В начале января значительное понижение температуры воздуха в Украине стало первым настоящим экзаменом для многих образцов зимнего дизельного горючего. Раньше все было ясно, потому что русский, белорусский, литовский и кременчугский продукт все хорошо знали и понимали, чего от него ждать.

Но в 2022 г. была построена новая система обеспечения страны горючим, на рынке появилась куча новых образцов дизеля, особенно с южного направления, где вообще-то и морозов особо нет. И вот в январе 2023 г. этот момент тестов наступил. В то же время выяснилось немало интересных “зимних” подробностей.

Морозы прошли не все. Конечно, никто из поставщиков или ритейлеров даже под пыткой никогда не признается, что у него замерз дизель. Но мы живем в эпоху Интернета и соцсетей, где разные любознательные и неравнодушные граждане делают все, что им вздумается. Словом, что-то или кто-то замерз.

“Когда местами были морозы до -20°С, весь дизель показал себя как всегда: у тех клиентов, которые не знают, что делать, когда большой мороз, он замерз”, – отметил генеральный директор компании “УНТК” Алексей Дронников.

По данным Консалтинговой группы “А-95”, с октября 2023 г. по 21 января 2024-го в страну было завезено 1,953 млн. т дизтоплива: 1,08 млн. т с юга (на 3% больше по сравнению с аналогичным периодом 2022-2023 гг.) и 878,3 тыс. т – с запада (-10%).

Кроме зимнего ДТ, отдельные топливные компании импортировали “арктическое” горючее с температурой фильтрации -37°С и более низкой. С октября по 21 января 2024 г. его въехало около 51,5 тыс. т, что почти на 25% меньше, чем за аналогичный период 2022-2023 гг. А главное, что в этом сезоне количество поставщиков “арктики” уменьшилось почти в 5 раз.

“В этом сезоне мы покупали ДТ с температурой фильтрации -32°С на внутреннем рынке. Для нашего ритейла этого было достаточно”, – отметил Станислав Данько, руководитель отдела нефтепродуктов компании “Надежда”, вставшей на паузу в собственном импорте арктического горючего.

Почти весь объем арктического ДП был отгружен из PKN Orlen двум “зеленым” (ОККО и WOG) и одному азербайджанскому “слону” (SOCAR).

Кроме того, в 2023 г. WOG импортировал “арктику” из Финляндии, имеющую температуру фильтрации -46°С. В нашей памяти это первый прецедент импорта экзотического финского продукта. Поставщик такой возможности не упустил, разработав тематические рекламные материалы на АЗС.

Ранее топливные компании закупали ресурс не только у Orlen, но и у Unimot.

“В этом сезоне стоимость горючего у Unimot была выше, чем у Orlen, поэтому ничего не покупали”, – отметил один из поставщиков “арктики” на украинский рынок.

А кое-кто уже не очень переживает. Да, в этом сезоне от продажи арктики отказалась сеть UPG, которая несколько сезонов подряд продавала зимой исключительно эту марку.

“В этом году мы “арктику” не завозили, потому что не видим в этом необходимости. У нас европейская умеренная зима. Свойств качественного зимнего дизеля достаточно”, – заявили в пресс-службе компании.

Ожидаемые результаты

Не велика новость, что зимнее ДТ из северной и центральной Европы больше подходит Украине, потому что у нас есть похожие климатические условия. Поэтому все внимание досталось южным образцам и эти ожидания не подвели.

Участники рынка говорят, что замерз именно дизель из Греции и Турции.

“Нам клиенты говорили, что греческое горючее не выдержало”, – сообщили в одной из компаний.

“Турецкое ДТ с морозостойкостью -20°С – это для нашей зимы на -8°С”, – уверены в другой компании.

Теплым южным странам априори не требуется горючее с высокой температурой фильтрации. Тем более что установка по его производству стоит немалых денег. Поэтому показатель температуры фильтрации -20°С и ниже достигается благодаря добавлению специальных присадок.

Горючее из Кувейта справилось с морозами только вместе с присадкой.

“У потребителей из Донецкой и Днепропетровской областей нареканий на горючее не было, но они добавили антигелиевую присадку. А вот в Харьковской области без добавки был случай помутнения дизтоплива”, – говорит один из поставщиков этого горючего на украинский рынок.

И с присадками тоже не все так просто.

