от продаж электроэнергии государственное предприятие зарабатывает лишь часть денег, необходимых для расчетов с “зелеными” производителями. Остальное “Гарантированному покупателю” должен компенсировать “Укрэнерго” по тарифу на передачу электроэнергии. Однако Укрэнерго не хватает средств, ведь с этой государственной компанией не рассчитываются другие участники рынка.

В августе глава “Укрэнерго” Владимир Кудрицкий рассказывал, что долги перед возглавляемой им компанией составляют около 59 млрд. грн. Долги “Укрэнерго” перед другими участниками рынка – 50 млрд. грн.

В последние месяцы ситуация с расчетами несколько улучшилась. На балансирующем рынке (подробно о функционировании этого рынка – в следующем разделе) “Укрэнерго” задолжали 27 млрд. грн., за передачу электричества – 20,6 млрд. грн., за диспетчеризацию – 9,5 млрд. грн.

Таким образом, участники рынка накапливают долги перед Укрэнерго, Укрэнерго не может выполнить обязательства перед Гарантированным покупателем, поэтому последний не платит производителям зеленого электричества.

Долг “Укрэнерго” перед “Гарантированным покупателем” по “зеленому” ПСО составляет 29,9 млрд. грн. Поэтому в 2023 году производителям электроэнергии из возобновляемых источников выплачивают около 50% от необходимого.

По словам Бойко, “Укрэнерго” не доплачивает “Гарантированному покупателю” по двум причинам. Первая – “Укрэнерго” не собирает 100% средств из-за плохой дисциплины участников рынка. Вторая – низкий тариф на передачу, не покрывающий всех обязательств перед “зелеными” производителями.

Из-за заявлений о недостаточности тарифа между представителями Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) и “Укрэнерго” возник публичный спор, в ходе которого регулятор посоветовал государственной компании “наладить работу с должниками”.

На это в “Укрэнерго” ответили, что “невозможно эффективно взимать долги с тех, кому НКРЭКУ своими решениями разрешила не платить”.

Третий источник – балансирующий рынок

Больше всего проблем и долгов – на балансирующем рынке. Это рынок, на который попадают компании, которые не смогли точно спрогнозировать объем собственной выработки электроэнергии или ее потребление.

Тот, кто не смог продать какие-то объемы электроэнергии, реализует их на балансирующем рынке значительно дешевле рыночных цен, а купивший меньше необходимого должен докупать гораздо дороже. Поэтому балансирующий рынок также называют рынком финансовых санкций или рынком наказания.

“На балансирующем рынке есть много не платящих потребителей. Среди них – поставщик последней надежды (ПОН) “Укринтерэнерго”. На ПОН автоматически попадают потребители, которые не купили у кого-то электроэнергию. Раньше на таком поставщике можно было находиться не более 90 дней, а на время военного положения Минэнерго это ограничение сняло. Это легальный способ потреблять электрическую энергию и не платить за нее”, – объясняет Бойко.

По его словам, самыми большими должниками “Укринтерэнерго” являются государственные шахты, водоканалы, облэнерго. Если потребитель не платит поставщику последней надежды, то он не платит “Укрэнерго”. Поэтому долг предприятий перед “Укрэнерго” на балансирующем рынке превышает 27 млрд. грн., а сама компания должна 16 млрд. грн.

Как решить проблему

Опрошенные ЭП эксперты и участники рынка утверждают, что простого решения пока нет. “Есть минимум три источника, формирующих долги. Они “лечатся” разными инструментами. Плохая новость в том, что эффективный способ требует комплексного подхода, включающего непопулярные шаги. Только в этом случае рынок станет сбалансированным в финансовом и экономическом смыслах “, – заявляет Бойко.

По словам главы парламентского комитета по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Андрея Геруса, это вопрос финансовой сбалансированности всех регулируемых тарифных компаний, а также финансовой дисциплины и жестких санкций за неуплату.

“Первое – это о возможности платить, у некоторых компаний тарифы не покрывают текущую цену электроэнергии. Второе – это желание платить. Есть компании, которые могут платить, имеют хорошие прибыли и ликвидность, но решают не платить, потому что думают, что и так можно будет жить”, – говорит Герус.

По словам собеседника ЭП в правительстве, решение проблемы требует непопулярных решений Минэнерго, НКРЭКУ, правительства и улучшения платежной дисциплины генерации, потребителей, поставщиков, экспортеров.

“Необходимо посмотреть на экономику “Энергоатома”, определить его способность выполнять социальную миссию – ПСО, пересмотреть решения Минэнерго, которые позволяют отдельным потребителям не платить. “Укрэнерго” должен наладить работу с должниками, а Кабмин – пересмотреть тариф для населения”, – добавляет собеседник. ЭП.

Идет ли какая-нибудь работа в этом направлении? Похоже, что нет. “У меня есть ощущение, что долгами сейчас не очень-то хотят заниматься”, – делится собеседник ЭП в Кабмине. Такое же впечатление создается и после заявлений заместителя руководителя Офиса президента Ростислава Шурмы, которому приписывают кураторство над энергетической отраслью.

“У меня сегодня нет решения”, – ответил Шурма на вопрос о системном решении долговых проблем по одному из описанных выше направлений.

“Системное решение может предусматривать только определенный источник средств для погашения задолженностей. Нужно ли их погасить? 100% нужно. Есть ли это в условиях войны приоритетом №1? Нет, не есть. Потому что в условиях войны приоритет №1 – это финансирование обороны нашей государства. Когда будем ближе к окончанию войны и стабилизации финансов, тогда предложим четкий график выплаты долгов”, – ответил Шурма. (Николай Топалов, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий