Новые ограничения Европейского Союза по импорту дизельного топлива, изготовленного из российской нефти, привлекли внимание к операциям одного из крупнейших нефтепереработчиков мира – индийской Reliance Industries, принадлежащей миллиардеру Мукешу Амбани. Об этом пишет Bloomberg со ссылкой на трейдеров и аналитиков.
Как сообщают трейдеры, вскоре после объявления 14-го пакета санкций ЕС компания сделала нетипичную для себя закупку – приобрела партию сорта Murban из Абу-Даби. Это дорогая, премиальная нефть, которую Reliance обычно избегает из-за ее высокой стоимости. Обычно компания предпочитала более дешевые российские Urals и тяжелые сорта с Ближнего Востока.
Источники, знакомые с импортными планами Reliance, также отмечают, что компания уже начала искать пути диверсификации закупок и постепенно снижать зависимость от России, которая остается ее основным поставщиком нефти в 2025 году. По оценкам аналитической компании Kpler, на российскую нефть приходится около 50% всего импорта Reliance с начала года, в то время как примерно 20% готовой продукции компания экспортирует в Европу – в частности, дизель, изготовленный из того же российского сырья.
Именно такая схема – переработка дешевой Urals с последующим реэкспортом продукции на европейский рынок – и стала объектом новых ограничений Брюсселя. Согласно новым санкциям, с 21 января 2026 г. страны ЕС не смогут импортировать топливо, произведенное из российской сырой нефти, даже если оно прошло переработку за пределами России.
Участники рынка отмечают, что Reliance только начинает адаптацию, и пока рано говорить о полном развороте компании от российского ресурса. Однако поиск альтернатив – в частности, на Ближнем Востоке – уже ведется. Вопрос в том, как скоро компания сумеет заместить размеры на уровне 600 тыс. баррелей в сутки и при финансовых условиях.
Официальные представители Reliance пока не комментировали ситуацию. В то же время правительство Индии уже озвучило свою позицию: вторичные санкции ЕС вызывают обеспокоенность. “Необходимо сохранять баланс”, – заявил на днях министр иностранных дел страны Викрам Мисри, намекая на попытки Запада ограничить торговлю российскими энергоносителями даже в третьих странах.
санкции ЕС в отношении дизельного топлива с российской нефти вступят в силу 21 января 2026 года.
После начала полномасштабного вторжения РФ в Украину в 2022 году страны ЕС отказались от прямой закупки российской нефти, что позволило индийским НПЗ активно закупать Urals с рекордными скидками. Горючее из этого сырья потом попадало на западные рынки – уже как “индийский” продукт. Новые санкции призваны закрыть данную схему и ограничить доходы Москвы от нефтепродуктов. (Enkorr)
