Сколько Украина планирует аккумулировать средств с налогов на выбросы углерода, и как они будут тратиться?
Ольга Евстигнеева, менеджер по адвокации евроинтеграционных реформ, аспирант по климатической экономике:
21 июня Кабмин принял “Порядок использования средств государственного фонда декарбонизации и энергоэффективной трансформации”. Документ определяет механизм использования средств от налоговых поступлений по выбросам диоксида углерода.
Как будет меняться динамика доходов и как за эти средства декарбонизировать страну?
Порядок определяет распределение средств чисто для целей декарбонизации. Это должно повысить доверие бизнеса (юридических лиц и ФЛП) и мотивировать их уплачивать этот налог по всей базе производства, особенно тогда, когда ставка будет расти.
То же касается экспортеров, которые с 2026 г. будут платить CBAM (Carbon Border Adjustment Mechanism – трансграничный тариф на выбросы углерода).
Теперь у них есть реальный механизм перераспределения средств в Украине с возможностью на конкурентных условиях получить их в виде государственной помощи для целей декарбонизации, что лучше уплаты CBAM в бюджет ЕС.
Также Фонд декарбонизации может алоцировать оплату в пределах украинской Системы торговли выбросами (СТВ), которую мы должны ввести в соответствии с соглашением об ассоциации и регламенте CBAM. Использование денежных средств возможно двумя путями.
Первый – из-за получения льготных кредитов от АО “Фонд декарбонизации Украины” для внедрения мер в сфере энергоэффективности, увеличения использования возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива и сокращения объема выбросов углерода. Второй – из-за удешевления кредитов, предусмотренных для реализации проектов в этих сферах через банковские ссуды.
Порядок содержит исчерпывающий список критериев, по которым будут оцениваться проекты.
Критерии по снижению энергоемкости производства: 35% и более – четыре балла, 25-35% – три балла, 20-25% – два балла, 10-15% – один балл. Критерий уменьшения вредных выбросов в окружающую среду: 35% – четыре балла, 30-35% – три балла, 25-30% – два балла, 20-25% – один балл, 10-15% – ноль баллов.
Это позволяет получить доступное финансирование для реформы промышленного загрязнения согласно директиве 2010/75/EU, которая предусматривает внедрение лучших доступных технологий и методов (НИТМ) в различных сферах экономики.
Среди мероприятий есть те, которые бизнес и физические лица реализуют для достижения энергонезависимости (внедрение когенерации, установки тепловых насосов), вследствие чего уменьшаются выбросы парниковых газов и потребление топлива. Также к направлениям получения государственной помощи относятся термомодернизация зданий и замещение двигателей внутреннего сгорания на электродвигатели.
Среди условий – собственный вклад (обязательно) и наличие отечественного оборудования (необязательный критерий, но позволяющий снизить проценты по кредиту). Это позволяет запускать национальное производство оборудования, переоснащать общественный транспорт, стимулировать бизнес вкладывать средства в модернизацию.
Условия кредитования: минимальная сумма – 120 тыс. грн., максимальная – 25 млн. грн., срок – до десяти лет, фиксированная ставка – до 9% годовых, минимальный собственный взнос – 15%.
Критерии для удешевления кредитов в коммерческих банках таковы. Максимальная сумма: юридическому лицу – 60 млн. грн., ФЛП – 5 млн. грн., производителям тепловой энергии или водоснабжения и водоотвода – 90 млн. грн., исполнителю энергосервиса – до 20 млн. грн. Максимальный срок кредитования – десять лет.
Максимальная коммерческая процентная ставка – 21% годовых, из которых при государственной поддержке компенсируется 12% или 14%. Обязательным условием является заключение добровольного соглашения по энергоэффективности с Госэнергоэффективности.
Сколько средств будет аккумулировать Фонд декарбонизации
В 2024 году для целей декарбонизации заложено 759 млн. грн. В 2023 г. эта сумма составила 1 953 307 785 грн., хотя количество плательщиков налога за выбросы в атмосферный воздух стационарными источниками с 2021 года уменьшилось на 20%.
ГФС сообщает, что из-за сокращения производства с 2024 года объем уплаты налога за выбросы в атмосферу ежегодно будет уменьшаться на 10%.
По данным Минфина, в 2025 г. поступления экологического налога за выбросы двуокиси углерода прогнозируются на уровне 1 750 000 000 грн., на 2026 г. – 1 867 186 000 грн. Это может быть связано с реформированием экологического налога.
В конце 2023 Кабмин принял распоряжение №1218-р “О национальной стратегии доходов до 2030 г.”, разработанную в рамках реализации программы расширенного финансирования (Extended Fund Facility – EFF) для Украины.
В марте 2023 г. ее утвердил Совет директоров МВФ. Цель – обеспечить макроэкономическую и финансовую стабильность в период военного положения и после прекращения и адаптации законодательства Украины к законодательству Евросоюза.
Подразделением 4.3.7 настоящей стратегии предусмотрены меры по реформированию экологического налога в течение 2024-2025 гг. с таким пакетом: разработать комплексный пакет мероприятий на послевоенный период по налогообложению экологическим налогом выбросов углерода на основании концепции защиты окружающей среды, разработанной Минсреды, и с привлечением помощи партнеров по развитию.
При разработке этой модели необходимо изучить возможности обеспечения перехода от налогообложения экологическим налогом фактических объемов выбросов двуокиси углерода к обложению объемов добычи (импорта) ископаемого топлива (нефть, газ, уголь) в зависимости от содержания двуокиси углерода; определить экономические, политические и социальные последствия введения предлагаемой модели налогообложения.
Также при разработке модели следует определить компенсаторные механизмы, которые необходимо задействовать для поддержки экологической реформы и снижения негативного влияния для хозяйствующих субъектов и домохозяйств, и определить график внедрения изменений в экологическое и налоговое законодательство на основании разработанной модели. Таким образом, реформирование экологического налога будет осуществляться в соответствии с “Национальной стратегией доходов до 2030 г.”.
На мой взгляд, работа над реформой экологического налогообложения должна разрабатываться тесно с Минфином, ведь экологические налоги не существуют отдельно, “в вакууме”. Налоговая нагрузка на предприятия должна быть сбалансированной и выполнять свою целевую функцию.
Разница существенная. Energy Tax Directive
Постепенное внедрение Energy Tax Directive №2003/96/ЕС предусматривает равные правила налогообложения электроэнергии, моторного топлива и отопительного топлива. Недавнее повышение акцизов показывает, что имплементация директивы начинается.
Чтобы понять, как отчисления налога по объему добытого и импортированного топлива отличаются от фактически оплаченного, взглянем подробнее на 2020 г. В энергетическом балансе Украины за 2020 г. (последние публично доступные данные) указаны объемы производства и импорта угля, торфа, сырой нефти, нефтепродуктов и газа в тысячах тонн нефтяного эквивалента.
Если использовать значение по умолчанию (средний коэффициент) по выбросам углекислого газа для этих типов топлива по рекомендациям МГЭИК по национальным кадастрам парниковых газов и скорректировать единицы измерения, то получится 200 тыс. тонн углерода (158 тыс. тонн по кадастру выбросов парниковых газов).
Если это количество выбросов умножить на ставку налога, которая тогда существовала (10 грн. за тонну) и сравнить с фактически уплаченной суммой за этот год, то разница будет составлять 1,5-2 раза. Приблизительно так могут вырасти доходы Фонда декарбонизации, которые через бюджет можно использовать на энергонезависимость.
В паре с отчислениями платежей в рамках СТВ и соответствия Фонда декарбонизации директивам ЕС по Фонду инноваций и модернизации и Социального климатического фонда (для поддержки уязвимых групп населения и адресных субсидий) наша архитектура климатических финансов будет работать для декарбонизации экономики. Это повысит ее конкурентоспособность и предоставит больше возможностей для общих финансовых механизмов.
Это задачи, которые мы должны делать во время войны. ЕС не отступает от климатической повестки дня и собственным примером доказывает, что климатические политики – это равноценное оружие против террора ископаемого топлива, которое ведет Россия для конвертации в рубли и ракеты и уничтожения Украины и мирового порядка. (Epravda.com.ua)