Что, кроме войны, мешает быстро строить новые зеленые электростанции в Украине?
Ольга Рыбачук, управляющий директор Elementum Energy:
Локальных и иностранных инвесторов, готовых вкладывать деньги в строительство объектов зеленой генерации, в Украине немало. И с точки зрения природных ресурсов, Украина очень привлекательна для таких проектов.
Однако есть ряд вызовов, создающих препятствия быстрому и масштабному зеленому строительству.
Барьер 1 – логистический. Требуется морской коридор для импорта оборудования
Сегодня два наиболее популярных региона для ветровых проектов – это юг и запад Украины, в первую очередь из-за своего ветропотенциала. Однако с началом полномасштабного вторжения критически стал вопрос логистики габаритных компонентов ветрогенерирующих установок, ведь производители турбин отказываются доставлять оборудование на площадки проектов, как раньше, а везут только в безопасные пункты границы.
Даже до большой войны выполнение требований нагрузки на мосты и радиусов разворота дорог, анализ маршрутов и пропускной способности дорог были важным процессом девелопмента проектов, сейчас же они нуждаются в первоочередном внимании.
Длина компонентов ветровой турбины может достигать более 80 м, и в нынешних условиях доставить такое крупногабаритное оборудование, не используя глубоководные порты, почти невозможно.
Классический маршрут на юге сейчас – доставка компонентов к румынской Констанце, далее перевозка на баржах по Дунаю в порты Рени или Измаила и затем через единый мост, соединяющий регион южной Бессарабии с большой Украиной.
И это при том, что другие мосты разрушены, а на этот же маршрут претендует весь пассажирский и товарный оборот Юга. Это очень дорого, сложно и рискованно. Ряд портов большой Одессы работает на импорт оборудования, но не энергетического и это единичные кейсы.
В Украине есть показательный пример с зерновым коридором. Чтобы он работал, со стороны государства и разных стейкхолдеров было потрачено много усилий, и это принесло результат. Я считаю, что энергетика является не менее стратегически важной отраслью и стоит таких усилий.
Через порты Южного или Черноморска доставлять оборудование было бы гораздо проще.
Нам нужен активный диалог с Министерствами инфраструктуры и энергетики, с администрацией морских портов о том, как размораживать порты на принятие энергетического оборудования.
Участниками диалога также должны быть страховые компании, поскольку есть программы государственного страхового обеспечения для ряда грузов. Сейчас переговоры если и происходят, то это единичные ситуативные случаи с каждым отдельным девелопером, единственной работы над вопросом, как нам завести критически необходимые сотни ветротурбин в следующем году нет. А они нам нужны, чтобы заместить утраченные мощности – 1-2 ГВт новой ветрогенерации вполне доступны уже в следующем году.
Если мы говорим о доставке оборудования для ветропроектов в западном регионе, нужно вести переговоры с Польшей и Словакией, чтобы упрощать транзит крупногабаритных энергетических грузов через сухопутные границы.
Необходимо содействие дорожным, патрульным службам, полиции, потому что без выделенных зеленых коридоров здесь не обойтись.
Барьер 2 – зарегулированность и непредсказуемость энергорынка. Требуются инструменты хеджирования
Украинский энергорынок является одним из наиболее зарегулированных и одновременно непредсказуемых секторов украинской экономики. За прошлый год Регулятор пересмотрел ценовые ограничения дважды, и уже один раз – в этом году, сообщая игрокам менее чем через неделю.
Также во втором квартале были внесены существенные изменения в происходящее ценообразования на балансирующем рынке, что существенно повлияло на экономику действующих и новых проектов.
В Украине пока отсутствуют средне-(полгода-год) и долгосрочные инструменты (1-5+ лет) продаж электроэнергии. Самые длинные контракты, которые предлагает крупная государственная генерация, обычно не превышают месяц. Большинство же коммерческих игроков удовлетворяются продажами на день вперед.
Так что если вы не являетесь большой промышленной группой, если вы только заходите на этот рынок и ваш профиль – это генерация, а не продажи – у вас проблемы. Для банка или инвестора нет не только гарантии, но даже представления о том, по какой цене и кому он будет продавать энергию в следующем году.
ВИЭ-проекты имеют окупаемость от 6 до 10 лет, при этом 1-2 года они строятся. Решиться вложить инвестиции в столь длинный горизонт – тяжело. Нужны хотя бы ориентировочные коридоры цен, чтобы ориентироваться на денежный поток, риски, размер кредита и предоставить инвесторам какие-либо гарантии, что проект выживет и будет доходным.
На европейском энергорынке есть механизмы управления ценовыми рисками, которые ничто не мешает имплементировать – фьючерсные и форвардные контракты, инструменты ценового хеджирования, корпоративные PPA (синтетические договоры купли-продажи). И не стоит сразу последовать примеру Германии с ее энергофьючерсами на 10 лет – в Румынии, Словакии, Венгрии контракты заключаются на 5-6 лет, открыто публикуются на бирже и дают всему рынку ориентиры реальных цен.
Кстати, после присоединения к ENTSO-E и ряда либерализационных действий корреляция цен между украинским и соседними европейскими энергорынками наблюдается на уровне 85%, то есть нам нужно активнее продолжать интеграцию и уже использовать европейские инструменты продаж.
В Украине только начинает появляться среднесрочный сегмент РРА с фиксированной ценой на полгода, хотя пока это очень редкие случаи как ответ на недостаток мощностей.
У нас есть такие кейсы в нашем портфеле, но они единичны и не масштабны. Для потребителей, промышленных производителей это гарантия устойчивой поставки без риска остановки работы предприятия.
Преимущество разветвленной генерации как раз в том, что если одна станция вышла из строя, другие подхватят. Более того, зеленая генерация помогает предприятиям выполнять социальные и экологические цели устойчивого развития, что для компаний, ориентированных на европейские рынки, очень важно.
Но сегодня переход на средне- и долгосрочные механизмы работы рынка массово невозможен, пока государство как основной маркет мейкер не начнет развивать такие инициативы и направлять рынок к лучшим практикам.
Барьер 3 – технические условия. Необходимо приоритизировать скорость их выдачи инвесторам и девелоперам
Чтобы присоединить мощности нового энергообъекта к сети, производителю необходимо получить технические условия от операторов систем передачи (Укрэнерго) или систем распределения (облэнерго).
Они принимают решение о доступности мощностей в точках присоединения, необходимых для реконструкции подстанций или линий электропередач и т.д.
Здесь есть несколько важных вопросов, в частности, скорость выдачи технических условий. Сейчас, когда энергетическая инфраструктура подстанций и линий разорвана атаками, они нуждаются в ремонтах и реконструкциях, и процессы выдачи техусловий затягиваются.
Как следствие, это задерживает строительство новых мощностей, у нас сами был опыт с получением разрешений около 5 месяцев. А есть кейсы, когда объекты подключаются к сети, но за неимением ремонтов генерирующие объекты не работают на полную мощность.
Представьте ситуацию: инвестор построил энергообъект во время войны, но работать он может где-то на 50%. Переводить на инвесторов все моменты, связанные с состоянием сетей и подстанций – неправильно.
Понятно, что процессы из-за обстрелов и медленных ремонтных работ затруднены, но в целом эти учреждения медленно работали и без этого.
Поэтому очень важно, чтобы государственные операторы были в постоянном рабочем контакте с девелоперами и говорили: “Мы готовы быстро обеспечить подключение в таких точках, нам нужна такая-то мощность. Можете? Целесообразно? Готовы?”
Следует взять под контроль и приоритизировать все имеющиеся процессы по выдаче технических условий активным инвесторам и девелоперам, поставить очень конкретные цели и дедлайны.
Барьер 4 – нехватка квалифицированных специалистов. Внедрять государственные программы развития, привлекать из-за границы
Последний барьер, о котором расскажу – ограниченность квалифицированного персонала для строительства и управления ВИЭ-проектами. До начала полномасштабного вторжения производители ветротурбин несли ответственность не только за поставку оборудования на площадку, но и за монтаж, запуск и последующее обслуживание. Сейчас этого нет.
Нам приходится при строительстве объектов привлекать кучу разнопрофильных подрядчиков: одни собирают, другие занимаются инжинирингом и супервайзингом, третьи подключают турбины к сети, другие предоставляют сервисное обслуживание.
В Украине критично не хватает инженерной, строительной, электротехнической экспертизы в сфере ВИЭ. Это специфические объекты, строительство и обслуживание которых достаточно сложно.
Средняя продолжительность жизни ветротурбины – 25 лет, и она требует регулярного осмотра, ремонта, это работа повышенной опасности. Эти специальности по-прежнему у нас были довольно редкими, а сейчас, учитывая мобилизацию, тем более.
Для игроков энергорынка в приоритете должно быть выращивание таких специалистов в собственном штате. Но с ростом новых объектов их все равно не хватит, поэтому должна работать государственная политика на обучение и развитие таких специальностей или привлечение специалистов из-за рубежа (в том числе путем упрощенных визовых режимов и т.п.).
Зеленая энергетика в Украине имеет огромный потенциал, но инвесторы и девелоперы сталкиваются с рядом барьеров, замедляющих развитие отрасли. От сложной логистики и зарегулированного рынка до проблем с техническими условиями и нехваткой квалифицированных кадров эти вызовы требуют комплексного подхода для их преодоления.
Государство вместе с другими стейкхолдерами должно создать благоприятные условия для развития зеленой энергетики, что позволит эффективно заместить утраченные мощности и обеспечить устойчивое развитие энергорынка. (Epravda.com.ua)