Украина переживает самое сложное испытание в истории своей энергосистемы. Российские атаки, дефицит мощностей, необходимость обновления и декарбонизации создают беспрецедентные вызовы. Но в то же время возникает и уникальное окно возможностей.
В партнерстве с международными донорами, инвесторами и локальными общинами Украина постепенно формирует новую архитектуру энергетической безопасности.
В центре этого перехода новые технологии, инвестиции в распределенную генерацию и системы накопления энергии, а также стремление государства поддержать отрасль в кризисный период.
Восстановление и децентрализация: проекты, формирующие новую энергетику
В самых уязвимых регионах страны уже сегодня реализуются важные проекты обновления. Один из них – полная реконструкция Ахтырской ТЭЦ, разрушенной еще в марте 2022 года.
Благодаря финансированию из Фонда ликвидации последствий вооруженной агрессии (46 миллионов гривен в 2024 году, общий бюджет – более 157 миллионов гривен) объект уже восстановлен более чем на 80%. После завершения работ в 2025 году стабильное теплоснабжение получит 9000 жителей, а также 42 объекта социальной сферы – школы, больницы и детсады.
Параллельно с этим происходит инвестиционная экспансия в новую “зеленую” генерацию. Яркий пример – планы немецкой компании NOTUS ENERGY построить одну из самых больших ветроэлектростанций Киевской области (60 турбин суммарной мощностью 400 МВт) в Макаровской общине.
Компания уже подписала меморандум о сотрудничестве с руководством общества, а для местных жителей это будет означать не только новые рабочие места, но и инвестиции в инфраструктуру и энергетическую независимость.
Роль государства: программы, реформы, регулирование
Несмотря на военное положение и масштабные разрушения, государство сохраняет активную роль в формировании новой энергетической архитектуры.
Одним из ключевых направлений стало финансирование восстановления критической инфраструктуры. Здесь уже приводился пример реконструкции Ахтырской ТЭЦ. Решающим для возобновления работы этого объекта стало своевременное финансирование из Фонда ликвидации последствий вооруженной агрессии.
Еще одним важным шагом стало упрощение регуляторных процедур по внедрению новых технологий. Речь идет о подключении установок хранения энергии, позволяющих балансировать сеть в пиковые часы или во время аварий.
Параллельно государство обновляет законодательство, чтобы поддержать развитие возобновляемой энергетики и привлечение общин в создание локальных генерирующих объектов. Такие инициативы открывают путь к большей децентрализации системы, что важно в условиях регулярных обстрелов.
В то же время, продолжается реформирование финансовой модели рынка. В частности, повышение тарифов на передачу и распределение электроэнергии частично решило задачу погашения финансовых обязательств государства перед производителями “зеленой” энергии. Этот тариф недофинансировался годами. Новые тарифы, по крайней мере, стали предохранителем для возникновения новых богов перед сегментом возобновляемой энергетики и создали более прогнозируемую среду для инвесторов.
Отдельное внимание власти уделяют гармонизации украинской энергосистемы с европейскими стандартами. Это включает и техническую синхронизацию и нормативное согласование процедур. Такие шаги открывают перед Украиной не только новые рынки, но и возможность избежать финансовых потерь через механизм CBAM, который потребует прозрачного учета экспортируемого в ЕС углеродного следа.
Все это свидетельствует о том, что государство пытается не только латать пробелы, но и задавать вектор трансформации в направлении устойчивой, интегрированной и гибкой энергетики.
Инновации на марше: накопление энергии и SMR
Одно из новейших направлений стали системы хранения энергии, критически важные для балансировки нестабильной генерации и работы в условиях дефицита. По информации НКРЭКУ, по состоянию на конец 2024 года в Украине уже были выданы технические условия на присоединение 3 ГВт Energy storage (2,7 ГВт – в сети оператора системы, 0,7 ГВт – в сети операторов систем распределения).
Впрочем, фактически были подсоединены только накопители мощностью всего 17,4 МВт. Это означает колоссальный потенциал роста, который следует реализовать уже сейчас.
Но прогресс не стоит на месте. Следующим шагом может стать распространение малых модульных реакторов (SMR – Small Modular Reactor). К примеру, Польша уже начала строительство первого в Европе реактора BWRX-300 в городе Влоцлавек. О намерениях развертывания BWRX-300 также заявили Швеция, Эстония, Венгрия.
Украина тоже не может игнорировать эту технологию: SMR – это возможность заменить старые угольные мощности и создать безопасную, компактную генерацию, адаптированную к новым вызовам.
Вызовы, сдерживающие развитие
Однако следует признать, что реформа энергетики не может состояться без решения критических проблем, а именно:
– Хроническое недоинвестирование в сети и их высокая аварийность. Даже до войны у Украины самый высокий показатель продолжительности отключений среди стран Европы (SAIDI).
– Рост цен на электроэнергию в результате девальвации, роста стоимости ядерного топлива, импорта газа и необходимости импорта электроэнергии.
– Отсутствие инструментов для учета углеродного следа, что создает риски для экспортеров в контексте CBAM.
– Устаревшее регулирование рынка электроэнергии (в том числе, прайскепы), сдерживающее инвестиции и интеграцию в европейский рынок.
– Несбалансированная тарифная политика, ранее приводившая к накоплению долгов перед производителями “зеленой” энергии.
Взгляд в будущее
Украина не просто восстанавливает то, что потеряла. Она формирует новую энергосистему – более устойчивую, децентрализованную, инновационную. В этой системе место обнаружится и для SMR, и для локальных солнечных станций, и для мощных ветропарков, и для интеллектуального управления спросом.
Но главное – для надежного тепла и света в каждом доме. Это и есть подлинный смысл энергетического перехода: не только технологии, а забота о людях. (Андрей Калинов, технический директор НПП “ЭНЕРГО-ПЛЮС”; E-b.com.ua)
