В 2025 году страны Европы лишились российского газа после остановки транзита через Украину. В связи с ограничениями ключевое место на рынке поставок нефтепродуктов занял “Турецкий поток”. В январе 2025 года суточные поставки российского природного газа по трубопроводу достигли исторического максимума и превысили отметку в 50 миллионов кубометров.
Как зародился “Турецкий поток” и какую роль играет на рынке нефтепродуктов?
“Турецкий поток” пролегает по дну Черного моря из России в Турцию. Всего включает в себя две нитки. Первая – снабжает газом турецкого потребителя, вторая – страны Южной и Юго-Восточной Европы.
История его строительства уходит в 2014 год. На тот момент активно развивались газовые конфликты между Россией и Украиной, поставки были под большим вопросом. Газпром и Минэнерго РФ начали искать альтернативные пути для поставок газа в Евросоюз. Большие ставки были сделаны на “Южный поток”, который должен был объединить Россию и Болгарию. Но в декабре 2014 года Россия отказалась от строительства этого объекта из-за неконструктивного диалога с ЕС.
Одним из самых перспективных направлений в то время была Турция. Страна закупала около 27-29 миллиардов кубометров природного газа в год. Одна часть шла через Голубой поток, вторая – по Трансбалканскому газопроводу через Украину, Румынию и Болгарию. Уменьшить зависимость от юга ЕС мог совершенно новый газопровод, который бы напрямую поставлял углеводороды в Турцию.
“Для Турции, конечно, партнерство с Россией в сфере энергетики очень рационально и выгодно. Этому способствует как география, так и базовая логистика этого региона. Также играет роль и особенность экономики Анкары, которая достаточно энергоемкая: много промышленных предприятий, большое население, но при этом там не так много запасов газа”, – пояснил научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.
По его словам, не менее интересный партнер в сфере газификации и Турция для России. Наша сторона понимает, что коллеги делают большую ставку на газовую энергетику.
“Если на первом месте у нашей страны по поставкам голубого топлива находится Китай, а дальше у нас основные поставки теперь идут в Турцию”, – добавил эксперт.
1 декабря 2014 года представители компаний “Газпром” и Botas Petroleum Pipeline Corporation подписали меморандум о взаимопонимании по строительству газопровода. Изначально он предполагал возведение четырех ниток трубопровода. Начало работ должно было стартовать в июне 2015 года. Но до октября мелководье не было застроено. Это было связано с тем, что в Турции началось время выборов, на этот период отсутствовало межправительственное соглашение между странами.
В октябре генеральный директор Газпрома Алексей Миллер заявил, что Россия не будет строить третью и четвертую нитки газопровода. Сокращение мощностей до 32 миллиардов кубометров в год было связано со строительством “Северного потока – 2”.
Конец 2015 года ознаменовался важной вехой для строительства “Турецкого потока”. 26 ноября было объявлено о том, что Россия прекращает работу над рядом проектов инвестиционных и торговых соглашений с Турцией в связи с тем, что страна сбила российский Су-24. А уже 3 декабря Александр Новак, на тот момент министр энергетики РФ, заявил о приостановке проекта газопровода.
О возобновлении “Турецкого потока” заговорили летом 2016 года. В сентябре Газпром получил первые разрешения органов власти Турецкой Республики на реализацию трубопровода, после чего было подписано соглашение между странами.
В марте 2019 года был сварен последний стык газопровода. Он протянулся от участка берегового примыкания в России у Анапы с приемным терминалом у населенного пункта Кыйыкей в турецком регионе Фракия. В октябре были проведены испытания по заполнению газом первой нитки трубопровода, в ноябре обе нитки были введены в эксплуатацию. В это же время Турция соединяет “Турецкий поток” с “Балканским потоком”.
8 января 2020 года президенты России Владимир Путин и Турции Тайип Эрдоган официально открыли газопровод “Турецкий поток”. Церемония состоялась в Стамбуле.
“Проект Турецкого потока изначально предусматривал две нитки, которые должны поставлять газ в Турцию и страны Юго-Восточной Европы. Также предусмотрена возможность его расширения по мере загрузки этих ниток и при наличии устойчивого спроса. Речь потенциально могла бы идти строительстве еще двух ниток газопровода такой же производительности”, – отметил первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по энергетике, президент Российского газового общества Павел Завальный.
По его мнению, отчасти конкуренцию российскому газу в южной и восточной части Европы составляет азербайджанский газ, но его объемы ограничены. Мощность Трансадриатического газопровода составляет 10 миллиардов кубометров, и для Азербайджана актуален вопрос даже его заполнения.
На протяжении строительства газопровода “Северный поток”, аналитики пытались посчитать, во сколько Газпрому обойдется строительство трубопровода. В 2018 году в отчете Sberbank CIB о российских нефтегазовых компаниях аналитики Александр Фэк и Анна Котельникова пришли к выводу, что “Турецкий поток” обойдется Газпрому в $21 миллиардов и не окупится даже за 50 лет. Все, кто был причастен к отчету, вскоре были уволены.
В 2022 году “Турецкий поток” стал нуждаться в защите от терактов. Один из них был предотвращен 10 октября. По мнению президента РФ Путина, за попытками подрыва стояли спецслужбы Украины. В сентябре-октябре были задержаны жители страны, которые работали на СБУ. Они готовили теракт на трубопроводе. После чего Россия усилила безопасность газопровода.
А в конце 2024 года атаки подверглась станция “Русская”. Девять украинских беспилотников были сбиты силами российской ПВО, а последствия инцидента были оперативно устранены Газпромом. После этого станция продолжила работать в штатном режиме.
Страны-участницы
Строительство “Турецкого потока” было выгодно не только турецкой стороне, но и странам Южной и Юго-Восточной Европы.
