Украина стоит перед необходимостью глубокой трансформации своей энергетической системы. Какие изменения необходимы?

Максим Бевз, руководитель направления возобновляемой энергетики и зеленого восстановления Украины Razom We Stand, экс-начальник отдела внедрения проектов в сфере теплоснабжения НАК “Нафтогаз Украины” в 2014-2016 гг.:

В эпоху глобальных вызовов и непрерывных перемен Украина стоит перед возможностью кардинального переформатирования энергетического сектора.

Мы можем сократить объем использования природного газа для производства тепла до 50% при установке тепловых пунктов и замене сетей. Это реальная возможность выйти из замкнутого круга долгов и упадка.

Энергоэффективно ТКЭ – медленно приближающаяся перспектива

Министерство развития общин, территорий и инфраструктуры разработало новую амбициозную концепцию государственной целевой программы энергетической модернизации предприятий по производству тепла на 2023-2030 гг. Как указано в распоряжении правительства №1093-р, оно ставит огромные задачи по модернизации государственных и коммунальных предприятий, производящих тепловую энергию.

Эта программа – ответ на проблемы систем централизованного теплоснабжения. Не менее важен вопрос финансирования. Указано, что ключевую роль в этом процессе играют сторонние инвесторы и механизмы энергосервиса. Однако большинство доноров пока скептически относится к сложным механизмам финансирования.

Наполнение нового бюджетного фонда декарбонизации в эквиваленте 20 млн. евро на всю Украину – это шаг вперед, но этого явно недостаточно. Следует упомянуть, что коммерческие энергосервисные компании переживают тяжелый период. Они почти пришли в упадок из-за отсутствия иностранного финансирования.

Меры по энергоэффективности становятся вопросом национальной безопасности. Мы не можем игнорировать проблему накопления долгов и критического состояния сферы централизованного теплоснабжения, особенно в условиях, когда разница в тарифах становится больше, а возможность “прогонки” денег через счета теплокоммунэнерго не решает проблемы отрасли, вымывая оборотные средства предприятий.

Энергоэффективные меры (сокращение потребления электроэнергии предприятиями ТКЭ и водоканалами, внедрение СЭС и частотного привода водонасосных насосов, комплексная модернизация котлов) должны стать ключевыми элементами стратегии решения проблемы долгов в коммунальной сфере.

Это не просто технические мероприятия, а путь устойчивого и независимого энергетического будущего и сбалансированного развития украинских городов.

Важно обратить внимание на необходимость разработки местных энергетических планов, которые обеспечат понятность и прозрачность инвесторам, а также откроют путь к новым возможностям финансирования. Только комплексный подход и ответственность на всех уровнях обеспечат успех этой амбициозной программы.

Энергосервис и кредитование – практические механизм энергоэффективности

Путь к энергетической независимости Украины лежит через внедрение новых денежных устройств. Это не просто идея, а требование времени. На первом месте стоят ЭСКО компании, внедряющие энергосервисные контракты.

По данным Государственного агентства по энергоэффективности и энергосбережению, заключены контракты всего на 1,7 млрд. грн. Эта сумма выглядит значительной, но на самом деле она недостаточна для нужд Украины. Почему так мало? Среди причин – длительные и сложные процедуры публичных закупок и военные риски.

Прямые иностранные инвестиции и финансовый лизинг могут оказаться спасительным кругом для поставщиков новейшего энергоэффективного оборудования. Однако на пути снова возникают преграды: Минфин скупо предоставляет государственные гарантии, опасаясь увеличения государственного долга. Это создает барьеры, ограничивающие потенциал масштабирования проверенных мероприятий и блокирующие внедрение новых технологий и инноваций.

Государственный энергосервис, который мог бы выступать мостом между правительством и частными инвесторами, закован в кандалы бюрократии. Это не позволяет быстро и эффективно вводить изменения. Из-за финансового лизинга под государственные гарантии инвесторы могли бы гораздо быстрее предоставлять оборудование для энергоэффективных мер, уменьшая долги коммунальной сферы.

Еще одним важным аспектом является финансирование через банки в рамках государственных программ с пониженной ставкой. Проблема в том, что они требуют образцовых показателей финансового положения. Такие показатели редко встречаются у украинских коммунальных предприятий, поэтому этот путь часто оказывается закрытым.

