Уже в 2024 г. количество электромобилей на дорогах Украины может превысить 100 тысяч единиц. Динамика роста в этом транспортном сегменте, даже несмотря на полномасштабную войну, одна из самых высоких в Европе. Только за текущий год количество зарегистрированных в Украине электрокаров выросло в полтора раза, за последние 3 года – в 5 раз.
Согласно установившейся оценке, до войны весь украинский парк автомобильного транспорта насчитывал 10 млн. единиц, даже несколько больше. На этом фоне 100 тысяч е-мобилей – не так уж много. Приблизительно 1%. Но это несколько искаженная картина. Потому что в упомянутые 10 миллионов входит большое количество подержанных авто, даже с полувековым пробегом, которые просто не сняты с учета, но давно не на ходу. В действительности “живых” машин может быть на 20-30% меньше, чем зафиксированных статистически. А в таком случае доля электрокаров становится значительно более весомой.
Релевантным маркером может быть количество ввезенных в Украину авто – с традиционным двигателем электрического сгорания и электрической батареей. Подсчеты таможни достаточно показательны. В 2021 г. в Украину импортировали около 674 тыс. привычных авто против 9 тыс. электрокаров. В 2022 соотношение уже было 554 тыс. до 14 тыс. соответственно. А за первое полугодие-2023 – 178 тыс. против 13 тыс. Иными словами, сегодня практически каждое десятое авто, которое ввозится в Украину, питается электроэнергией.
В конце концов, и в контексте Евросоюза украинский электромобильный парк не отстает. В ЕС количество электрокаров к концу 2022 года превысило 3,5 млн. единиц. Но из них около 3 млн. авто приходилось на рынки 5 государств-лидеров: Германии, Великобритании, Норвегии. Швеции и Нидерландов. От других Украина не слишком отстает, а некоторых (например, Польшу, Румынию или Финляндию) даже опережает.
По подсчетам Евростата, на конец 2021 г. только 0,8% автопарка ЕС приходилось не на электрокары. В 2022 году показатель пересек 1-процентную линию, и это соразмерно с долей в Украине. Однако тренды на зеленые технологии и нулевую эмиссию углерода будут побуждать государства Евросоюза нагнетать темпы электромобильности. И Украине, как потенциальному кандидату на членство в сообществе, придется также их выдерживать. По оптимистическому сценарию, в 2030 году каждое третье авто, которое будет продаваться в ЕС, должно быть электрическим. А годовые объемы продаж таких транспортных средств будут составлять 10 млн. единиц.
Пока впереди поезда уверенно бежит только Норвегия, где в прошлом году почти 80% вновь зарегистрированных автомобилей приходилось на электромобили. Более 30-процентного показателя зафиксировано еще в Швеции и Исландии. В других – существенно меньше. В частности, в странах с самыми мощными рынками, например Британия, Франция, Германия, эта доля пока ниже 20%. Но здесь следует иметь в виду, что правительство Норвегии пересаживает граждан на электрокары чуть ли не в добровольно-принудительном порядке. Страна взяла на себя более строгие ограничения по экологии, чем ЕС, и настаивает, чтобы к 2025 году в Норвегии продавались авто только с “нулевым” выбросом. В то же время, автовладельцам предлагают щедрые налоговые льготы, включая освобождение “чистых” транспортных средств от налога на регистрацию, НДС и налогов на горючее, а также 50-процентное снижение налогов на содержание дорог, платы за паромы и парковку.
Пиковый спрос электрокаров в Евросоюзе ожидают все же в 2030-2035 гг. Ведь в 2035 г. на территории государств ЕЕ начинает действовать запрет на продажу автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. К тому времени нужно еще сделать две важные вещи: построить полноценную инфраструктуру зарядных станций для е-каров (как общественных, так и коммерческих), а также нарастить объемы производства электроэнергии из возобновляемых источников (потому что новый класс транспорта потребует дополнительных гигаватт). По оценкам Еврокомиссии, на все обо всем придется инвестировать 280 млрд. евро к 2030 г.
