К 2030 г. Украина планирует производить не менее 27% энергии из возобновляемых источников. Достижима ли такая цель?
Максим Бевз, руководитель направления возобновляемой энергетики и “зеленого” восстановления Украины Razom We Stand.
Соавтор – Олег Савицкий, директор по кампаниям Razom We Stand.
Украина сталкивается с беспрецедентными вызовами в сфере энергетической безопасности из-за российской агрессии. Утрата контроля над значительными промышленными активами и постоянные атаки на энергетическую инфраструктуру ставят под угрозу не только экономическое восстановление, но и национальную безопасность страны.
В этих условиях реиндустриализация на основе новых технологий и возобновляемых источников энергии приобретает критическое значение, поскольку технологически оснащенная промышленность является фундаментом устойчивой экономики и обороноспособности.
Инвестирование в европейское будущее будет способствовать достижению энергетической независимости и конкурентоспособности на внутреннем рынке ЕС.
Для этого необходима разработка и реализация стратегии реиндустриализации, ориентированной на привлечение инвестиций в производство, модернизацию промышленного сектора и создание инновационных отраслей, что может стать ключом к восстановлению и укреплению экономики в условиях войны и после ее завершения.
Интегрированный подход
В то время, когда Украина сталкивается с беспрецедентными вызовами, вызванными большой войной и целенаправленными атаками на энергетическую инфраструктуру, децентрализованная возобновляемая энергетика становится маяком надежды.
Во время войны в Украине, невзирая на многочисленные вызовы, активно развивается сфера возобновляемой энергетики. ДТЭК, один из лидеров в этой области, запустила новую ветроэлектростанцию на юге страны и готовится к реализации проекта Полтавской ВЭС, планируя дальнейшее расширение использования ветровой энергии.
Всего с начала Великой войны были запущены три ВЭС. Это стало возможным благодаря поддержке и инвестициям национальных и международных партнеров, в частности, ЕБРР, который рассматривает возможность финансирования строительства Днепро-Бугской ВЭС.
В Украине развивается также децентрализованная солнечная энергетика. “Укрнафта” в сотрудничестве с Бориславским горсоветом установила СЭС на больнице во Львовской области, а компания “Аврора” инвестировала в первую очередь крышной СЭС в Виннице.
КГГА планирует установить солнечные электростанции для обеспечения энергией нескольких медицинских заведений, а проект “мобильные СЭС плюс батареи” от Scatec обещает новые возможности обеспечения электроэнергией в условиях войны.
Город Нежин реализует проект строительства СЭС для обеспечения электроэнергией местного водоканала, что стало возможным благодаря международной поддержке и гранту от GIZ. Такие инициативы способствуют развитию возобновляемых источников энергии и подчеркивают устойчивость и инновационный потенциал Украины.
Замысел “Национального плана действий по возобновляемой энергетике до 2030 г.” (НПД ВЕ 2030) содержит цель: достижение не менее 27% энергии из возобновляемых источников в общем энергопотреблении страны. Эта цель достижима и актуальна, она также отражает желание Украины двигаться по общему курсу с ЕС.
Украина должна не просто приводить промышленную и энергетическую политику в соответствие с нормами Евросоюза, но и выступать за увеличение амбиций на уровне ЕС и быть активным игроком в технологическом и промышленном перевооружении ЕС.
Это позволит получить необходимые инвестиции и плотно интегрироваться с новыми производственными цепями Евросоюза. Такая политика должна предусматривать конкретные шаги по привлечению инвестиций, развитию распределенной генерации и стимулированию частного сектора к участию в “зеленой” трансформации экономики.
Маневренность, гибкость и децентрализация
В условиях усиленных атак на энергетическую инфраструктуру необходимо строить распределенные высокоманевровые генерирующие мощности и батареи хранения электроэнергии для обеспечения гибкости и стабильности энергосистемы, а также инвестиций в распределительные сети.
Это подчеркивает роль государства как гаранта создания благоприятных условий для инвесторов и поддержки инициатив, усиливающих энергетическую безопасность страны.
Первоочередная задача – обеспечение инвестиций в распределенную генерацию для повышения надежности, гибкости энергосистемы, ее децентрализации, особенно в контексте внешних угроз. По прогнозам “Укрэнерго”, для покрытия дефицита балансирующих мощностей в энергосистеме нужно построить как минимум 1,7 ГВт высокоманевровых мощностей и 0,8 ГВт батарей для хранения энергии.
Согласно анализу Razom We Stand, для замены поврежденных угольных ТЭС следует ввести в эксплуатацию около 12 ГВт мощностей, в том числе с использованием ветровой и солнечной энергии, а также децентрализованной когенерации.
Оценивается, что для восстановления энергетического сектора требуется около 17 млрд. долл. инвестиций. В этом контексте важно внести в НТЭК нормативно-правовые и регуляторные изменения для активизации государственных и частных инвестиций в сектор.
Мы также рекомендуем обновить и дополнить программу справедливой трансформации угольных регионов с учетом планов до 2035 г. Это предполагает слаженность с инициативами постепенного отказа от использования угля в энергетике, включающего планы по закрытию государственных угольных ТЭС.
Актуализация “Государственной целевой программы справедливой трансформации угольных регионов” с новым горизонтом планирования к 2035 г. может стать весомым шагом к укреплению энергетической независимости и устойчивости экономики.
Важно, что программа подразумевает не только отказ от угольных ТЭС, но и перепрофилирование угольной инфраструктуры под новые потребности и возможности: индустриальные парки, производственные кластеры, логистические центры.
Особое внимание следует обратить на переосмысление и повторное использование инфраструктуры закрытых шахт и объектов угольной промышленности. Их следует превратить в платформы для реиндустриализации и новейших энергетических проектов, включая распределенную генерацию и хранилища энергии.
Цифровизация как путь к реформам
Цифровизация и модернизация государственного управления в энергетическом секторе возникают как фундаментальные элементы этой трансформации. Инвестиции в цифровые технологии и кибербезопасность не просто укрепляют энергетическую систему и защищают ее от внешних угроз, но и оптимизируют ее работу, обеспечивая эффективное управление ресурсами и прозрачный мониторинг.
Необходимо четко установить механизмы работы системы информационно-аналитического обеспечения, которая будет отвечать за мониторинг и анализ эффективности выполнения политик и мероприятий, предусмотренных Национальным планом по энергетике и климату и процессом интеграции Украины с ЕС.
Это включает в себя определение взаимодействия между всеми заинтересованными сторонами: центральными и местными органами власти, предприятиями, научными учреждениями и экспертными группами при сборе, обработке и использовании данных, необходимых для оценки прогресса в достижении установленных целей.
Украина признает, что такие шаги отвечают не только потребностям настоящего, но и вызовам будущего. Они задают курс на создание интеллектуальной и безопасной энергетической системы, которая может развиваться в синергии с развертыванием собственного производства оборудования и технологий.
Такой подход может объединить усилия в сфере законодательной поддержки, технологического развития и международной кооперации. Пользуясь им, Украина может шагать к реализации видения энергетической независимости, восстановлению, сохранению окружающей среды и достижению экономического процветания вместе с ЕС.
Такой комплексный подход к энергетическому и промышленному развитию не только отвечает на немедленные вызовы, но и создает прочный фундамент для будущих поколений, открывает путь устойчивому и инновационному развитию страны. (Epravda.com.ua)