Остается один действенный способ: получение средств от ЕС и других доноров. При этом основным получателем такой помощи является центральный бюджет, а не областные и районные центры с разработанными энергетическими планами развития.

Это, к сожалению, не открывает широкие возможности для реализации амбициозных проектов и требует четкой координации и слаженных действий на всех уровнях. В этой важной борьбе за более эффективное, чистое и безопасное энергетическое будущее нашей страны важно не потерять время и действовать решительно и целенаправленно.

В настоящее время требует от нас не только понимания важности этого вопроса, но и активных действий для перемен. В современном мире, где изменения климата и энергетический кризис становятся все более актуальными, а ископаемый газ стал геополитическим оружием, Украина стоит перед необходимостью глубокой трансформации своей энергетической системы.

В водоканалах устаревшие насосы и дырявые сети приводят к огромным потерям воды и электроэнергии, что требует срочных мер. Решить эту проблему можно путем частотной регулировки насосов. Это эффективный и простой способ для систем с большими перепадами давления.

В сфере ТКЭ большинство проектов энергомодернизации могут окупиться менее чем через год. Это выгодно и важно для будущего страны. Речь идет не о полной замене оборудования, а о его модернизации. Установление современных электронных устройств учета должно быть повсеместным и получать надлежащее финансирование.

Горсвет – еще один пример, где инновации могут сделать большой шаг вперед. Светильники с LED-лампами не только эффективнее, но и экологичнее ртутных. Солнечные батареи и аккумуляторы могут сделать эти системы автономными.

Более того, внедрение разумных сетей и цифрового управления системами освещения может значительно повысить надежность и эффективность работы энергосистемы, когда они будут работать как гибкие управляемые нагрузки.

Такие модернизации дают коммунальным предприятиям большие преимущества: от обновления оборудования до снижения затрат на обслуживание. Это не просто уменьшение части электроэнергии или топлива в структуре тарифа, это возможность превратиться в прибыльные и самодостаточные учреждения после периода окупаемости.

Взаимная задолженность – тормоз всей системы

Есть и оборотная сторона медали: системная задолженность коммунальных предприятий из-за заниженных тарифов на водо- и теплоснабжение создает значительные трудности для финансирования проектов через банковские кредиты, ограниченные финансовыми политиками. Это настоящая дилемма, требующая немедленного решения.

Единственный действенный выход в условиях военного положения и моратория на повышение тарифов – получение средств от доноров. Причем, основными получателями такой помощи должны быть областные центры с разработанными планами развития. Это откроет двери эффективному использованию иностранных средств для проектов, которые сделают наши города более энергоэффективными и устойчивыми.

Мы не можем стоять в стороне, когда существует реальная угроза отсутствия тепла в следующий отопительный сезон из-за финансовых трудностей. Пора действовать, пора менять систему изнутри. Это не просто экономический вопрос – вопрос нашей общей энергетической безопасности и стабильности.

Представим, что страна проигнорирует вопросы энергоэффективности. Что тогда будет? Сценарий, безусловно, неутешителен. Первое – увеличение долгов коммунальных предприятий за электроэнергию и газ. Речь не о нескольких миллионах, а о суммах, превышающих 100 млрд. грн. Цифра не просто велика, она неподъемна.

Есть ли свет в конце тоннеля? Безусловно. Энергоэффективность может стать ответом на многие проблемы городов и государства в целом.

Потенциал сокращения использования ископаемого газа для производства тепла до 50% при установке тепловых пунктов и замене старых сетей – не просто цифры, а реальность. Сокращение потребления электроэнергии в городском освещении до 70%, водоканалах – до 30% при внедрении быстроокупаемых проектов.

Это не только уменьшает финансовое бремя на дотующие коммунальные предприятия и городские бюджеты, но и гарантирует качественные услуги без необходимости резкого увеличения тарифов в будущем. Кроме того, такие шаги будут способствовать здоровой конкуренции среди энергосервисных компаний, открывая новые перспективы финансирования и привлечения инвестиций – не только за счет налогов.

Перед нами стоит выбор: либо мы двигаемся вперед, используя инновации и эффективное управление ресурсами, либо столкнемся с последствиями, которые окажутся слишком тяжелыми для экономики и социальной стабильности. Пора определяться. (Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий