Объемы производства автомобильного бензина на российских НПЗ в марте сократились на 2,6% до 3,54 млн. тонн, свидетельствуют расчеты Консалтинговой группы “А-95” на основе данных Росстата. Без учета календарного фактора суточный выпуск высокооктанового топлива по сравнению с февралем упал на 9% до 114 тыс. тонн, это минимальный показатель с октября 2023 г.
Уменьшение производства бензина в России стало следствием атак украинских БПЛА на установки первичной переработки нефти, а также плановых и внеплановых остановок блоков вторичной переработки из-за технической неисправности.
12 января на нижегородском НПЗ “ЛУКойла”, на который приходится 11% производства бензина в России, вышла из строя одна из двух установок каталитического крекинга. Это привело к уменьшению выпуска бензина на 35-40% от аварийного периода. Два месяца спустя, 12 марта, атака беспилотника вывела из строя одну из двух установок первичной переработки АВТ, в результате чего способность нижегородского НПЗ перерабатывать нефть упала вдвое.
Серия ударов БПЛА по заводам “Роснефти” 13-23 марта привела к полной остановке производства на Сызранском и Куйбышевском НПЗ. На рязанском НПЗ, другом заводе госхолдинга после атаки с воздуха временно было потеряно около 70% первичной переработки, но в конце марта компании удалось возобновить работу одной из установок АВТ. В настоящее время завод работает на 60% нормальной мощности, сообщает Reuters.
На уменьшение производства бензина влияют плановые ремонты на НПЗ. В марте на уфимском НПЗ “Роснефть” и московском НПЗ “Газпром Нефть” остановлено на техническую профилактику установки первичной переработки и каталитического крекинга.
Дефицита бензина в России пока не наблюдается, но плановые и внеплановые остановки производств все же влияют на баланс рынка. В марте запасы высокооктанового топлива на НПЗ сократились на 130 тыс. тонн, до 625 тыс. тонн, сообщил “А-95” осведомленный источник. Это минимальный показатель с ноября 2023 г., когда в России действовал предварительный запрет на экспорт бензина.
Также российские компании рассматривают возможность закупки бензина из белорусских НПЗ. На прошлой неделе глава комитета энергетики госдумы РФ повел завальный сообщил, что Россия начнет покупать белорусский бензин объемом 100-150 тыс. тонн в месяц.
Производство дизельного горючего в марте имело несколько иную динамику. В прошлом месяце на российских заводах было получено 7,3 млн. тонн продукта, это на 5,4% больше по сравнению с февралем.
Суточный показатель производства в марте уменьшился всего на 1%, до 236 тыс. тонн. Не каждый российский НПЗ производит бензин, но почти все заводы способны выпускать дизельное топливо.
Скорее всего, сохранить объемы производства, несмотря на остановки некоторых НПЗ, удалось за счет дозагрузки сырьем других заводов.
В то же время запасы дизтоплива на НПЗ впервые с ноября упали ниже 1 млн. тонн. К концу марта в резервуарах российских заводов оставалось чуть более 900 тыс. тонн дизеля, сообщает “А-95” источник, знакомый с ситуацией.
Морской экспорт дизтоплива и газойля из портов России в прошлом месяце снизился примерно на 4% в суточном выражении по сравнению с февралем до около 3,6 млн. тонн. Впрочем, эти объемы также учитывают поставки белорусских дистиллятов, осуществляемых преимущественно из портов “Санкт-Петербург” и “Усть-Луга”.
В апреле на российских НПЗ продлятся ремонтные работы, что будет способствовать сокращению производства и экспортных поставок топлива. В этом месяце плановые отгрузки из терминалов в приморский, высокий и новороссийский уменьшатся на 21%, до 2,29 млн. тонн, что, вероятно, связано с ремонтными работами на Нижегородском, Сызранском и Ярославском НПЗ. (Enkorr)