“При условии сложной и длинной цепочки поставки топлива от завода-производителя до АЗС или нефтебазы (НПЗ-порт-терминал-нефтебаза в Украине-АЗС) существуют риски ухудшения низкотемпературных свойств ресурса. Кроме того, если такое горючее быстро не реализовать, то его показатель фильтрации будет уменьшаться и дальше: присадки (депрессоры и диспергаторы) со временем теряют свои свойства”, – объяснил главный аудитор по оценке соответствия нефтепродуктов и систем качества Сертификационного экспертного центра “АСУ” Александр Февраль.

Кроме того, на качество горючего оказывает влияние и недостаточный контроль чистоты резервуарного парка, секций автоцистерн, резервуаров на АЗС.

“Сейчас мы импортируем зимнее горючее преимущественно из Польши и Румынии. Оно производится на НПЗ по схожему технологическому циклу и по своим параметрам примерно тождественно. Поэтому специальной необходимости хранить его в отдельных резервуарах не возникает. В конце концов, климатические условия зимой в Румынии, несмотря на ее южное географическое расположение, даже более суровые, чем в Украине, поскольку 80% этой страны покрыты горами, и в холодное время года температуры там опускаются довольно низко”, – отметили в сети ОККО.

Замерзнуть – это только начало

Вероятность замерзания даже некачественного ДТ в резервуарах на нефтебазах и АЗК почти нулевая.

Для наземного хранения зимнего ДТ на нефтебазах можно использовать резервуары с подогревом. Но это значительные технологические затраты, поэтому используются преимущественно обычные резервуары.

“Резервуары на заправках находятся под землей, там другие температурные условия, поэтому застыть горючее не может”, – говорит директор одной из топливных сетей.

А вот случаи замерзания ДТ в баке автомобиля, к сожалению, не редкость. И кроме неприятной ситуации остаться без авто на время морозов, владелец “железного коня” в будущем может влететь на дорогостоящий ремонт.

После размерзания машина заведется, но часть парафина перейдет в более вязкое состояние и останется осадком в топливном баке. И если его не прочистить, со временем осадок приведет к поломке транспортного средства.

“Владельцам АЗС нужно заранее заботиться о качестве зимнего горючего. При ухудшении показателей добавлять добавки не когда уже немалый минус, а заранее. Кроме того, при закупке горючего нужно детально изучать риски по возможным “запасам по качеству” по физико-химическим показателям, влияющим на эксплуатацию ДВС, хранению дизельного горючего”, – отметил Александр Лютый.

Кроме того, очень важно использовать качественные добавки известных брендов (BASF, Afton Chemical, Infineum и другие) уже на нефтебазах (ориентировочное среднее необходимое количество добавки – 500 г на 1 тонну продукта).

Эксперт добавил, что основными показателями, на которые следует обратить внимание при выборе зимнего ДТ, являются цетановое число, фракционный состав, температура вспышки, CFPP (предельный предел температуры фильтрации), смазочная способность (особенно для топлив из стран Ближнего Востока и Азии) и температура помутнение на основе CFPP.

“Чтобы горючее соответствовало заявленным параметрам производителя, мы практикуем многоступенчатую систему контроля. Предусмотрено все: и анализ проб из каждой партии, и защитная пломбировка бензовозов, и постоянная чистка топливных резервуаров на нефтебазах и заправочных комплексах. Отслеживаем каждое звено в цепочке топливной логистики”, – говорится в сообщении сети UPG .

“Во избежание попадания на рынок некачественного зимнего ДТ требуется комплексный подход: контроль поставщика, логистика, независимая оценка качества горючего при перевалке из точки “А” в точку “Б” или в конечный пункт назначения”, – считает Февраль.

“Любое горючее в нашей сети проходит трехэтапный контроль качества, и один из этих этапов – это контроль на входе. То есть ни одна цистерна с импортным горючим не будет слита в резервуары нефтебазы, прежде чем она пройдет проверку на соответствие всем нормативам химического состава и эксплуатационных свойств”, – рассказали в ОККО.

Мы отбираем пробы и даем на исследование качества в лаборатории. Кроме того, покупаем зимнее горючее у европейских производителей. Некоторые партии, согласно паспортам качества, выдерживают температурный режим до -30°С (не выше -20°С). К счастью, в наших широтах более низкая температура бывает крайне редко”, – говорит Кристина Бабляк, начальник отдела внешнеэкономической деятельности сети Chipo. И признается, что, несмотря на уверенность в собственной системе контроля качества, немного нервничала, садясь в свой дизельный Peugeot во время первых морозов.

“Все прошло отлично, надеюсь, наши клиенты тоже оценили качество нашего продукта в эти морозные дни”, – добавляет она. (Наталья Курган, Enkorr/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий