За чей счет планируют достроить два энергоблока Хмельницкой АЭС, и какие риски для государства в войне имеет этот проект?
Андрей Жупанин, народный депутат, член комитета по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг, глава межфракционного депутатского объединения “Объединенные ради восстановления – United for Recovery”:
Стоит ли достраивать два атомных энергоблока на Хмельницкой АЭС? Последние недели демонстрируют, что украинцы по этому вопросу разделились на два лагеря.
Первой части нравится история о том, что электроэнергия, произведенная на атомных электростанциях, является, казалось бы, самой дешевой. Эти же люди искренне надеются, что, достроив два энергоблока, государство снова вернет в их дома давно забытые 0 грн. 90 коп. за кВт/ч электроэнергии.
Вторая часть не менее искренне удивлена намерением правительства начинать многолетний проект на десятки миллиардов гривен в условиях, когда до конца этого года, по словам Министра финансов Марченко, Украине уже не хватает 200 миллиардов гривен для покрытия расходов на оборону.
В поддержку своей позиции относительно необходимости достройки энергоблоков №3 и 4 на Хмельницкой АЭС сторонники этой идеи обычно называют три причины. Во-первых, завершение строительства, начатое еще в 1985 году, якобы должно позволить и дальше поддерживать для простых украинцев низкую цену на электроэнергию.
Во-вторых, достройка блоков вроде бы необходима для преодоления значительного дефицита электроэнергии в украинской энергосистеме. И, в-третьих, Украина должна быть готова к послевоенному восстановлению, когда сюда со своими деньгами ринутся иностранные инвесторы, жаждущие строительства заводов, производства “зеленого” водорода и реализации других энергоемких проектов.
Одним словом, электроэнергии будет много, она будет дешевой и ее точно хватит всем, – убеждают сторонники достройки.
Звучит хорошо, но на этот раз нужно внимательно читать то, что обычно пишут мелким текстом внизу кредитных договоров – условия, на которых обществу предлагается такое “выгодное” соглашение.
Минимум 135 миллиардов гривен, минимум 3-5 года до завершения проекта и некомплектные ядерные реакторы, которые Болгария раньше купила у Росатома. И это далеко не все, что скрыто за скобками проекта достройки, который сейчас активно протолкнут к принятию в украинском парламенте.
Прочитав под лупой все дополнительные условия, идущие вместе с достройкой двух атомных энергоблоков, становится понятно, что причин отклонить такое, на первый взгляд, привлекательное предложение, куда больше, чем причин его поддержать.
Соглашение
По словам министра энергетики Украины Германа Галущенко, известно, что достройка двух атомных энергоблоков на Хмельницкой АЭС планируется за счет закупки ядерных реакторов в Болгарии. Продавец, казалось бы, готов продать реакторы за “символические” 600 миллионов евро (примерно 26,5 миллиарда гривен). Министерство энергетики утверждает, что завершить достройку атомного энергоблока №3 можно только 2,5-3 года, а энергоблока №4 – до 5 лет.
С первого взгляда все выглядит довольно привлекательно, однако важно прочесть и то, что написано мелким шрифтом.
Во-первых, атомные энергоблоки, которые предлагает Болгария, были приобретены ею для целей построения своей атомной электростанции в городе Белене. Продавцом реакторов и части оборудования выступила российская компания “Атомстройэкспорт”, являющаяся дочерней компанией “Росатома”.
Перекупая эти реакторы в Болгарии, Украина де-факто покупает оборудование, произведенное Россией. Это может создать очень опасный прецедент, который охотно начнут использовать некоторые страны Европы для покупки российской продукции: достаточно купить, скажем, российский газ через Болгарию и на критику можно ответить, что он болгарский, ведь именно такой логикой руководствуется Министр энергетики Галущенко. что атомные энергоблоки не российские.
Во-вторых, цена в 600 миллионов евро (эквивалент 640 миллионам долларов) не окончательная и нигде официально не зафиксирована. Она звучала в стенах болгарского парламента в 2023 году, когда депутаты обсуждали возможную продажу Украине ядерных реакторов.
Тогдашние дискуссии завершились фразой “продаем, но не менее чем за 600 миллионов евро”. Откуда взялась эта цифра и какие гарантии, что она не вырастет?
