“Зеленая” энергетика изменила статус спасительницы природы на способ выживания громад. Как финансировать и лоббировать установление местной генерации?
Планы россиян парализовать Украину, уничтожив ее энергетику, не сработали. Однако повреждения энергосистемы приблизились к опасному уровню, а графики отключений стали неотъемлемой частью планирования дня. Однако некоторые украинцы испытывают меньше отключений электричества и дело не в нюансах распределения.
“В Житомире отключений нет, ни одного часа. У города есть собственная генерация на базе коммунальных предприятий, а именно – большая солнечная электростанция мощностью 50 мегаватт на окраине”, – говорил в июне городской глава Житомира Сергей Сухомлин. По состоянию на то время большинство страны уже месяц как жили по графику отключений, когда свет был только половину суток.
“В Виннице выключают свет по два-три часа в сутки, тогда как в Киеве – более 12 часов. Более стабильной подаче электричества способствуют децентрализованные элементы генерации”, – говорил тогда же заместитель городского главы Винницы Андрей Очеретный.
Секрет успеха этих двух не самых богатых общин – проактивность, децентрализация и понимание роли возобновляемой энергии как устойчивого решения на муниципальном уровне.
Кто поможет общинам построить генерацию? Какое оборудование эффективно? У кого и на каких условиях взять деньги, не увеличивая нагрузку на бюджет?
Спасение общин – дело самих общин
Опыт Винницы, Житомира и других городов лег в основу недавнего исследования “Финансирование проектов возобновляемой энергии в украинских муниципалитетах”. В нем содержится пошаговая инструкция, как в условиях войны обезопасить себя от последствий российских атак по энергетической системе, инвестируя в развитие.
Один из ключевых выводов исследования – “поддержка штанов” в виде бензиновых и дизельных генераторов уже не работает, как раньше.
В 2022 г. генераторы были мгновенным ответом на блэкауты: с октября того года в Украину ввезли почти 670 тыс. единиц этой техники.
По понятным причинам генераторы будут оставаться энергетической скорой помощью до конца войны, хотя и имеют существенные недостатки. Среди них – исчерпывающий ресурс работы, ограничение температурного режима (минус 5 градусов Цельсия для дизельных версий), волатильность цен на горючее и шум.
“Когда в 2022 г. начались выключение света, мы поняли, что хаотические решения с генераторами – это путь в никуда. Ситуация нуждалась в перспективных решениях. На повестке дня муниципальных менеджеров оказалась альтернативная генерация и поиск поддержки в ее внедрении”, – вспоминает Очеретный.
По словам ответственной за проект R2U в Немецком обществе международного сотрудничества (GIZ) Элиз Вигье, за год только его институция получила 635 заявок от украинских муниципалитетов в поддержку в производстве альтернативной генерации.
Один из главных доноров спасения энергосистемы Украины – ЕБРР – работает над восстановлением генерационных мощностей с правительством, а не с общинами. Экстренное реагирование ЕБРР касается развития газовой когенерации – многочисленных малых теплоэлектроцентралей, которые должны появиться в стране в течение трех месяцев.
“Децентрализованная генерация – это будущее. Понятно, что будут восстанавливать тепловые электростанции, но электроэнергия должна производиться без погрузки на ее транспортировку”, – считает Очеретный.
Представитель посольства Германии в Украине Сириак Массуэ убежден, что спасение следующего отопительного сезона и децентрализация энергообеспечения могут происходить параллельно, дополняя друг друга.
“Возможны большие проекты с участием государственных компаний и одновременно низовое движение, поскольку развитие возобновляемых источников может быть одним из ключевых элементов более системной трансформации украинской энергосистемы”, – говорит Массуэ.
Энергия солнца
Есть много альтернатив централизованному энергоснабжению: ветровые электростанции, ТЭЦ, работающие на биомассе, мини- и микрогидроэлектростанции. Однако общинам необходимо обратить внимание на проекты солнечных электростанций.
Солнечная генерация предполагает меньшие начальные инвестиции и незначительные затраты на обслуживание, что особенно привлекательно для общин с ограниченными бюджетами. Экономия средств возникает и на этапе транспортировки электроэнергии. Кроме того, такие проекты можно реализовать в относительно сжатые сроки – от полугода до года.
Именно поэтому солнечные электростанции (СЭС) – оптимальный вариант для общин с небольшими бюджетами. В мирное время для проектов СЭС выбирали более дешевый тип подключения – к общей сети через обычные сетевые инверторы. Сейчас экономить на оборудовании таких станций не стоит, говорят эксперты.
“Во время оккупации выключалась сеть. Если кацапы обрубали входной кабель в город, то солнечные станции “слепли”. Они подстраиваются под наружную сеть 50 Гц. Когда ее нет, то сетевые инверторы выключаются”, – говорит исполнительный директор ассоциации “Энергоэффективные города” Святослав Павлюк.
Авторы исследования советуют отдавать предпочтение гибридным СЭС, имеющим батареи накопления (этот элемент больше повышает их стоимость) и гибкий режим подключения к внешней сети с возможностью работать автономно.
Хотя встроенные в СЭС батареи повысят эффективность станций еще и зимой, однако без топливного генератора в холодное время в украинских широтах не обойтись.
Где взять деньги
Возобновляемая энергия – это не только инструмент выживания и устойчивости инфраструктуры в условиях войны и кризиса. Это еще и бизнес. “Мы идем к ситуации, когда электрическая энергия от солнечных станций конкурирует на рынке по стоимости с электроэнергией из традиционных источников”, – говорит Павлюк.
Стоимость каждого проекта солнечной генерации рассчитывается индивидуально и зависит от многих факторов. Однако большинство местных бюджетов не могут “потянуть” расходы, включая разработку, закупку и монтаж оборудования.
Кроме того, СЭС – не всегда уместное решение. Например, нет необходимости устанавливать их в школах, ведь пик производства солнечной энергии совпадает по времени с перерывом в их функционировании. Оптимальная мощность СЭС должна соответствовать суточному потреблению электричества, а минимальная – его половине.
Согласно выводам авторов исследования, средний срок окупаемости простой сетевой солнечной станции без накопителя составляет четыре-семь лет, с батареями – 8-16 лет. Сроки могут быть короче, все зависит от источников финансирования.
Правда, после начала войны муниципалитетам стало значительно сложнее привлекать финансирование на строительство “зеленых” электростанций. Сложнее стало получать денежные средства из государственного бюджета. Впрочем, некоторые варианты все-таки есть.
Первый – Фонд декарбонизации и энергоэффективной трансформации. Это спецфонд госбюджета, который должен был заработать 1 января 2024 г. Источники его наполнения – экологический налог за выбросы углекислого газа и внешние ссуды. Денежные средства должны идти на компенсации по кредитным и лизинговым договорам по установлению “зеленых” энергетических мощностей. В этом году это 759,2 млн. грн.
Второй – Фонд энергоэффективности. В настоящее время он сосредоточен на восстановлении разрушенных в результате войны многоквартирных домов. Сейчас фонд не софинансирует муниципальные проекты, однако такая законодательная возможность все еще есть.
Третий – программа доступных кредитов “5-7-9%” . Она позволяет компенсировать часть процентной ставки по банковским кредитам. Хотя участие муниципалитетов в программе ограничено, однако в ней может принять участие принадлежащая общине энергосервисная компания (ЭСКО). Она может привлечь до 60 млн. грн. на срок до десяти лет под льготный процент.
“Здесь абсолютно легкое финансирование. Государственные банки предоставляют средства под небольшой процент, даже не покрывающий нынешнюю инфляцию. Это очень выгодно: окупаемость таких проектов для собственного потребления, учитывая повышение цен на электроэнергию, составляет примерно 3,5 года”, – говорит Сухомлин.
Коммерческий кредит без государственного финансирования недоступен общинам из-за высокой стоимости: ставки в гривне могут достигать 25% годовых.
Международные финансовые организации приостановили часть своих программ финансирования из-за войны, хотя некоторые из них продолжают поддерживать критически важные проекты. Комбинация международного финансирования с собственными средствами общин может сократить срок окупаемости проекта до пяти-шести лет.
К примеру, программа Green Recovery for Ukraine от NEFCO (Северная экологическая финансовая корпорация) направлена на краткосрочные восстановительные работы на критической инфраструктуре, ремонт и строительство инженерных коммуникаций и заведений по обслуживанию внутренне перемещенных лиц (ВПЛ).
Во всех строительных проектах рассматривается установка “зеленых” компонентов: тепловых насосов или СЭС. В рамках программы реализуется 40 проектов.
Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) реализует несколько масштабных программ. В частности, в рамках программы “Энергоэффективность общественных зданий” выделяет 300 млн. евро на модернизацию тысячи общественных зданий в малых городах. Средства предоставляются по ставке EURIBOR (сейчас 3,861%) в евро на 20 лет с пятилетним льготным периодом (выплачиваются только проценты).
ЕБРР предоставляет финансирование через крупные украинские банки. “Когда речь заходит о малых СЭС, то администрировать такое количество проектов невозможно. В ЕБРР считают, что выходом может быть предоставление ресурсов через крупные украинские банки”, – объясняет представитель Украины в Совете директоров ЕБРР Артем Шевалев.
Поддержку общинам в реализации проектов оказывают общественные организации, донорские инициативы и международные фонды. “Зеленые” гранты можно получить в рамках программы развития ООН, Oxfam или GIZ . Последняя еще и поддерживает общины, не имеющие опыта работы с международными финансовыми организациями.
Винницкая “цепная реакция”
Альтернатива кредитам или донорским программам на реализацию “зеленых” проектов – привлечение местного бизнеса. По такому пути пошли в Виннице.
В апреле 2024 г. там была начата программа компенсации местному бизнесу за установку “зеленых” мощностей. В настоящее время ею воспользовалось 15 компаний. Сумма компенсации установлена на уровне суммы налогов, уплаченных компанией за предыдущий период, однако она не может превышать 1 млн. грн.
“Это повлекло маховик привлечения средств частного бизнеса. Компании увидели в этом собственную выгоду. 53 компании – мелкие, средние и крупные – установили солнечные станции на общую мощность 12,93 мегаватта”, – рассказывает Очеретный.
По его словам, некоторый местный бизнес начал устанавливать аккумулирующие станции. Чтобы экономия была более ощутима, многие предприятия даже изменили график работы, приспособив его к использованию “зеленой” энергии.
О развитии солнечной генерации заговорили и на самом высоком уровне.
“Все общественные и административные здания должны быть оборудованы энергосберегающими технологиями. Солнечные панели, умные счетчики и установки хранения энергии как можно скорее должны появиться в каждой школе, в каждой больнице”, – сообщил президент Владимир Зеленский по итогам июньской Ставки.
Для достижения хороших результатов нужно думать не только о следующей зиме. Энергетическая трансформация Житомира стала возможной благодаря реализации начатых ранее проектов. “Нужны разные стратегические горизонты планирования, чтобы выжить: на полгода, на два года, на пять лет”, – убеждает Сухомлин.
Если есть качественная проектная документация, то рано или поздно найдутся возможности.
Публикация уточнена информацией о том, что комментарии руководства городов Житомир и Винница принимались в июне, прежде чем из-за аномальной жары по всей стране ввели жесткие ограничения. С 15 июля в этих городах также существенно ограничивают потребление, хотя не так сильно, как в других областных центрах, в частности, столицы. (Эдуард Лозовой, Epravda.com.ua)