Цены на бензин и дизель стабильно снижаются. Правда, в последние дни гораздо медленнее. С автогазом ситуация более запутанная. Он действительно подешевел уже на 9 грн. Но все это на фоне стремительного повышения цен на топливо осенью. По сути, они просто возвращаются к предыдущему уровню.
Украина полностью зависит от импорта горючего. Поэтому события в мире напрямую влияют на цифры на стелах автозаправок. Цена на нефть прекратила понижение. На рынке уже фиксируют удорожание. Чего ждать украинским водителям дальше?
Цены на заправках: как ни странно, но дешевеет все
Второй месяц хороших новостей для водителей: бензин, дизель и автогаз снова теряют в цене. Снижение стоимости начали фиксировать еще в декабре – тенденция сохранилась в январе.
Скажем, бензин марки А-95 подешевел на четыре гривны. Последняя неделя цены падают существенно медленнее – всего на несколько копеек каждый день.
С дизелем ситуация схожая. По сравнению с концом ноября цены снизились на три-четыре гривны в зависимости от сети заправок. И опять же – в последние дни дизель в цене стабильно теряет по две-три копейки.
Правда, не все заправочные сети на своих стелах указывают новые цены. Разрыв между самой низкой и высокой стоимостью горючего может достигать 10 грн. на литре.
“Те компании, которые на своем потолке заявляют высокую цену, – это не значит, что за ней они продают. Сейчас можно найти цифры на стелах 56-57 грн. за литр бензина. Здесь включаются разные программы лояльности. Клиентоориентированные программы сетей позволяют покупать дешевле. В среднем эти сети торгуют таким образом со скидкой в четыре-пять грн. на литре”, – объяснил аналитик профильного издания “НефтеРынок” Александр Сиренко.
В то же время на рынке можно найти и так называемые заправки-лоукостеры. Выглядят они менее привлекательно, чем большие сетевые без кафе и других сервисов. Однако и цены на таких АЗС ниже. Скажем, бензином торгуют по 46-47 грн. за литр.
Украина всецело зависит от поставок из-за границы, объясняют специалисты топливного рынка. И здесь кроется объяснение снижения цен на бензин и солярку.
“В сентябре прошлого года цена на нефть составляла 95 долларов за баррель. И тогда звучали прогнозы о 120-150 долларов. Но фактически у нас уже два месяца подряд цена ниже 80 долларов. Ну вот и снижается закупочная стоимость нефтепродуктов. Фактор мировых цен самый важный”, – рассказал директор Консалтинговой группы А95 Сергей Куюн.
Украина через два года полномасштабного вторжения сумела наладить систему поставки топлива по-новому. Ведь до 24 февраля 2022 зависимость от российского и номинально белорусского дизеля и бензина была большой. По данным Министерства энергетики, в прошлом году количество импортеров горючего возросло до почти 800 компаний. Большинство из них – завозившие немного предприятия до 10 тысяч тонн. Однако, после коллапса весной 2022-го система работает.
“Почти 100% горючего – это импорт. Мы зависим от поставок из-за западной границы, прежде всего из стран Европейского Союза. Снабжение достаточно стабильное, есть где покупали топливо. С того времени, когда формируется устойчивый тренд на рост цены на нефть, до заправок это доходит где-то через неделю-две. А вот когда понижение, то чуть дольше – цены на заправках реагируют через две-три недели. И это не по желанию трейдеров, это такая экономическая закономерность”, – сказал директор специальных проектов Научно-технического центра “Психея” Геннадий Рябцев.
Способствует снижению цен на горючее и уменьшенный спрос. Специалисты называют этот сезон мертвым. Скажем, аграрии сейчас практически ничего не приобретают. Обычно на них приходится значительная доля рынка. Так что дилеры в эти месяцы борются за покупателей.
С ценами на автогаз сложнее
Это горючее на АЗС подешевело больше всего. Цена автогаза с конца осени снизилась более чем на 9 грн. Пик цен пришелся на ноябрь – литр продавали в среднем почти за 37 грн. А вот стремительнее всего LNG терял в цене в середине декабря. В новом году удешевление автомобильного газа замедлилось – по 5-10 копеек на литре в день.
Однако ситуацию с экстраординарной автогазом трудно назвать. На самом деле, цены просто возвращаются к уровню начала осени. Сильно дорожал этот вид горючего в начале ноября. Главных причин было две. Первая – блокада польско-украинской границы, через которую шла почти половина всего импорта автомобильного газа. В конце концов, блокаду сняли.
После деблокады границы вырос поток автомобильного импорта до 1000 тонн в сутки. Дефицита не было, кроме ноября 2023-го после начала блокировки. Железная дорога компенсировала. Пока проблем с границей нет, но снова останавливают железнодорожные поставки, а это нехорошо”, – сообщил генеральный директор Украинской ассоциации сжиженного газа Станислав Батраченко.
Вторая причина стремительного роста цены на автогаз прошлой осенью – новые таможенные требования к горючему. Так государство решило бороться с серым импортом российского ресурса. И основания для этого были. По разным схемам, например, еще в феврале прошлого года каждый второй литр автогаза на украинских АЗС был родом из России. Так, страна-агрессорка зарабатывала на украинцах 8-12 миллионов долларов в месяц, посчитали специалисты Аналитического центра Dixi group. Осенью Таможенная служба стала более тщательно проверять поставщиков. И это дало свой результат – серый российский ресурс фактически исчез с АЗС. Однако это повлияло и на цены, потому что автогаз из РФ дешевле.
