Как организовать систему гарантий происхождения биометана в Украине, без которой невозможен экспорт.
Елизавета Баданова, эксперт по регулированию энергетики, старший преподаватель Национального университета “Киево-Могилянская академия”
Предусмотренный законодательными изменениями середины 2023 года реестр биометана все еще не заработал и, вероятно, не заработает до конца 2024 года. Для этого существует ряд финансовых и организационных причин.
Гарантии происхождения биометана являются важным инструментом как для внутреннего рынка, так и экспорта. Для внутреннего рынка создание инфраструктуры гарантий происхождения является первым шагом для введения обязанностей по поставке/потреблению биометана.
Это в свою очередь будет способствовать внутреннему производству биометана. Для экспорта гарантии происхождения, которые признаются в других странах, могут увеличивать стоимость продаваемой энергии и увеличить выручку экспортеров.
Следует четко понимать, что признание гарантий происхождения украинской энергии в ЕС возможно только при наличии соответствующего международного договора (как это прямо прописано в Директиве RED II/III).
Однако даже до заключения такого договора один элемент системы гарантий происхождения биометана – реестр биометана – имеет важное значение для производителей биометана.
Речь идет о том, что с началом работы Базы данных биотоплив ЕС (Union Database, UDB) для экспорта украинского биометана необходимо предоставление и подтверждение информации о подаче газа в газовые сети и его отбор.
То есть украинский биометан может экспортироваться даже при отсутствии признания украинских гарантий происхождения, однако только при такой передаче данных (кроме других условий).
Опыт ЕС
В ЕС системы гарантий происхождения национальные. Для приграничного признания гарантий происхождения используются специальные организации, одной из них является АИС. При этом карта участников АИВ демонстрирует, что администраторами систем гарантий происхождения могут быть не только государственные органы:
В странах Балтии, а также Финляндии, Норвегии и других странах гарантии происхождения биометана выдаются операторами магистральных сетей.
Опыт Эстонии может быть полезен для решения проблем по созданию реестра биометана в Украине.
В целом вопрос гарантий происхождения биометана в Эстонии регулируется Законом об организации энергетического сектора.
Эстонский Elering AS (далее – Elering) является оператором магистральных сетей как газа, так и электроэнергии.
Elering является участником AIB и является администратором системы гарантий происхождения биометана и электрической энергии в Эстонии. Elering ведет реестр биометана.
Одновременно с этим, Elering также является администратором центральных баз данных с информацией на рынках электроэнергии и газа – датахабов под названием Andmeladu Data Hubs. Эти датахабы дают возможность потребителям энергии в Эстонии, в частности:
видеть все соглашения, касающиеся их точек потребления газа и электроэнергии,
мониторить свое историческое потребление,
давать согласие отдельным поставщикам на доступ к своим данным для формирования индивидуальных предложений.
Каким образом происходят операции по биометану?
Во-первых, происходит сбор информации о фактическом объеме подачи биометана в сеть, эта информация предоставляется и хранится в датахабе Andmeladu Gas Data Hub, администратором которого является Elering:
Во-вторых, производитель биометана представляет Elering как администратору реестра биометана подтверждение того, что биометан соответствует критериям постоянства (таким подтверждением является так называемый сертификат постоянства).
В-третьих, используя информацию о фактическом объеме подачи газа в сети с датахаба, а также сертификат постоянства, предоставленный производителем биометана, Elering в качестве администратора системы гарантий происхождения биометана выдает производителю гарантии происхождения на каждую 1 МВт-ч производимого и поданного в сеть биометана. Далее проходят процессы отмены гарантий происхождения в связи с потреблением и т. д.
Таким образом, нормируется взаимодействие, во-первых, между гарантиями происхождения и сертификатами постоянства, а, во-вторых, между реестром биометана и датахабом.
Предполагается, что информация из реестра биометана будет передаваться в UDB, то есть опять же ответственным за это будет Elering.
Какие проблемы помогает решить действующая в Эстонии система?
Во-первых, все информационные потоки сконцентрированы в одной организации – операторе магистральных сетей газа и электроэнергии (он же является администратором датахабов, а также администратором системы гарантий происхождения).
Это уменьшает затраты на разработку программного обеспечения, потребности в обучении персонала, риски, связанные с движением информации между организациями и т. д.
Во-вторых, Elering как оператор магистральных сетей газа и электроэнергии имеет четкие источники информации, на основе которых он выдает гарантии происхождения: это, с одной стороны, хранящиеся в датахаби данные коммерческого учета, а с другой – подтверждение выполнения требований по постоянству, то есть сертификат постоянства.
Таким образом, оператор сетей не должен подтверждать или дополнительно проверять “зеленые” качества биометана, которые являются функцией соответствующих органов сертификации, которые проводят необходимые аудиты и т. п. и контролируются со стороны Европейской Комиссии (если речь идет о добровольных схемах сертификации).
