“Газпром” возобновил поставки газа в Европу по газопроводу “Северный поток” после планового ремонта, хотя ЕС готовился к полной остановке. Тем не менее, объемы прокачки по этому маршруту, как, собственно, и всеми остальными, остаются на крайне низком уровне, что может создать проблемы европейцам при подготовке к зиме.
“Апостроф” выяснял, что задумали в Кремле, и какие в этой связи есть риски для Украины.
Газопровод “Северный поток”, которым газ поставляется из России в Германию, возобновил работу 21 июля после завершения проводившегося на нем планового ремонта в течение десяти дней.
Как и ожидалось, газопровод заработал не в полную мощность. Суточный объем поставки составляет около 67 миллионов кубометров, что составляет всего 40% от показателя начала июля.
Официальные представители Евросоюза имели большие сомнения в том, что снабжение газа “Северным потоком” возобновится после регламентных работ. “Мы работаем, исходя из того, что он (“Северный поток”) не вернется в строй. И на этот случай необходимо принять дополнительные меры”, – заявил еврокомиссар по бюджету Йоханнес Хан, когда возобновление поставок “Северным потоком” еще оставалось под вопросом.
Опасения европейцев были вполне понятны, поскольку Россия, зная, насколько ЕС зависит от ее газа, откровенно манипулировала ситуацией. Еще до проведения регламентных работ, начавшихся 11 июля, “Газпром” сократил объемы ежедневных поставок “Северным потоком” на 60% из-за того, что Канада в связи с антироссийскими санкциями задержала возврат после ремонта турбинного оборудования компании Siemens для газоперекачивающих агрегатов газопровода.
При этом “Газпром” не увеличил прокачку топлива в направлении Европы по другим маршрутам, в том числе по украинскому, и это стало очередным подтверждением того, что для России газ – это, прежде всего, оружие, с помощью которого оно шантажирует всех, кто попадает к нему в немилость. Ранее этот инструмент часто использовался против Украины. Теперь дошел черед и до ЕС.
Сложно, но возможно
Ранее, когда Северный поток еще останавливали на ремонт, Апостроф писал, что Россия может действовать по двум сценариям. Первый из них предполагал, что поставка по северному маршруту в Европу не возобновится. Как видим, этого не вышло. Таким образом, судя по всему, кремль приступил к реализации второго сценария, который заключается в том, чтобы на время сохранить поставки газа в Европу, но при этом снизить их объемы до минимума для того, чтобы ЕС вошел в зиму с минимальными запасами топлива. А уже ближе к зиме, вероятно, Газпром таки перекроет вентиль, и кремль начнет с новой силой ломать европейцев.
Летом традиционно происходит наполнение подземных хранилищ газом, который будет использоваться в отопительный сезон. Отсутствие поставок из России сделало бы эту задачу практически невыполнимой, однако и при нынешних объемах сложности у европейцев все равно будут.
По словам директора энергетических программ Центра Разумкова Владимира Омельченко, на сегодняшний день хранилища Германии заполнены примерно на 65% от их проектной мощности, а в целом по Европе – на 60%.
Учитывая, что до начала отопительного сезона остается всего несколько месяцев, полноценно заполнить хранилища будет проблематично.
С другой стороны, как заявил в комментарии Апострофу Омельченко, в этом году Европа может заместить значительную часть российского газа за счет других источников.
“В частности, за счет увеличения поставок сжиженного газа – если в прошлом году было 80 миллиардов кубометров LNG, то в этом году ожидается 120 миллиардов, то есть на 40 миллиардов кубометров больше, – рассказывает эксперт. – Кроме того, увеличиваются трубопроводные поставки из Алжира, Норвегии, Азербайджана – это еще 50 миллиардов кубических метров. Кроме этого, будет снижено потребление газа на 40-50 миллиардов, которые будут частично замещены углем, ядерной энергетикой, возобновляемыми источниками энергии, а также за счет снижения температуры воздуха в помещениях”.
Он также напомнил, что Польша и страны Балтии полностью отказались от российского газа, найдя ему замену, в том числе за счет поставок СПГ.
“Поэтому, в общем-то, я не вижу какого-то критического дефицита газа для Европейского Союза, даже если “Газпром” полностью отключит поставки”, – резюмировал Владимир Омельченко.
“Политическая” цена Европы
Очевидно, что Евросоюз входит в режим экономии газа и энергоресурсов в целом. При грамотной и согласованной политике ресурсов должно хватить, но главный вопрос: как дорого это обойдется европейцам?
По словам Владимира Омельченко, основой проблемой для ЕС становится уже не собственно наличие газа, а его цена, существенно возросшая в последнее время и пока не собирающаяся снижаться, отраслям, а также металлургической, строительной индустрии нормально развиваться и иметь конкурентное преимущество.
Повышение цен также может вызвать недовольство немецких и в целом всех европейских потребителей, являющихся избирателями, а это, в свою очередь, может поколебать позиции политиков.
На это, собственно, и рассчитывает Россия.
Для кремля решением вопроса поставки газа и, соответственно, цен на него является запуск газопровода “Северный поток-2”, полностью готовый к эксплуатации, но из-за развязанной Россией войны против Украины был заблокирован Евросозом. Во время посещения Ирана 19 июля об этом прямо заявил президент России Владимир Путин.
Впрочем, пока что в ЕС категорически отказываются от этой опции.
“Северный поток-2″ не сертифицирован и не может работать”, – на днях заявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляен.
В этом ее поддержал вице-канцлер Германии, министр по экономике и защите климата Роберт Хабек. По его словам, запуск “Северного потока-2” “категорически невозможен”. “Это было бы поднятием белого флага”, – сказал он.
Однако как долго смогут сопротивляться российскому шантажу европейские, в частности немецкие политики? А шантаж со стороны кремля, можно в этом не сомневаться, нарастать.
“Прослеживается намерение россиян сломать Еврокомиссию и правительство Германии, в том смысле, что так или иначе под предлогом так называемого прагматизма заставить их изменить решение”, – сказал в комментарии изданию президент Центра глобалистики “Стратегия XXI” Михаил Гончар.
Ставка больше газа
Однако целые кремля гораздо далее, чем запуск “Северного потока-2”.
“Цель – расшатать санкционный режим под предлогом угрозы холодной зимы в Европе. То есть будет разыгрываться сценарий откровенного внешнего шантажа и скрытого давления изнутри, чтобы заставить европейцев пересмотреть подходы, говорит Михаил Гончар. – И если в этом контексте подходы изменятся, то дальше усыплется вся конструкция санкционных режимов, которые выстраивал Евросоюз”.
Он напомнил, что Запад, в сущности, уже пошел на определенные уступки агрессору, согласившись, несмотря на санкции, вернуть турбину для “Северного потока-1”.
Значит трещинка уже есть. Теперь нужно давить на Северный поток-2, а иначе – холодная зима, – говорит эксперт. – И в Германии уже появляются заявления о том, что нужно принимать прагматические решения, потому что без российского газа перезимовать не получится.
При этом отменой санкций пожелания кремля для европейцев не ограничатся.
“Еще одна цель, органично связанная с другими – как матрешка – заставить европейцев ограничить помощь Украине, – объясняет Михаил Гончар. – Мол, чем меньше вы будете помогать Украине, тем больше вы будете получать газ, и тем спокойнее вы пройдете зиму”.
Кроме того, как считает Владимир Омельченко, Россия хочет путем давления на ЕС, прежде всего, через немецкий политический класс и бизнес, заставить Украину стать более сговорчивой. “Россия подталкивает к тому, чтобы Германия инициировала отмену санкций, инициировала переговорный процесс между Украиной и Россией (о прекращении огня – “Апостроф”) на российских условиях”, – считает он.
Сегодня опасность того, что немцы, а за ними и другие европейцы, вероятно, за исключением поляков и еще кого-то, уступят шантажу России, достаточно велика.
Но ситуация не безнадежна.
“Результат (шантажа) может оказаться противоположным. Такое неприкрытое давление со всех сторон рождает все большее сопротивление Еврокомиссии, – говорит Михаил Гончар. – Думаю, шантаж продолжится, возможно осенью они полностью перекроют газовый кран, но катастрофы в Европе не будет”.
Владимир Омельченко также не верит в то, что Евросоюз предаст нашу страну, даже если Россия перекроет газовый кран: “Политикам сейчас очень сложно объяснить (своим избирателям), как можно заставить Украину уступить Россию, когда идет широкомасштабная война, гибнут люди и, по сути, осуществляется геноцид”. (Виктор Авдеенко, Апостроф/Энергетика Украины и мира)