Что происходит с добычей газа в Украине, и почему первую зиму без импорта голубого топлива трудно назвать победой.
Украина годами ставила своей целью увеличение добычи газа и отказ от его импорта. Для этого правительство и “Нафтогаз” разрабатывали стратегии, готовили планы, рисовали презентации и тратили огромные средства. По разным причинам, в том числе объективным, до 2023 г. добиться результата не удавалось.
Последнюю зиму Украина впервые прошла только с собственным газом. Впрочем, радоваться этому не приходится. Дело в том, что это произошло не благодаря росту добычи, а из-за войны, теплой погоды и существенному сокращению потребления промышленностью и населением. Следующей зимой не все может сложиться в пользу Украины.
Благодаря чему страна может обойтись без импорта газа в следующем отопительном сезоне?
Путь к отказу от импорта
Во время президентства Виктора Януковича и его предшественников вопрос увеличения добычи газа в Украине даже не обсуждался. Тогда Киев возлагался на долгосрочные газовые соглашения с Москвой. Долги и скидки на голубое топливо тогдашняя власть обменивала на стратегические предприятия и независимость страны.
Даже в разгар Революции достоинства Янукович в Кремле подписывал изменения в газовые соглашения, предполагавшие снижение стоимости топлива в обмен на отказ Украины от Соглашения об ассоциации с ЕС.
После побега президента-изменника в Россию и оккупации ею Крыма страна была вынуждена отказаться от российского газа и перейти на закупку топлива у стран ЕС. Поскольку его стоимость там была выше, перед новой властью встал вопрос о полном отказе от импорта голубого топлива.
В 2016 г. правительство утвердило “программу 20/20”, предполагавшую увеличение добычи газа до 27,6 млрд. куб. м к 2020 г. Из них 20 млрд. куб. м должна была обеспечить государственная компания “Укргаздобыча”.
Одновременно планировалось уменьшить потребности украинских потребителей в этом виде топлива до уровня, соответствующего добытым объемам, путем внедрения программ по энергоэффективности. В итоге четырехлетняя правительственная программа была провалена как по добыче, так и по потреблению.
В 2020 г. власти презентовали программу “Тризуб”, однако результат оказался еще хуже. Ситуацию с динамикой добычи собственного газа демонстрируют следующие графики.
За первые два года действия “программы 20/20” добыча в стране выросла на скудные 900 млн. куб. м, после чего начала снижаться. Вышеприведенные данные – это вся добыча газа в Украине вместе с частными компаниями.
После начала войны объемы добычи по сравнению с 2021 г. сократились. В условиях российских обстрелов энергетической инфраструктуры позитивом можно считать, что его удалось удержать. Как известно, объекты газодобычи также были целями для вражеских атак.
Если же рассматривать динамику добычи в разрезе игроков рынка, то за два года Великой войны доля государственного “Укргаздобычи” несколько выросла, а частных компаний – сократилась.
Так, если по итогам 2021 г. доля “Укргаздобычи” составляла 69% от общего баланса, а на частные компании приходилась четверть рынка, то в 2023 г. доля государственной компании выросла до 74%, а частного бизнеса – снизилась до 20%. “Укрнафта” при этом стабильно удерживала показатель 6%.
С чем связаны подобные изменения? По словам главы “Укргаздобычи” Олега Толмачева, возглавляемая им компания увеличила добычу благодаря открытию новых месторождений и поисково-разведывательному бурению.
“От бурения мы получили более 1,2 миллиарда кубометров в 2023 г. 60% из них – это газ, который удалось получить от поисково-разведочного бурения. Это новые запасы, а не только уплотнение сети бурения на текущих месторождениях, что “Укргаздобыча” делало годами, этот газ – это новые ресурсы.
В 2023 г. мы открыли месторождения, быстро перечислили операционный план и капитализировались на этих открытиях. Также у нас улучшилась операционная эффективность бурения. Мы существенно повысили уровень проходки. К примеру, в 2021 году проходка была на уровне 210 тысяч метров, а в 2023 г. – 326 тысяч метров. Это очень важно. Обращаю внимание, что мы многое бурили именно новые ресурсы”, – отмечает Толмачев.