Если подробнее, то за следующие 6 лет в ЕС запланировано установить 6,8 млн. зарядных чарджеров из расчета 180 устройств на каждые 100 км дороги. Причем примерно 50 из 180 должны быть особенно мощными и суперскоростными, чтобы заряжать грузовые авто и автобусы. А это, в свою очередь, требует наращивания пропускной способности энергосетей, а иногда и дополнительных дорожно-строительных работ. Иными словами, расширение парка электромобилей будет стимулировать деловую активность в соприкасающихся экономических отраслях. И это вообще положительное явление. Причем в Украине тоже.
По подсчетам сервисных компаний, обслуживающих электрокары в Украине, количество зарядок в государстве превышает 10 000 точек. Но проблема в том, что более 90% из них имеют достаточно низкую скорость зарядки (до 50 кВт/ч), что означает, что машина вынуждена провести на “приколе” несколько часов. Кроме того, подавляющая масса чарджеров установлена в городах, а на автомобильных трассах, даже самых крупных, их крайне не хватает. Условно говоря, украинские владельцы электрокаров закрыты в пределах мегаполиса. И это достаточно ощутимый сдерживающий фактор для значительной доли водителей, размышляющих над приобретением электромобиля.
Отдельные попытки справиться с этой проблемой, безусловно, наблюдаются. Например, в этом году сеть АЗК ОККО на 15 трассовых автозаправочных комплексах (в направлении из Киева в Одессу и из Киева на Чоп) установила супербыстрые зарядные устройства, способные заряжать сразу несколько авто одновременно. Но этого отнюдь недостаточно. В Германии, для сравнения, уже больше 90 тысяч таких локаций. С прицелом на 1 миллион – в 2030 году. Украине с ее 50-тысячным километражем дорог общенационального значения и 120 тыс. км местных путей стоит ориентироваться хотя бы 100 тысяч зарядных мест в 2030-м.
К тому времени, при сохранении нынешних темпов прироста парка, количество электромобилей в Украине достигнет полумиллиона. До войны Министерство инфраструктуры Украины готовило собственную программу покрытия чарджерами всей территории государства и даже задумывалось о производстве отечественных зарядных устройств на “Южмаше” под госзаказ. Но сейчас бюджетные средства на это никто не будет тратить.
Так что пока спрос на е-кары в Украине подогревается двумя основными факторами. Во-первых, электромобили ввозятся на более преференциальных условиях, чем традиционные автомобили. За них не нужно платить пошлины и НДС, разве что акцизный сбор в размере 1 евро за 1 кВт/ч емкости батареи. Однако такой режим будет действовать только до конца 2024 года. Если его не продлят. Не заменят другими компенсационными механизмами.
Во-вторых, на рынке массово появились дешевые китайские аналоги. Они уже доминируют в сегменте новых авто, и постепенно проникают в сегмент б/у. Здесь речь не только об удельно китайских брендах Dongfeng и Chery, но и о моделях Volkswagen и Honda, которые собираются на заводах в КНР. Согласно оценкам экспертов Института исследований авторынка, за январь-август 2023 г. украинцы приобрели более 7 тыс. автомобилей из Китая (64,6% новых, 35,4% подержанных) – это почти треть от всего импорта.
Причем, как жалуются официальные автотрейдеры, до 15-20% этих транспортных средств поступило по “серым” схемам. У них по большому счету нет ничего противозаконного – речь идет о тех машинах, которые перегоняют частные перевозчики, а не продают официальные автосалоны. С другой стороны большинство таких моделей в украинских салонах и не представлены. Для покупателя очевидна выгода – в цене такого “серого” электрокара. Но потенциальная проблема – в обслуживании. В случае выхода из строя могут возникать трудности с запчастями на замену, не говоря уже об отсутствии каких бы то ни было гарантийных обязательств. В конце концов, нечего сказать: противопоставить что-то китайскому потоку будет трудно. Сейчас уже 54% всех электромобилей производится в Поднебесной, и есть достаточно предпосылок, что через несколько лет этот уровень зашкалит за 60%. В определенной степени можно говорить еще и о третьем факторе, хотя он касается не только электрокаров, но и всех транспортных средств.
Украинский автопарк сегодня считается самым старым в Европе. По состоянию на конец 2021 г. средний пробег легкового автомобиля в Украине составил 22,7 года, в то время как в среднем по Евросоюзу вдвое меньше – 10,8 года. Списание старожилов становится вынужденной необходимостью. И часть из них, по всей видимости, будет заменена электрическими моделями. (Ярослав Ярош, МинПром/Энергетика Украины и мира)