В октябре 2023 г. польская компания Unimot успешно завершила работы по проведению сертификации двух терминалов в соответствии с требованиями украинских ДСТУ 7687, 7688 и ДСТУ EN 589 для бензинов, ГП и LPG соответственно. Сегодня это первый для Польши случай, когда нефтебазы получают серийный сертификат под украинские стандарты. Проведенная процедура – шаг на будущее, ведь обязательная сертификация импортных нефтепродуктов в Украину приостановлена. И это делает событие еще более интересным и экстраординарным.

Сертификация бензина и ГП согласно украинским стандартам проводилась всегда. Процедура необходима для того, чтобы подтвердить соответствие любого топлива действующим стандартам украинскими органами. Чтобы не выдавать документ на каждую партию, специальные аккредитованные органы сертифицируют на соответствие ГОСТу полностью производство или терминал. Это и есть серийный сертификат.

Для ускорения импорта топлива после полномасштабного вторжения России в Украину обязательный характер процедуры временно был заменен добровольным. Война также поставила на паузу технический регламент для LPG, в котором прописана обязательная сертификация и который был на финальной стадии в начале 2022 г.

Нефтебаза под микроскопом

Проведение сертификации в Unimot планировали еще в 2021 г. “У всех были контракты с ценообразованием по среднему месяцу, и когда котировки падали, мы, имея захедженный продукт, могли предлагать конкурентные цены. Однако партии были небольшими, и обязательная сертификация каждого бензовоза просто съедала всю маржу”, – вспоминает директор экспортных продаж Unimot Роман Лабуть.

Тогда компания оперировала из арендованных у PERN хранилищ. Из-за незначительной экономической эффективности и некоторых бюрократических вопросов процесс забуксовал, не начавшись.

В начале 2023 г. Unimot перешло управление девятью базами, которые компания приобрела после слияния Orlen с Lotos. Чуть больше полугода продолжалось приведение баз в строй, и уже в августе в Unimot вернулись к идее сертификации. Было принято решение сертифицировать на соответствие требованиям ДСТУ для LPG терминал Петркув-Трибунальский (центральная Польша), а требованиям ДСТУ для бензина марки А95 Евро-95 Е0 и ДП – базу в Ясло рядом с Жешувом.

По словам главного аудитора Сертификационного экспертного центра “АСУ” Александра Лютого, непосредственно участвовавшего в сертификации, проведение аудита производства требует детальной подготовки производственного участка. “В течение процесса нужно оценить много моментов, среди которых контракты на поставку, входной контроль сырья/товарных продуктов, метрологического обеспечения, состояние резервуарного парка, проведение лабораторных испытаний при отпуске топлива, состоянии хранения топлива, квалификацию персонала, промышленной безопасности и охраны труда и многое других вопросов”, – говорит специалист.

Отдельное внимание уделяется испытательной лаборатории. “Unimot имеет субподрядную аккредитованную испытательную лабораторию компании Polwax, которая сможет обеспечить проведение испытаний по основным показателям стандартов EN 228 и EN 590. На основе этих испытаний и наличия всех необходимых лицензий (концессий), в том числе и на производство (на терминалах ЕС очень часто идет смешение) в одном резервуаре разных поставщиков топлива – ek), терминал может выдавать паспорта качества, отвечающие всем требованиям украинского законодательства”, – отмечает Александр Лютый.

Отдельное время и организацию работы занимает проведение испытаний продукции как на месте аудита (нефтебазе/ГНС), так и уже в Украине. Это необходимо для того, чтобы подтвердить контроль качества на всей цепочке поставок.

Также заслуживает внимания внедренный в Unimot комплекс электронного документооборота. Система позволяет идентифицировать все этапы производства, хранения, смешивания и отпуска топлива. “Ни одно авто не может быть отпущено, если какой-то документ в системе не загружен”, – уверяет Роман Лабуть.

При этом параллельно с загрузкой в систему паспортов качества НПЗ или морского терминала, из которых было отгружено горючее, на терминалах Unimot паспортизируется каждый отдельный резервуар.

Ставка на Украину

На сегодняшний день Петркув-Трибунальский и Ясло – единственные терминалы в Польше, имеющие серийные украинские сертификаты. Да и вообще, в Украине сертифицирован только завод Orlen Lietuva в Мажейкяе. Разрешения нужно обновлять каждые два года с обязательным условием проведения промежуточного аудита через год.

“Сертификация свидетельствует о соответствии компании всем требованиям действующего законодательства Украины, гарантирует соответствие документов по качеству для таможенного оформления, что существенно увеличивает доверие по сравнению с другими поставщиками”, – отмечает аудитор Февраль.

Покупателям также удается избежать дополнительных расходов на оформление паспортов качества в Украине, ведь паспорт терминала содержит все необходимые данные и отметки по требованиям технического регламента, да еще и печатается на украинском и польском языках.

Но главное – это, конечно, шаг на перспективу. Когда вернется обязательная сертификация, точно неизвестно. Разговоры в профильных министерствах и отраслевых кругах по нефтепродуктам уже ведутся. Техрегламент на LPG, которым введется и сертификация автогаза, вступает в силу автоматически после окончания военного положения, однако при необходимости это может произойти и раньше.

“Мы верим в победу Украины, поэтому уже сегодня готовимся к возвращению к мирным регулированию обращения нефтепродуктов”, – говорит генеральный директор Unimot Адам Сикорский. (Игорь Филипповский, редактор Enkorr/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий