Украина до сих пор получает сотни миллионов долларов за транзит российского газа, но “Газпром” зарабатывает в десятки раз больше. Что будет в 2025 г.?
В конце 2024 г. завершается действие пятилетнего соглашения о транзите российского газа через территорию Украины. Только за два года войны этот контракт принес в бюджет страны-агрессора более 10 млрд. дол.
Почему Украина не остановила прокачку голубого топлива сразу после 24 февраля 2022 г.? Чиновники объясняют это необходимостью выполнять свои обязательства перед европейскими партнерами.
“Два года назад Европа не была готова жить без российского газа, потребовалось время, чтобы переориентироваться на другие источники поставок. Сейчас страны Евросоюза точно могут обойтись без нашего транзита”, – объясняет собеседник ЭП в правительстве.
Впрочем, с этим тезисом согласны не все. В информационном пространстве стали появляться сообщения о том, что на определенных условиях российский газ и дальше будут транспортироваться в ЕС через украинскую газотранспортную систему (ГТС).
Продолжится ли транзит в 2025 г.? Сколько потеряет Украина в случае его остановки, каким будет будущее газотранспортной системы?
Что потеряет Украина в случае остановки транзита
Пятилетний контракт на транзит газа из России в страны Евросоюза по территории Украины “Нафтогаз” и “Газпром” подписали 30 декабря 2019 г. Его условия предусматривают гарантированную поставку 65 млрд. куб. м голубого топлива в первый год, а в последующие четыре года – минимум 40 млрд. куб. м ежегодно.
За эти пять лет Украина должна гарантированно получить от россиян более 7 млрд. дол. Дело в том, что в сделке заложен принцип ship-or-pay, то есть “транспортируй или плати”. Это означает, что независимо от объемов прокачанного газа Москва должна оплатить Киеву за вышеупомянутые объемы законтрактованных услуг. Минимум.
Однако в разные годы доходы от транзита были разными. Сколько именно за первые четыре года действия договора получила Украина, точно неизвестно. По оценке бывшего директора “Оператора ГТС” Сергея Макогона, в 2023 г. эта сумма составляла около 800 млн. долл., что меньше 0,5% ВВП страны.
“Это не очень большая цифра. Кроме того, не все 800 миллионов долларов идут в государственный бюджет. Из этих средств “Оператор ГТС” оплачивает стоимость технического газа, зарплаты работников, ремонт газопроводов. Если до бюджета доходят 150-200 миллионов долларов, то это хорошо”, – объяснил Макогон.
По его словам, если стороны решат продлить договор, то с высокой вероятностью условие о применении принципа “транспортируй или плати” в документе будет отсутствовать. То есть “Газпром” будет платить только за те объемы, которые фактически прокачивались, то есть максимум 42 млн. куб. м в сутки.
“Если не вырастет транзитный тариф (нынешний – 31 долл. за тыс. куб. м – ЭП), то доход может составить максимум 450 миллионов долларов”, – добавил Макогон.
Будет ли транзит? Сценарии
Первые разговоры о судьбе транзита голубого топлива через Украину появились в конце 2023 г. Еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон предупредила: страны блока, потребляющие газ из России, должны начать подготовку к остановке транзита.
Через месяц премьер-министр Словакии Роберт Фицо после встречи с украинским коллегой Денисом Шмыгалем заявил: “Возникла договоренность о том, что транзит российского газа через Украину, вероятно, продолжится”.
В украинском правительстве эти слова опровергли. “Транзитный контракт истекает в конце 2024 г. Мы не собираемся разговаривать с россиянами и продлевать контракт”, – сообщила пресс-служба Кабинета министров. Как на самом деле?
“Думаю, продления соглашения или нового контракта с “Газпромом” не будет. Если будет настояние Еврокомиссии, то может быть введена совсем другая схема”, – объясняет президент Центра глобалистики “Стратегия XXI” Михаил Гончар.
До войны “Газпром” ежегодно поставлял в Евросоюз 150-155 млрд. куб. м голубого топлива. В то время это было около 40% всего газового импорта блока. Всего из России в ЕС через другие страны идут пять газопроводов.
Оба “Северных потока” остановлены, также заблокирован газопровод “Ямал-Европа” мощностью 38 млрд. куб. м в год. Поставки идут через “Турецкий поток” и “Голубой поток” в Турцию и страны Юго-Юго-Восточной Европы, а также через одну из двух точек входа в украинскую ГТС в страны ЕС.
“Страны ЕС покупают топливо у “Газпрома” на нашей с Россией границе из-за подписания контракта, а “Оператор ГТС” подписывает контракт с европейскими компаниями и предоставляет им услугу по транспортировке газа с восточной границы Украины в западную. Отношений с “Газпромом” у нас не существует”, – добавляет он.
С ним согласен энергетический эксперт Геннадий Рябцев. Он уверен, что у украинской стороны есть четкая позиция: не подписывать никаких соглашений с “Газпромом”.
“Если странам ЕС так нужен российский газ, то пусть едут в Москву и договариваются, а мы, согласно соглашению об ассоциации с ЕС, обязаны обеспечить этот транзит. Подписывайте, берите на себя все риски”.
Я не думаю, что наши будут инициировать какие-либо соглашения с россиянами. Это будет политической ошибкой и будет стоить Алексею Чернышеву (председатель “Нафтогаза” – ЭП) или любому другому политику или чиновнику должности”, – считает Рябцев.
“Эта история станет понятнее летом, когда Европа пройдет зиму, посмотрит, сколько у них останется газа в хранилищах, что у них с LNG-терминалами, сравнит две зимы и будет принимать решения. Если транзит и останется, то мизерный. Это ориентировочно произойдет во второй половине года, а к тому времени это исключительно политические спекуляции”, – делится прогнозом собеседник ЭП в правительстве.
Макогон заявил, что через несколько дней после визита Фицо в Украину “Оператор ГТС” фактически заявил о готовности продлить транзит газа из России после 2024 г. 30 января агентство Argus сообщило, что ОГТСУ планирует “предложить годовую прерывистую транспортную мощность на границе с Россией” в соответствии с законодательством Украины и Евросоюза.
“15 июля “Оператор ГТС” предложит бесперебойную транспортную мощность на следующие 15 лет в соответствии с более широким расписанием европейских аукционов. Детали оператор опубликует не позднее 8 июля. Пока непонятно, какую мощность он будет предлагать и сколько эта мощность будет стоить”, – заявил Макогон.
По его мнению, продолжение транзита через Украину выгоднее россиянам.
“Украина получает около 800 миллионов долларов в год, а после 2024 г. сможет получать максимум 450 миллионов долларов. Нам как стране выгодно получать деньги, но мы понимаем, что “Газпром” получает в десятки раз больше”.
Если они будут продолжать транспортировать через Украину в ЕС и Молдову 15 миллиардов кубометров газа в год, то будут получать около 6 миллиардов долларов ежегодно. Что мы от этого выиграем? – спрашивает бывший руководитель “Оператор ГТС”.
Что будет с ГТС в случае остановки транзита
Опрошенные ЭП эксперты и участники рынка говорят, что украинская ГТС давно готова к полной остановке транспортировки российского газа.
“Никаких проблем для работы газотранспортной системы в условиях “нулевого транзита” нет. Оператор ГТС сделал все необходимое для переориентации всех задействованных труб на обслуживание украинских потребителей. Кроме того, трубу можно использовать как дополнительную емкость для хранения газа”, – считает Рябцев.
“Ничего страшного не произойдет. Мы готовили систему для работы в автономном режиме с 2009 года, когда россияне отключали транзит. Надо закрыть часть компрессорных станций, которые не используются десятки лет. У нас 74 станции, а нужно 10-12. Проблем не будет”, – объясняет эксдиректор “Оператора ГТС”.
В то же время из-за отсутствия транзита может увеличиться тариф для потребителей.
“Все будут немного больше платить, но это не критично. Если сейчас население платит 8 грн. за кубометр, то оно не будет платить 16 грн. Услуга может подорожать на 50 копеек или на гривну, но это все равно не критично”, – рассказывает собеседник. ЭП в одной из государственных компаний. (Николай Топалов, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)