В-третьих, Elering не является государственным органом, а является предприятием, находящимся под регуляторным контролем как регулятора энергетики, так и – в отношении гарантий происхождения – конкуренционного органа Эстонии.
Соответственно, участники рынка имеют возможность при необходимости обращаться в эти органы для разрешения возникающих споров.
Украинский контекст
В Украине с 2022 г. на рынке электрической энергии полноценно функционирует центральная информационно-коммуникационная платформа DataHub (Датахаб), администратором которой является отдельное подразделение “Укрэнерго” (администратор коммерческого учета).
Изменениями к Закону Украины ” Об обеспечении коммерческого учета природного газа ” от середины 2021 года на рынке природного газа предусмотрено создание информационной базы данных потребления природного газа, который должен быть аналогом датахаба на рынке электрической энергии (однако его функционал законодательно ограничен потреблением и не покрывает добыча/производство газа (в отличие от датахаба “Укрэнерго”, включающего информацию об объемах генерации).
Держателя и администратора базы данных на рынке природного газа должны определить КМУ. При этом на уровне оператора ГТС Украины (ООО “Оператор ГТС Украины”) существует информационная платформа, в которую поступает информация о потреблении газа; однако эта платформа не имеет всего объема информации, а также функциональности, которой владеет датахаб Укрэнерго и его аналоги в государствах-членах ЕС.
Реестр биометана предусмотрен изменениями в Закон Украины “Об альтернативных видах топлива”, а ответственность за его создание и ведение возложена на центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, энергосбережения и альтернативных видов топлива.
Этим органом является Государственное агентство по энергоэффективности и энергосбережению Украины. По состоянию на апрель 2024 года реестр не создан, а ДАЭЭ продолжает переговоры с партнерами по этому поводу.
При этом, по словам главы ДАЭЭ: ” Переходный этап экспорта биометана будет происходить в соответствии с данными Оператора ГТС и документами, подтверждающими критерии постоянства “.
Каким может быть альтернативный путь создания реестра биометана?
Реестр биометана ведется той же организацией, которая является администратором датахаба для рынка природного газа. Этот датахаб может быть создан либо отдельно, либо на существующей основе датахаба “Укрэнерго”.
Если датахаб будет создан на базе датахаба “Укрэнерго”, то на это потенциально может уйти меньше денег и времени. К единому датахабу также может быть передана функция по выдаче, обращению и погашению гарантий происхождения электрической энергии (равно как в Эстонии), которая сейчас выполняется НКРЭКУ.
Если датахаб для рынка природного газа создается отдельно от датахаба “Укрэнерго”, то соответствующую функцию оптимально возложить на оператора ГТС, учитывая, что он уже сейчас получает по крайней мере некоторые данные коммерческого учета, а также отвечает за сведение баланса газа по стране.
В реестр биометана включается информация об объемах поданного и потребленного газа и биометана на основе данных коммерческого учета (что частично уже сейчас находится в распоряжении оператора ГТС Украины) и сертификатов постоянства (которые уже сейчас имеют производители биометана).
Реестр биометана, созданный на базе “Укрэнерго” или оператора ГТС, синхронизируется с UDB. До того, как реестр биометана будет создан, та же организация будет интегрироваться с UDB и передавать соответствующие данные (об этом уже говорят сейчас, как указано выше).
Таким образом на уровне государственных органов можно дополнительно не создавать информационные системы, функции которых можно оптимизировать на уровне энергетических компаний. Деньги можно потратить на то, чтобы улучшить ИТ-систему оператора ГТС, а именно: трансформировать информационную платформу в полноценный датах.
Следует отметить, что датахаб является лишь производным инструментом, который служит для выполнения функций администратора коммерческого учета. Если на рынке электрической энергии функции этого администратора выполняет отдельное подразделение “Укрэнерго”, то на рынке газа такая единственная важная функция отсутствует: информация об объемах подачи и отбора из сетей генерируется операторами соответствующих сетей и эти процессы не подлежат дополнительному надзору за их корректностью (как это производит администратор коммерческого учета электроэнергии).
Если со стороны Украины в UDB данные будут представлять один субъект (что оправдано, по крайней мере, военным положением), то этот субъект должен подтвердить соответствующие данные, а значит, будет выполнять функции администратора коммерческого учета газа.
На мой взгляд, оператор ГТС должен быть наделен соответствующими полномочиями по аналогии с рынка электроэнергии, дополнительно к поддержке с разработкой ИТ-системы для Датахаба (в сотрудничестве с “Укрэнерго”).
В этом альтернативном варианте НКРЭКУ будет иметь компетенцию по контролю над задействованными компаниями как своими лицензиатами, которые, кроме того, должны соответствовать жестким требованиям по обособлению и независимости (так называемые требования анбандлинга).
Надо признать, что для реализации этого альтернативного пути необходимо внесение изменений в законы, однако при внесении соответствующих изменений можно ожидать, что дальнейшие процессы создания необходимой инфраструктуры для биометана ускорятся в разы. (Epravda.com.ua)