Среди причин снижения показателей частных компаний участники рынка называют запрет на экспорт газа и остановку добычи на площадках Smart Energy и “Укрнефтебурения”.
Первая зима на собственном газе
1 марта глава “Нафтогаза” Алексей Чернышев сообщил, что Украина прошла зиму 2023-2024 гг., пользуясь газом только собственной добычи. “Историческое событие. Десять лет назад в это никто не поверил бы. Два года назад, когда началась полномасштабная война, в это тоже сложно было поверить”, – подчеркнул Чернышев.
Благодаря чему это удалось? Основная причина отсутствия импорта – существенное сокращение потребления.
Потребление в 2021 г. составило 28,7 млрд. куб. м, в 2023 г. – 19,8 млрд. куб. м. Падение – около 30%.
“Основной объем, около 4,8 миллиарда кубометров или 60%, потерял промышленность. Это значит, что значительная часть экономики остановилась, а это потеря рабочих мест и налогов”, – объясняет собеседник ЭП в правительстве.
По мнению эксруководителя “Оператора ГТС” Сергея Макогона, объявленное “Нафтогазом” первое прохождение зимы благодаря газу собственной добычи больше похоже на манипуляцию, чем на реальную победу.
“Если это и произошло, то не благодаря значительному увеличению собственной добычи, а из-за значительного падения потребления газа. Собственная добыча стоит на месте. “Укргаздобыча” немного растет, но на уровень 2020 г. еще не получилось. Частные компании продолжают сокращать добычу”, – говорит он.
Соглашается с ним эксперт Геннадий Рябцев: “В результате нашему населению и промышленности не нужно такое количество газа, как раньше, поэтому это не заслуга “Нафтогаза”, а реалии военного времени”.
Еще один немаловажный фактор, позволивший уменьшить потребление газа – теплая погода.
“Уже вторая зима оказалась аномально теплой, что позволило избежать проблем с электроэнергией и газом. Если бы температура была ниже, все могло бы сложиться иначе, потому что каждый градус увеличивает потребление топлива. Тогда, возможно, пришлось бы импортировать газ”, – считает собеседник ЭП в одной из энергетических компаний.
Следующая зима
Несмотря на стабильное прохождение зимы, Украине уже следует готовиться к следующей и вопрос увеличения собственной добычи остается приоритетным.
“Мы все еще потребляем больше, чем добываем, поэтому я не вижу поводов для празднования. Нужно восстанавливать промышленность и увеличивать добычу, чтобы снова не пришлось импортировать”, – говорит Макогон.
Крупнейшая компания отрасли “Укргаздобыча” уже озвучила свои планы. По словам Толмачева, в 2024 г. к добыче 2023 г. прибавят 500 млн. куб. м газа или около 4%.
В частных компаниях ситуация иная. Из-за остановки добычи на площадках двух из них Украина теряет сотни миллионов кубометров газа и сдвинуть этот вопрос с мертвой точки не удается.
В декабре контролируемая государством компания “Укрнефтебурение” остановила добычу на одном из крупнейших месторождений страны – Сахалинском. Причина – суды с Госгеонадрами по делу, которое длится почти 15 лет. Поэтому государство ежемесячно теряет почти 50 млн. куб. м газа, прибыль от продажи которого могла бы составлять около 500 млн. грн. Еще 400 млн. грн. государство недополучает в виде ренты, НДС и налога на прибыль.
Кроме того, в апреле-мае группа Smart Energy остановила добычу на трех газоконденсатных месторождениях – Островерховском, Васищевском и Свистунковско-Краснолуцком. Госгеонадра остановила спецразрешения этой компании из-за расследования СБУ в отношении эксдепутата Вадима Новинского. По расчетам консалтинговой компании ExPro, поэтому Smart Energy в 2023 г. не добыла 135 млн. куб. м газа.
“Немного абсурдная ситуация как для воюющей страны. Считаем чуть ли не каждый кубометр “Укргаздобыча” и при этом останавливаем две успешные компании. Очевидно, нужно найти механизмы восстановления добычи на Сахалинском месторождении и на площадках Smart Energy. Они точно есть”, – говорит собеседник ЭП в правительстве. (Николай Топалов, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)