Худший энергетический кризис Европы за последние десятилетия может затянуться до самых холодных месяцев – Россия вряд ли увеличит поставки, по крайней мере, до ноября. Об этом пишет worldoil со ссылкой на мнение отраслевых экспертов.
ПАО “Газпром” довело добычу природного газа до максимума для этого времени года. Однако весь дополнительный объем остается дома, поскольку России необходимо пополнить собственные хранилища, которые были сильно истощены после долгой и холодной зимы 2020/2021 гг. Кампания по их заполнению продлится до конца октября, и только после этого “Газпром” сможет увеличить поставки природного газа в Европу, считают в консалтинге Wood & Co., входящем в Citigroup Inc.
“Ориентация на внутренний рынок сильна, поскольку “Газпром” стремится избежать дестабилизации российского предложения, несмотря на перспективу рекордной прибыли за рубежом, – сказал Ильдар Давлетшин, аналитик Wood. – У “Газпрома” не так много дополнительных свободных мощностей, чтобы сразу же увеличить добычу”.
Ограниченные российские поставки лишают Европу топлива, необходимого для восполнения собственных запасов до наступления зимы. Отопительный сезон начнется уже через несколько недель, поэтому [европейские] потребители не смогут избавиться от заоблачных цен, поскольку острая конкуренция с Азией за грузы сжиженного природного газа усугубляет кризис.
Согласно расчетам Bloomberg, в конце прошлой зимы хранилища “Газпрома” в России были заполнены всего на 16%, а их выработка значительно превысила обычные 35-40%. Газовый гигант планирует завершить заполнение своих российских хранилищ к 1 ноября, и “после этого любые избыточные объемы могут быть доступны для европейского рынка”, – отмечается в сообщении Citigroup.
На прошлой неделе компания заявила, что она закачивает в российские запасы 325 млн. кубометров газа в сутки. Примерно столько же “Газпром” ежедневно отправляет в Западную Европу. Высокий внутренний спрос во время суровой зимы привел к истощению хранилищ, в то время как летние волны тепла привели к увеличению использования газа для электростанций, а ряд других крупных российских производителей сократили поставки.
“Им необходимо заполнить свои собственные хранилища”, – заявил на этой неделе Дидье Холло, заместитель генерального директора французского заказчика Engie SA, отказавшись комментировать вопрос о том, просила ли Engie “Газпром” предоставить дополнительные объемы.
Uniper SE, еще один крупный европейский клиент, получает “максимальные объемы из России”, заявил коммерческий директор компании Ник Ден Холландер. “Европа потеряла значительную часть внутреннего производства за последние пару лет, поэтому безопасность и доступность поставок теперь выходят на передний план”, – сказал он в интервью в Дубае.
Российская компания планирует прокачать более 510 млрд. кубометров газа в этом году и прогнозирует экспорт в Европу, включая Турцию, примерно на уровне 183 млрд. кубометров. Впрочем, как полагают отраслевые эксперты, фактические потоки могут быть выше.
“Газпрому” также необходимо удовлетворять спрос со стороны клиентов за пределами Европы – объем поставок в Турцию в этом году увеличится более чем вдвое. Кроме того, компания отправляет газ в Азию с месторождений в Восточной Сибири, которые нельзя использовать для поставок в Европу, поскольку они не подключены к трубопроводной системе компании, идущей на запад.
Рекордные потоки
Трубопроводные поставки из России в Китай в первом полугодии утроились в годовом сопоставлении. Ожидается, что этот рост продолжится. При этом “Газпром” планирует поставлять до 38 млрд. кубометров газа в год азиатским потребителям по трубопроводу.
У российского газового монополиста действительно есть свободные мощности для покрытия всплесков спроса, например, во время резких похолоданий – почти 150 млрд. кубометров в годовом исчислении, заявил на прошлой неделе генеральный директор “Газпрома” Алексей Миллер. По его словам, каждый год этот буфер необходим “на три, пять или 10, может быть, на 12 дней”. Он не всегда доступен постоянно или в течение длительного времени.
В пресс-службе “Газпрома” отказались комментировать краткосрочные планы добычи и возможность выхода на зимний уровень добычи раньше. По словам Давлетшина из Wood, задача усложняется размером компании – между принятием решения об увеличении производства и/или экспорта и его фактической реализацией существует ощутимый временной лаг.
Договорные обязательства
“Газпром” заявил, что выполняет все договорные обязательства, подписанные с зарубежными партнерами, и стремится удовлетворить дополнительный спрос “по мере возможности”. Тем не менее, группа европейских законодателей призвала Европейскую комиссию исследовать роль российской компании в стремительном росте рынка. Они подозревают, что “Газпром” придерживает некоторые объемы топлива, чтобы оказать давление на ЕС с целью ускорения утверждения нового российского газопровода “Северный поток-2”.
МЭА также заявило на этой неделе, что Россия “могла бы сделать больше для увеличения доступности газа в Европу”, в то время как министр энергетики США Дженнифер Гранхольм сказала, что Европа и Америка должны быть готовы “встать” на фоне существования стран-производителей энергии, которые могут “манипулировать поставками в своих интересах”.
Любое возможное снижение цен в ноябре будет зависеть не только от России, но и от зимних температур в Европе и поставок от других производителей, таких как Норвегия. Наличие грузов СПГ также будет важным фактором.
“Газпром” не может махнуть волшебной палочкой и доставлять дополнительный газ в любую точку Европы, которая требует этого в короткие сроки, – сказал Виталий Ермаков, старший научный сотрудник Оксфордского института энергетических исследований. – Как бы “Газпром” ни старался, он не может в одиночку сбалансировать такой огромный рынок, как Европа”.
Если предстоящая зима окажется достаточно холодной, стоимость природного газа в IV квартале 2021 г. может достигнуть $100 за миллион британских тепловых единиц (mmbtu), или более $3000/тыс. кубометров. Об этом предупреждают аналитики Citigroup. (Enkorr.ua/Энергетика Украины и мира)