Английского слово weaponize не имеет четкого аналога в украинском языке. Скорее его можно перевести как использование чего-нибудь в качестве оружия, в военных целях.
Именно это сегодня делает Россия с газом для ЕС. Weaponizing gas.
Гибридная война России против Запада имеет несколько измерений и не ограничивается только боевыми действиями в Украине. На самом деле война уже давно перекинулась в Европу. В Украине враг разрушает города и инфраструктуру, в ЕС пытается взорвать энергетическую безопасность и экономику.
Поэтому решение “Газпрома” остановить поставки газа в Польшу и Болгарию за отказ платить счета в рублях абсолютно ожидаемо с позиций искривленной кремлевской логики, где контракты и обязательства ничего не значат. Где порядочность – пустое слово, а сделки не стоят бумаги, на которой написаны.
Более того, это не последнее подобное решение. Москва будет дальше испытывать ЕС на крепость, глядя кто согласится с ее требованиями – как это сделала Венгрия.
Это понимается в Европейском Союзе. “Отключение” Польши и Болгарии стало одним из поворотных моментов в отношении европейцев к российским энергоресурсам. Теперь они “токсичны” с точки зрения морали и ненадежны с экономической точки зрения.
2 мая в Брюсселе состоялось внеочередное заседание совета министров энергетики стран ЕС, где рассматривался вопрос совместного противодействия российскому энергетическому шантажу. Тем более что в середине мая для многих европейских энергетических компаний подходит очередной срок оплаты “Газпрома”.
Европейская Комиссия подготовила рекомендации странам-членам по оплате в рублях, в которых ясно указано, что такое изменение в одностороннем порядке является нарушением контракта, не имеет коммерческого обоснования, а следовательно, в рамках коммерческого законодательства, полностью легитимным будет отвергнуть такое требование.
Кроме того, оплата в рублях является нарушением санкций, поскольку является ничем иным как передачей активов в пользу российского Центробанка – и поэтому ее нельзя разрешить.
Еврокомиссар по вопросам энергетики Кадри Симсон подчеркнула, что ни у кого нет иллюзий относительно “Газпрома” и намерений кремля. Поэтому ЕС должен быть един не только в вопросах военной и гуманитарной помощи Украине, но также в вопросах противодействия энергетической угрозе со стороны России.
Единство в действии
Несмотря на остановку поставок газа из России в Польшу и Болгарию, эти страны не погрузились в кризис, как, очевидно, ожидала Москва. Газ в Польшу и Болгарию идет по альтернативным путям из Греции и Германии.
Также на днях – очень вовремя! – заработал интерконнектор между Литвой и Польшей. Осенью ожидается запуск Балтийского газопровода, а также интерконнектор между Грецией и Молдовой.
Потоки газа через Украину и газопровод Ямал снизились и сейчас составят малую часть импорта газа в Европу, при этом альтернативные маршруты сейчас задействованы на максимальный объем. LNG также достиг максимальных уровней на прошлой неделе и составил 0,4 млрд. м куб/день.
Газовым давлением на отдельных членов ЕС Москва пыталась раздробить союзников, надеясь, что каждая страна начнет “спасаться” своими силами. Но достигла ровно противоположного эффекта.
Министры энергетики государств-членов Европейского Союза осудили решение “Газпрома” в одностороннем порядке прекратить поставки газа. Все отметили свою объединенную и солидарную позицию.
Фактически “Газпром” своим решением сократил свой рынок на 10% и окончательно доказал свою ненадежность как поставщика, а также создал условия для принятия решения относительно эмбарго на нефть.
Участники встречи согласились, что все поставщики должны осуществлять заключенные с ними контракты именно на тех условиях, на которых они были заключены. Никаких рублей. Никаких новых условий. Иначе “Газпром” будет наказан в судах.
Сегодня для Европы главным приоритетом является подготовка к срывам поставок газа – ни у кого нет сомнений, что Россия попытается это сделать. В этом контексте внимание и усилия европейских правительств будут сосредоточены на трех сферах.
Первая, это актуализация планов действий в непредвиденных ситуациях. Такие планы должны быть комплексными и учитывать меры по ограничению спроса, оптимальное использование газовых сетей и энергетической инфраструктуры.
Также срочной мерой является заключение двусторонних соглашений о солидарности в энергетической сфере. На прошлой неделе это соглашение уже заключили Эстония и Финляндия, но процесс необходимо ускорить.
Вторая – наполнение европейских газохранилищ до начала отопительного сезона. Сегодня заполненность газохранилищ в Европе составляет 32% и увеличивается во всех странах.
Для этого необходимо оперативно утвердить предложение по хранилищам и гарантировать, что уровень наполненности хранилищ составит не ниже 80% к концу этого года и 90% в дальнейшем. Работы в этом направлении идут ускоренными темпами, последующее обсуждение назначено на 16 мая.
Украина может предложить 15-20 млрд. кубометров в своих хранилищах для закачки европейского резерва. Большинство хранилищ расположены в Западной Украине, вдали от боевых действий.
В-третьих, срочная диверсификация источников снабжения в рамках объединенной платформы EnEX. Важно, что Энергетическая платформа ЕС будет открыта для восточных ассоциированных партнеров и стран Западного Балканского региона.
В контексте обретения независимости от российского ископаемого топлива центральное место занимает Зеленый курс ЕС, ведь невозможно просто так заместить 155 млрд. куб м российского газа на ископаемое топливо от других поставщиков – это решение не является ни устойчивым, ни рентабельным.
Все эти рассуждения будут включены в план Repower EU Plan, который Еврокомиссия представит перед майским заседанием Совета Европы вместе с конкретными мерами по постепенному отказу от российских энергоресурсов.
А уже 5 мая в Софии (Болгария) заработает региональная специальная группа Еврокомиссии по газовым вопросам. В мероприятиях планируется участие Министра энергетики Германа Галущенко.
Украина также работает со странами-членами ЕС по созданию объединенной платформы закупок газа. Во всех есть понимание того, что рост цены на энергоносители произойдет – но он не должен быть резким и не должен ударить по потребителям.
Как отметила Кадри Симсон, “мы входим в крайне тяжелую фазу войны в Украине, что также касается энергетических рынков в Европе. Как отмечала президент фон дер Ляйен, работа над санкциями в энергетической сфере продолжается, и сейчас мы, как никогда, должны быть сплоченными в своем подходе и скоординированными в нашей реакции”.
Россия не атакует Украину, Польшу или Болгарию. Разными средствами, от ракет к энергоносителям, Россия атакует единство Европы, надеясь, что национальный эгоизм превысит общие ценности и принципы – и континент “сложится” перед Москвой как карточный дом.
И тогда каждую страну – в том числе те, которые сегодня думают, что они друзья России – можно будет “съесть” отдельно, одна за другой.
Но этого не будет.
Наверное, единственный “успех”, которого достигла Россия, начав вторжение в Украину – это возвращение солидарности в Европу. Напомнив всем, что union означает не только союз, но и единство.
Важно, чтобы Запад показал, что он действительно серьезно относится к противодействию России, что он готов поставить под сомнение экономическое существование России, и предпринимаемые необратимые шаги демонстрируют истинное единство ЕС. (Ярослав Демченков, заместитель министра энергетики Украины по европейской интеграции, заместитель председателя Комитета устойчивой энергетики Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН/UNECE); Экономическая правда/Энергетика Украины и мира)