Недавняя серия атак украинских беспилотников на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) в России, последняя из которых произошла 2 апреля, вызвала вопрос среди аналитиков и трейдеров: приведет ли это к тому, что Москва перенаправит большие объемы сырой нефти, которую заводы не могут переработать, на мировой рынок?
Как отмечает Bloomberg, ответ таков: существуют практические ограничения и политические соображения, означающие, что было бы неправильно предполагать, что каждый баррель подорвавшихся нефтеперерабатывающих мощностей становится баррелем экспортированной сырой нефти.
Министр обороны США Ллойд Остин на прошлой неделе предупредил, что Украине следует сосредоточиться на военных целях, поскольку атаки рискуют повлиять на мировые энергетические рынки. В пятницу Международное энергетическое агентство (МЭА) подсчитало, что экспорт российской сырой нефти в марте вырос почти на 400 тыс. баррелей в день по сравнению с предыдущим месяцем. Поставки топлива сократились вдвое.
“Это связано с неоднократными украинскими атаками на российские нефтеперерабатывающие заводы и техническими работами”, – говорится в сообщении, где добавляется, что поставки российского бензина за границу упали больше всего на фоне запрета страны на экспорт этого топлива.
Наиболее практичным барьером для перенаправления дополнительных потоков является пропускная способность порта. Высокие стабильные темпы экспорта из российских нефтяных портов означают, что они могут – по крайней мере, теоретически – обрабатывать примерно на 930 тыс. б/д больше перенаправленной сырой нефти. Но этот размер резко падает, если учитывать логистическую действительность.
Чтобы получить представление об условных резервных мощностях, Bloomberg рассмотрел пиковые устойчивые потоки в любой момент за последние несколько лет, а затем сравнил их с поставками в этом году.
Ниже приведена разбивка по портам, чтобы определить, насколько больше страна может перевозить, включая оценку эффективных резервных мощностей от Bloomberg.
Ключевые порты Urals
Российский черноморский порт “Новороссийск” имеет условную свободную мощность 240 тыс. б/д. Но это произошло в то время, когда перевалка Казахстанских бочек, также идущих через порт, была очень низкой.
Это вполне могло дать заводу больше возможностей для работы с собственными российскими бочками, а это значит, что сомнительно, что сейчас он мог бы экспортировать гораздо больше.
Теоретически Москва могла бы предпочесть российские баррели, но, вероятно, возникнут вопросы относительно контрактов и ее обязательств перед Казахстаном.
Порт также находится ближе всего к Украине, что создает риск нападения беспилотных летательных аппаратов или морских дронов. Это тоже зависит от непогоды.
Свободные мощности нефтяных портов России
“Приморск”, “Усть-Луга”
“Приморск” и “Усть-Луга” в Балтийском море имеют условную свободную мощность между ними в 365 тыс. б/д. Соединенные по трубопроводам с нефтяными месторождениями в Западной Сибири и Волго-Уральском бассейне, они имеют наибольшую совокупную резервную мощность, которую можно было бы использовать в случае, если сырую нефть придется отвести от поврежденных НПЗ.
На практике плохая погода, ремонт портов и другие логистические реалии означают, что объектам может быть трудно поддерживать теоретически высокий уровень экспорта в течение длительного времени.
“Козьмино лимитед”
В “Козьмино”, самом большом тихоокеанском порту России, немного свободной мощности. Максимальная средняя пропускная способность предприятия за четыре недели с начала 2022 составляет 995 тыс. б/д. Средний поток через два погрузочных причала в этом году составил около 870 тыс. б/д.
российский оператор нефтепроводов “Транснефть” прогнозирует, что нагрузка сырой нефти в “Козьмино” в этом году составит примерно 920 тыс. б/д, что всего на 50 тыс. б/д больше, чем в 2024 г.
Но для того чтобы скорость перевозок была ближе к номинальному уровню мощности, терминал должен работать без сбоев. В этом году он уже был закрыт на несколько дней из-за сильного ветра, из-за которого корабли не могли швартоваться к причалам.
Способность России поставлять сырую нефть на терминал уже повысилась благодаря введению уменьшающих сопротивление агентов на трубопроводе и дополнительным снабжением железной дорогой. Это свидетельствует об усилиях, которые уже были приложены для поддержания высокого потока из порта.
Тихоокеанские нефтяные порты России
Только “Козьмино” соединено по трубопроводу или железной дороге с нефтяными месторождениями за пределами области. Остальные главные нефтяные порты России, которые привязаны к производству, на самом деле не помогут.
В Тихом океане потоки из Де-Кастри и пригородного ограничены наличием сырой нефти из проектов у острова Сахалин. В любом случае они могут увеличиться только на теоретических 75 тыс. б/д.
Более 2500 миль от российского западносибирского нефтяного центра, порты не имеют железнодорожных разгрузочных сооружений и не соединены трубопроводом с какими-либо другими источниками снабжения, кроме месторождений, для обслуживания которых они предназначены.
Похожая ситуация и в Арктике. Экспорт через Мурманск зависит от наличия сырой нефти из проектов вдоль арктического побережья. Два плавучих хранилища, составляющие экспортный терминал в Мурманске, не подключены к системе трубопроводов “Транснефти”.
Иными словами, его условная резервная мощность – 125 тыс. б/д – снова, вероятно, будет спорной, даже если ее можно будет использовать.
Нижняя линия
Суть состоит в том, что реальная свободная мощность российских портов почти наверняка намного ниже – ближе к 500 тыс. б/д, чем условный уровень.
Но ограничение портов – это только часть картины. Россия также имеет неиспользованные нефтеперерабатывающие мощности, и она может немедленно перерабатывать баррели, прежде чем они выйдут на мировой рынок как сырая нефть. Она также обязуется более глубоко ограничить добычу сырой нефти в рамках соглашения с ОПЕК+. Это только еще больше мутит воду.
Пока российские нефтепереработчики относительно быстро восстанавливали темпы переработки нефти на мощностях, пострадавших от атак украинских беспилотников. Лишь НПЗ “Роснефти” в Туапсе у Черного моря не работает, и он, вероятно, возобновит работу в середине мая, сообщило МЭА со ссылкой на отчеты.
Внутренний рынок
Страна также стремилась обеспечить стабильную поставку топлива на внутренний рынок, что является политическим приоритетом.
Кроме того, даже если бочки были пригодны для перенаправления на экспортный рынок, нет никакой гарантии, что они будут такими. Нет никакой гарантии, что в случае, если ее НПЗ станут целью, Россия просто не прекратит производство, а не продаст свою сырую нефть по сниженным ценам.
Помимо внутренних требований огромная сеть трубопроводов России имеет собственные инфраструктурные ограничения.
Наконец, нефтяная промышленность России не единственная и не однородная. Есть много игроков, государственных и негосударственных, каждый принимает свои решения относительно того, что делать с экспортом, и каждый имеет собственную логистику. И действует, разумеется, учитывая эти факторы. (Enkorr)