Теперь известно только то, что в декабре 2016 года Болгария сама выплатила России долг в 601,6 миллиона долларов за поставку оборудования, необходимого для строительства АЭС в Белене.
Похоже, что правительство Болгарии просто хочет получить обратно то, что потратило в 2016 году. Однако вряд ли все так просто. Во-первых, если учесть инфляцию в США за период с 2017 года по сегодняшний день (т.е. обесценение доллара как валюты), то 601,6 миллионов долларов в декабре 2016 года равны 760 миллионам долларов сегодня.
Во-вторых, понимая, что Украина уже окончательно решила приобрести ядерные реакторы (например, так можно будет сказать после принятия Верховной Радой соответствующего закона) и отсутствие у нас каких-либо альтернатив, правительство Болгарии начнет переговоры с позиции силы и точно попытается получить максимально возможную цену.
В Болгарии достаточно веские причины так поступить: недостроенная АЭС в Белене, на которую уже потрачено 1,5 миллиарда долларов, разделила страну пополам и стала причиной быстрого окончания карьеры многих национальных политиков.
И вот, наконец, болгарским политическим элитам представился случай вернуть утраченное и завоевать народную любовь. Учитывая это, я не удивлюсь, если финальный счет от правительства Болгарии будет ближе к 1 миллиарду долларов.
В-третьих, непонятно, в каком состоянии находятся ядерные реакторы и другое оборудование, которые Украина хочет купить в Болгарии для достройки Хмельницкой АЭС. Известно только то, что и реакторы, и оборудование, по меньшей мере, последние 10 лет лежит где-то на территории Болгарии.
Из публичных источников также известно, что из-за досрочного отказа болгарскому правительству от проекта в Белене Россия поставила не все оборудование, которое нужно для строительства и ввода в эксплуатацию атомных энергоблоков. В этом контексте возникает логичный вопрос: а как Украина планирует приобретать дополнительное оборудование, производителем которого является российский “Росатом” и его дочерние компании?
Одним словом, ключевые условия предложенной обществу сделку настораживают. Но это только начало мелкого шрифта.
Стоимость проекта
Учитывая, что только два атомных энергоблока, которые Украина планирует приобрести в Болгарии, обойдутся нам в сумму от 640 миллионов до 1 миллиарда долларов, возникает вопрос, а сколько же будет стоить весь проект достройки энергоблоков №3 и 4 на Хмельницкой АЭС?
Министр энергетики Галущенко убеждает, что это примерно 72 миллиарда гривен (эквивалент 1,76 миллиарда долларов). На первый взгляд кажется, что соглашение действительно хорошее: ядерные реакторы можно купить за 640 миллионов (в это верит министр), затем за 1,1 миллиарда долларов построить два атомных энергоблока.
Если же снова присмотреться к мелкому шрифту, то можно понять, что 72 миллиарда гривен это стоимость достройки Хмельницкой АЭС по ценам на май 2017 года, когда правительство Гройсмана в последний раз утверждало технико-экономическое обоснование проекта.
На прямой вопрос “Какова стоимость проекта в нынешних ценах?” Министр ответа не дал. Сказал только, что цифры есть и их обществу покажут впоследствии, когда закон будет принят.
Проделав очень простое упражнение, а именно откорректировав 72 миллиарда гривен на уровень инфляции в Украине за период с 2017 по 2023 годы, можно выяснить, что нынешняя стоимость проекта по достройке составляет, по меньшей мере, 135 миллиардов гривен.
И я более чем убежден, что окончательная стоимость достройки энергоблоков №3 и 4 на Хмельницкой АЭС, если этот проект все же будет реализован, будет гораздо выше.
И даже 135 миллиардов гривен – это феноменальная сумма в условиях войны на истощение, которая уже длится третий год и неизвестно, сколько еще будет продолжаться. Может, государственный “Энергоатом” уже привлек эти средства и только ждет разрешения на завершение строительства?
Энергоатом
У “Энергоатома” нет денег на достройку энергоблоков №3 и 4 на Хмельницкой АЭС. Более того, компания в хронических убытках и долгах. Во-первых, один чистый убыток “Энергоатома” за последние два года составил около 14 миллиардов гривен.
В общем, если подсчитать общий финансовый результат деятельности компании за период с 2011 по 2023 годы, то чистый убыток составляет 22,7 миллиарда гривен. Во-вторых, “Энергоатом” уже второй год не может погасить долг в размере 14 миллиардов гривен, который компания должна на оптовом рынке электрической энергии другой государственной компании – “Гарантированный покупатель”.
