Менеджер по регуляторной политике ДТЭК Нефтегаз Юлия Боржемская.
Формат соглашения о разделе продукции (СРП) за 20 лет действия Закона Украины “О соглашениях о разделе продукции” ни разу не был реализован и до недавнего времени опыта его практического применения не было. Поэтому на пути реализации соглашений могут возникать вопросы, которые не урегулированы на законодательном уровне, или коллизии норм законодательства.
Сейчас для реализации СРП нужна проактивная позиция государства, постоянный диалог с инвесторами и готовность быстро реагировать на их потребности. Также нужна постоянная профессиональная команда, которая будет в совершенстве знать законодательство по СРП, недропользованию, изучит тексты соглашений и сможет эффективно их администрировать. Общая цель государства и инвесторов – создать историю успеха проектов СРП в Украине.
На этапе переговоров по проектам СРП инвесторы разработали законодательные изменения (законопроект №3790), которые помогут снять коллизии в законодательстве и повысить интерес к проектам СРП со стороны как внутренних, так и внешних инвесторов. К сожалению, до сих пор инвесторам не удалось встретиться с Минфином и Государственной налоговой службой для постатейного обсуждения законопроекта и решения несогласованных вопросов. Основная цель законопроекта – избежание двойного налогообложения в рамках соглашений.
ДТЭК Нефтегаз – инвестор в рамках СРП на Зиньковской площади. После выполнения предварительных условий соглашения государством компания планирует осуществить инвестиции в сумме более 44 млн. долл. в течение первых 5 лет, обработку и интерпретацию данных, бурение не менее 2 скважин, сейсмику на площади более 100 кв. км и начать добычу на участке в 2023 году.
Для государства СРП создает целый ряд преимуществ и возможностей. Это и возможность проведения разведочных работ на значительной территории, и обновление портфеля ресурсно-запасной базы, и наращивание добычи газа в стране. Украина получит новый толчок к развитию газодобывающей отрасли, которая сегодня остро нуждается в инвестициях. Также государство гарантированно получает минимальные обязательства – это более 450 млн. долл. в течение 5 лет по всем подписанным СРП. Сумму минимальных обязательств инвестор должен уплатить, даже если выходит из соглашения.
Инвесторы также заинтересованы в успешной реализации проектов СРП. Проекты дают право защищать свои интересы в международном арбитраже и предоставляют определенные гарантии через стабилизационную оговорку (защита от изменений законодательства), что сверхважно в турбулентных условиях постоянных и существенных законодательных изменений в Украине.
Поэтому успешная реализация соглашений является выгодной для обеих сторон. Успешная реализация первых СРП, подписанных в конце прошлого и в начале этого года, станет позитивным сигналом для инвесторов и будет способствовать улучшению инвестиционного климата в стране.
Однако государство не всегда реагирует на запрос инвесторов по построению диалога. Стало известно, что 4 октября Комитет по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Верховной рады Украины в ходе подготовки проекта Закона “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по обеспечению прозрачности в добывающих отраслях” №3790 ко второму чтению учел ряд правок, которые противоречат основному принципу права: закон обратной силы не имеет. Это закреплено в ст. 58 Конституции Украины.
Также в ходе обсуждения законопроекта депутаты рассматривали необходимость обязать инвесторов опубликовать тексты подписанных ранее СРП. Если такая норма будет принята, это будет грубейшим нарушением Закона Украины “О соглашениях о разделе продукции”. Стабилизационная оговорка, защищающая от изменений законодательства, является одним из основных преимуществ режима СРП для инвесторов.
Нарушение государством этого главного принципа соглашений может привести к полному недоверию со стороны инвесторов, особенно зарубежных, и существенному снижению инвестиционной привлекательности Украины, как страны, которая не соблюдает основные принципы права и собственное законодательство. (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)