Спрос на автогаз за последние месяцы снизился на треть. Следовательно, цены будут спадать. Но будет это, если государство не вздумает повысить акцизы, ведь в правительстве думают, как залатать дыры в бюджете – на оборону нужны деньги. В начале декабря глава налогового комитета Верховной Рады Даниил Гетманцев заявлял: повышение акцизов на сжиженный нефтяной газ – дело нескольких месяцев.
“У него есть определенная логика: чтобы выровнялись акцизы у традиционного горючего и автогаза. Так сказать, чтобы не было дискриминации, чтобы работали рыночные механизмы. Но с другой стороны, введение акциза приведет к повышению цен”, – констатировал первый заместитель председателя комитета Верховной Рады по вопросам энергетики Алексей Кучеренко.
Впрочем, пока о голосовании в парламенте речь не идет. На рынке автогаза вновь возникает новая старая проблема: российский ресурс с началом нового года просачивается в страну. Правительство должно реагировать.
Новые требования к дилерам и горючему в 2024-м
С января правительство ввело ряд новаций, касающихся рынка бензина и дизеля. В частности, заработало постановление Кабмина о минимальных запасах топлива. Кроме того, закон теперь обязывает продавцов страховать АЗС или иную инфраструктуру. Все это влечет за собой дополнительные расходы, которые могут перевести на водителей.
В то же время правительство вернуло требования к качеству и экологичности бензина и дизеля. Кабмин снова запретил продавать на украинских заправках топливо типа “Евро-3” и “Евро-4”. Снижение стандартов пришлось ввести весной 2022-го, когда Украина открыла границы для любого топлива. Тогда стоял вопрос не качества – в Украине был острый дефицит. Теперь же рынок стабилен, да и доля горючего более низкого качества была небольшой.
“Больше нет необходимости привлекать на рынок низкокачественное горючее, поэтому двери закрывают. Решение висело в воздухе последний год. То же произошло с налогами. Тогда акциз правительство отменило, НДС снизили с 20 до 7%, в критический период позволили снизить ценовое давление на потребителей. Но государство, особенно во время войны, не может без налогов, поэтому с июля 2023 полностью вернулись к ставкам 2021 г. Любая льгота должна иметь ограниченный срок действия, потому что потом превращается в ущерб бюджету”, – убежден Сергей Куюн.
Что будет с ценами дальше?
Ужесточение требований к топливу и дилерам не будет оказывать существенного влияния на цены, констатируют аналитики рынка. Чего не скажешь о курсе валют. Пока ситуация под контролем, хотя в последние недели гривна теряла позиции. Но не настолько, чтобы толкнуть цены на горючее вверх.
“Чем стабильнее курс, тем меньше валютных рисков может закладывать трейдер в цену горючего. Бесспорно, от курса валют цена горючего зависит. Но курс зависит от макрофинансовой помощи из-за границы. Если она будет – а рассматривают, что да, – то курс будет примерно в тех пределах, что сейчас плюс минус до 40 грн. за доллар. То есть, такая чисто условная стабильность не будет влиять на рынок горючего”, – пояснил экономист Олег Пендзин.
Однако главным фактором, влияющим на стоимость, остается именно ситуация в мире. В частности, военные конфликты, а их ход или завершение предугадать трудно. Скажем, настораживает ситуация в Красном море, где хуситские террористы охотятся на торговые корабли, в том числе нефтяные танкеры. Это создает напряжение на рынке нефти.
“Танкеры – цель для хуситов. Хотя они заявили, что не будут трогать суда, принадлежащие России и Китаю. Надо смотреть на трафик. Если смотреть по египетским данным, то доходы от Суэцкого канала упали на 60%. Теперь нужно смотреть, какая доля падения в танкерах. Думаю, она сопоставима с этой цифрой. Но следует учитывать, что Ближний Восток основную долю нефти поставляет в Азиатско-Тихоокеанский регион, а не Европу. Европа идет второй для них”, – рассказал заместитель директора Центра ближневосточных исследований Сергей Данилов.
На другом конце света, в Соединенных Штатах, есть сокращение запасов и добычи. На этом фоне рынок стал фиксировать подорожание нефти. Теперь оно умеренное.
“Событий на рынке так много, что прогнозировать можно максимум на две недели”, – подытожил аналитик профильного издания “НефтеРынок” Александр Сиренко.
Специалист добавил: цены на дизель и бензин в Европе колеблются в пределах 780-810 долларов за тонну. Это хороший показатель для Украины. Если стоимость будет оставаться неизменной, это позволит ценам на стелах держаться на уровне до 50 грн. за литр.
“Для меня главное – это уверенность в том, что горючее будет. Вот как показал опыт 2022 года: когда есть бензин или дизель, все остальное – это уже второстепенное. Мы видим, что построили очень диверсифицированную систему снабжения горючего. Все идет из Европы, поставляемым автотранспортом, сформировали очень мощный подвижной состав. И железная дорога есть. Это нас страхует”, – добавил Сергей Куюн.
Само увеличение доли железной дороги в импорте горючего является важным фактором, чтобы рынок работал без сбоев. Блокада границы польскими перевозчиками – яркий пример. Когда даже бензовозы могли застрять на государственной границе на многие сутки. Импортеры на это реагировали – увеличивали поставки через другие страны. В частности, через Румынию. Поляки блокаду границы сняли, а вот ситуация на румынской границе выглядит нестабильной. Местные фермеры уже несколько раз блокировали пункты пропуска. Пока это были спонтанные и непродолжительные акции, поэтому ситуация непредсказуема. (Сергей Барбу, корреспондент “5 канала”, Lb.ua/Энергетика Украины и мира)