Так, в 2019 году Россия заключила договор с Болгарией на поставку природного газа. Смена поставщика должна была сэкономить стране более 40 миллионов евро. София же, в свою очередь, выразила уверенность в том, что дальше российский газ смогут получать Греция и Северная Македония.
В конце 2020 года газ стал поступать и в Сербию. Активным стал маршрут Россия – Турция – Болгария – Сербия. В 2021 году был построен соединительный участок между Сербией и Венгрией. Он должен был помочь поступать газу в Венгрию и Словакию. Уже в сентябре страны подписали контракт о поставках голубого топлива в обход Украины.
В 2021 году использование газопровода уже перевалило за 80%. К первому декабря Газпром поставил по газопроводу 45,5 миллионов кубометров.
С 1 февраля 2025 года Россия возобновила поставки газа в Словакию по “Турецкому потоку”. По словам главы газовой словацкой компании SPP Войтеха Ференца, контракт с “Газпром экспортом” рассчитан до 2034 года, прекращение которого не планируется.
“После того, как 1 января был прекращен транзит газа по территории Украины, выросли поставки по трубам Турецкого потока. Если в прошлом году максимальная загрузка трубопровода составляла порядка 40%, то уже с января 2025 года она возросла на 26,5% и превысила 50 миллионов тонн в сутки, при проектной мощности порядка 90?95 миллионов газа в сутки. То есть, Россия, по сути, сегодня имеем порядка 53% от проектной загрузки. Поэтому есть еще потенциал увеличения объема по данному направлению. Тут вопрос возможности со стороны европейских потребителей забирать эти объемы газа”, – рассказал первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по энергетике, президент Российского газового общества Павел Завальный.
Как отметил Станислав Митрахович, даже если с прокачкой газа по “Турецкому потоку” возникнут трудности, он, несмотря на все неурядицы, будет работать. Трубопровод слишком удобен и для России, и для Турции, и для стран, получающих по нему газ.
“”Турецкий поток” сейчас загружен на полную мощность, это говорит о его растущей популярности. Газ покупают, и будут покупать дальше, если только не случится эскалация какого-то политического кризиса. Если, соответственно, Европейский Союз не заставит страны, такие, как Венгрии, отказаться от закупок российского газа через “Турецкий поток”. А так поставки газа очень удобны, даже Болгария, например, его получает, только не напрямую, а через перекупщиков и трейдеров”, – рассказал Станислав Митрахович.
Но эксперт задался вопросом, будет ли ЕС идти по пути запрета импорта российского газа? По его мнению, если не будет какого-то перемирия по Украине, то на каком-то этапе, наверное, запрет такой может быть.
“Это будет зависеть не столько от газовых историй, сколько от общеполитических тенденций. На мой взгляд, те страны, которые сейчас российский газ получают через газопровод в Европе, они всячески будут стараться не допустить того, чтобы какой-то запрет полноценный на эту тему был реализован”, – добавил эксперт.
Павел Завальный выделил тот факт, что доступность поставок газа из России в Европу по “Турецкому потоку” должен обеспечить сформированный в Турции газовый хаб.
Путь к газовому хабу
В условиях мировой газовой напряженности, Турция подняла вопрос открытия хаба на территории своей страны. Для этого Анкара планирует создать центр финансирования проектов, касающихся экспорта природного газа, по примеру аналогичных площадок в Лондоне и Гамбурге.
Ранее Владимир Путин говорил, что газовый хаб предполагает создание электронной торговой площадки, которая может стать местом определения конечной цены на этот вид топлива для европейских потребителей.
Турция, в свою очередь, уверена, что на территории страны есть значительная часть инфраструктуры для создания такой торговой площадки. А до 2028 года страна планирует увеличить более чем вдвое объем хранилищ газа в Силиври и Туз Гелю.
“Турция всегда хотела быть не просто страной-транспортером, но и газовым хабом, перекрестком маршрутов, чтобы через страну качали газ и иранцы, и европейцы. Были проекты, чтобы через Турцию шли газопроводы, которые начинались бы в Восточном Средиземноморье. Например, проект EastMed, сейчас он не реализован, но который должен был пройти около Кипра, в том числе затронув территорию Турецкого Северного Кипра. Так что много разных есть проектов, которые связаны с тем, чтобы Турция была перекрестком газовых путей, транзитной стороной и, кроме этого, потребителем. И в идеале, конечно, Турция хотела бы иметь газовый хаб на своей территории, на котором бы определялись бы цены”, – отметил Станислав Митрахович.
Как пояснил эксперт, обычно хабы существуют на территории газовых стран-потребителей. Но в данном случае Турция хочет выступать страной, через которую газ продается, выступая своего рода квази-экспортером. Сначала топливо доходит до Анкары, размещается на торговой площадке, потом продается по цене, которая на этой площадке определяется, в Европу.
“Но это мечты, конечно. Чтобы шли крупные объемы газа через Турцию, для этого должны быть крупные поставки из России. А для этого нужно, чтобы была построена новая ветка газопровода. Иначе то, что сейчас Россия дополнительно может в Турцию поставить, это просто обмен с Азербайджаном, пару миллиардов кубов”, – рассказал он.
В свою очередь, Павел Завальный уверен, что проект газового хаба будет реализован. Он предоставит возможности получения более дешевого российского газа. А это выгодно потребителям. Хаб позволит обезличивать газ. Это будет своего рода точка продаж, на которую Россия могла бы поставлять голубое топливо, а европейские страны могли его приобретать и использовать в своих целях, избегая политических претензий со стороны Евросоюза.
“Данная мера помогла бы увеличить объем поставки, и при этом выполнить наши обязательства с европейскими партнерами по поставкам газа”, – добавил он. (Angi.ru)