И, наконец, по данным Министерства финансов Украины, по состоянию на 01.01.2024 “Энергоатом” еще имел и задолженность по полученным кредитам в размере 42,5 миллиарда гривен.
Очевидно, понимая проблему отсутствия собственных средств, Министр энергетики Галущенко убеждает, что достройку энергоблоков планируют за счет кредитных средств. Общая фраза, в которой очень не хватает конкретики. Кто дает кредит? На каких условиях? Какой процент проекта будет профинансирован за счет кредита? Откуда будут привлечены остальные средства, если в “Энергоатоме” их попросту нет?
Одним словом, много вопросов, которые до сих пор остаются без ответа. Скорее всего, господин Галущенко говорит о кредите для того, чтобы заверить, что на достройку Хмельницкой АЭС не будут привлекаться государственные средства.
Опять же не все так просто. Иностранные кредиторы вряд ли будут предоставлять многомиллиардный кредит без государственных гарантий, поскольку именно государство владеет “Энергоатомом”. В таком случае любые проблемы “Энергоатома” с выплатой кредита сразу станут проблемами государственного бюджета Украины.
Однако, даже без замечаний по кредиту, есть большие сомнения, можно ли сегодня доверить государственному “Энергоатому” проект достройки энергоблоков на Хмельницкой АЭС.
Во-первых, у компании хронические проблемы с закупками. Журналисты регулярно замечают “Энергоатом” в приобретении товаров и услуг по завышенным ценам, а компания слишком часто не раскрывает сметы и игнорирует соответствующие запросы.
Во-вторых, компания – регулярный фигурант коррупционных скандалов. К примеру, совсем недавно НАБУ направило в суд дело бывшего чиновника “Энергоатома”, обвиняемого в продаже электроэнергии по заниженным ценам, в результате чего компания получила убыток в размере 93,76 млн. грн.
Это не единственное дело НАБУ, в котором фигурирует “Энергоатом”. Годом ранее, в октябре 2023 года, НАБУ и САП сообщили о подозрении лицам, подозреваемым в нанесении почти 100 млн. грн. убытков “Энергоатома” при строительстве Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива.
В-третьих, сомнительным кажется и сама возможность “Энергоатома” завершать проекты вовремя. К примеру, на подключение газотурбинной электростанции мощностью всего 28 МВт, подаренной американскими партнерами в феврале 2023 г., “Энергоатом” потратил 16 месяцев.
Что касается крупных проектов, то упоминается история Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива. Несмотря на то, что правительство определило срок строительства первого комплекса этого хранилища до конца 2019 года, “Энергоатом” получил разрешение на его эксплуатацию только весной 2022 года.
Одним словом, может ли общество доверить нынешнему “Энергоатому” распоряжение десятками миллиардов гривен и ожидать своевременного завершения проекта достройки, которое обещают всего за 2,5-3 года? Практика последних лет показывает, что нет.
Подписываем?
В последующие несколько недель Министерство энергетики попытается убедить народных депутатов Украины согласовать от имени общества соглашение о достройке энергоблоков №3 и 4 на Хмельницкой АЭС.
Соглашение, переполненное мелким шрифтом и необоснованными заверениями. Соглашение, которое никак не приблизит Украину к децентрализованной энергетической системе и не добавит ни киловатт электроэнергии в дома украинцев в следующие несколько лет.
Соглашение, которое, к радости нашим врагам, рассеет и без того ограниченные ресурсы украинского правительства и подорвет усилия последних лет в противодействии российской ядерной энергетике.
“Мы работаем над восстановлением того, что можно восстановить. В то же время главный приоритет – это децентрализация и наращивание мощности генерации”, – заявил Министр энергетики Герман Галущенко во время встречи с потенциальными инвесторами, которая проходила в Берлине, 10 июня, накануне Международной конференции по вопросам восстановление Украины.
Осталось только сделать так, чтобы действия начали отвечать громким заявлениям. И отказываться от идеи достройки энергоблоков №3 и 4 на Хмельницкой АЭС. Хотя сейчас, пока украинское общество не в состоянии прочитать мелкий шрифт, потому что занято гораздо более важным делом – борьбой за право на существование собственного государства. (Epravda.com.ua)