Украина и Евросоюз ожидают полного отключения российского газа во время холодов. Какие меры они предпринимают, и что будет дальше?
Российский газовый шантаж не работает. Евросоюз поддерживает Украину и курс на ужесточение экономических санкций против страны-агрессора.
Однако газовая война только начинается. Впереди отопительный сезон, во время которого агрессор будет иметь самые сильные позиции.
Летом Газпром сокращал поставки газа в Евросоюз, пытаясь сорвать подготовку к зиме. В начале сентября россияне полностью перекрыли снабжение своим главным газопроводом – “Северным потоком-1”.
Украина и Европейский Союз готовятся к полному отключению российского газа во время холодов. Какие методы шантажа используют путинский режим, чтобы снять санкции, и как страны ЕС и Украина готовятся к самой сложной в истории зиме?
Газотурбинный шантаж
В течение лета Россия сокращала поставки газа в Евросоюз, объясняя это нехваткой газотурбинных двигателей. Турбины для “Северного потока-1” производит немецкая Siemens, но ремонтировать их может только завод компании в Канаде.
После начала войны Канада запретила поставлять это оборудование в Россию, поэтому газопровод частично остался без технического обслуживания, а одна из турбин застряла на ремонте в Монреале. Летом “Газпром” угрожал остановить транспортировку газа в Германию, если Канада не вернет оборудование. Западные страны решили передать турбину через Германию.
Санкции ЕС не распространяются на поставки газотранспортного оборудования России, так что “Газпром” может легально забрать турбину в любой момент. По такой же схеме Канада согласилась отремонтировать и доставить в РФ еще пять таких агрегатов, чтобы поддерживать работу Северного потока-1.
Однако теперь “Газпром” отказывается забирать турбину из Германии. Компания требует от западных стран письменных гарантий, что это оборудование не подвергнется ограничению. Другими словами, начался шантаж с целью снятия санкций.
31 августа Россия вторично за лето остановила “Северный поток-1”. В первый раз это произошло в июле во время ежегодного технического обслуживания. Второй раз поводом стали профилактические работы на последней работающей турбине.
После окончания работ оказалось, что турбина якобы неисправна и не может работать. Потому газопровод перекрыли полностью и неопределенный срок. То есть европейский рынок лишили еще 33 млн. кубометров газа в сутки.
В компании Siemens считают, что реальных технических причин для остановки прокачки газа на газопроводе не было.
Россия могла бы увеличить транспортировку по другим газопроводам, но этого не сделала. Москва отказалась бронировать газопровод Ямал-Европа, а мощности Украины кафиры используют всего на 40% от законтрактованного объема.
Загадкой остается, насколько изношена последняя турбина на газопроводе и когда ее отправят на капитальный ремонт. “Газпром” может остановить ее во время отопительного сезона и прекратить поставки газа в Германию.
Перебои в снабжении топлива сопровождаются угрозами. “Газпром” запугивает “прогнозом” спотовых цен в Европе на уровне 4 тыс. долл. за тыс. куб. м. Трейдеры начали панически покупать фьючерсные контракты. 26 августа стоимость тысячи кубометров топлива достигла 3400 долл., что в семь выше, чем в 2021 г.
Пик паники уже прошел, но цена до сих пор держится около 2000 долл. за тыс. куб. м и пока нет никаких причин, чтобы они снизились хотя бы до уровня весной 2022 г.
Россия тоже теряет
Цель России – выбить ослабление санкций или сертификацию Северного потока-2. Лидеры ЕС говорят, что не пойдут на уступки, потому Россия хочет сорвать подготовку к зиме и заставить пойти на свои условия во время отопительного сезона.
Однако перекрывать поставки газа в ЕС “Газпрому” не выгодно, ведь тогда он потеряет большие объемы валюты. В 2021 г. Россия экспортировала около 200 млрд. куб. м газа, из которых более 70% приходятся на страны Евросоюза.
По данным Международного энергетического агентства, с марта по июль российский монополист снизил суточные поставки газа в ЕС на 75%. Несмотря на это, компания не потеряла выручку, а даже нарастила ее в три раза. Так произошло, потому что сокращение экспорта компенсировали аномально высокие цены.
“Газпром” может ограничить поставки даже на 95%, но тогда поступления начнут сокращаться. Российская экономика находится под санкциями и нуждается в валюте, поэтому в Кремле не спешат полностью перекрывать краны.
Между тем, сибирские месторождения продолжают работать. Не поступающий в ЕС газ нужно куда-то девать. Все хранилища в России давно заполнены, поэтому “Газпром” просто сжигает ресурс на своей границе – ежедневно на 10 млн. долларов.
Снабжение в Китай сейчас невозможно, а строительство крупных экспортных терминалов сжиженного газа россияне отложили из-за технологических санкций. Следовательно, рано или поздно “Газпрому” придется закрывать убыточные месторождения.
Добыча газа в России уменьшилась на 13%, а к концу 2022 года может сократиться на 20% по сравнению с 2021 годом. Эта тенденция будет продолжаться, потому что ЕС хочет через несколько лет отказаться от российского газа. Дальнейшая закрутка кранов лишь приблизит момент, когда “Газпром” потеряет европейский рынок.
В конце концов, когда энергетический кризис закончится, и мировые цены упадут, Россия получит много убытков. Поэтому Кремль планирует дожать Евросоюз высокими ценами и вернуть себе европейский рынок, сертифицировав “Северный поток-2”, заключив новые долгосрочные контракты и лишившись санкций.
Европа держит удар
В то же время, западные страны готовятся к полному отключению российского газа. В 2022 году они решили как можно лучше подготовиться к зиме. В частности, договорились до 1 ноября заполнить свои газохранилища на 80%.
Несмотря на сокращение импорта из РФ, этот план был выполнен за два месяца до начала отопительного сезона и накопление газа продолжается. Как это удалось?
Во-первых, в Евросоюзе сокращается потребление газа и электроэнергии. Стоимость электричества в июле была в три-четыре раза выше, чем в 2021 году. По всей Европе начались остановки энергоемких предприятий.
В Нидерландах стал на ремонт один из крупнейших металлургических заводов Европы Budel. В Словакии остановился крупный алюминиевый завод Slovalco, в Бельгии – сталелитейный завод Aperam, в Литве – производитель удобрений Achema.
Некоторые предприятия не работают в полную мощность с 2021 года и дальше сокращают производство. Это приводит к удорожанию товаров в мире.
Во-вторых, заполнять газохранилища европейцам помог Китай. Из-за ряда собственных проблем и энергетического кризиса, вызванного россиянами, в Поднебесной тормозит экономика и сокращается потребление энергии. Избыток сжиженного газа страна продает на спотовом рынке, который покупают европейцы.
Ирония в том, что Россия, пытаясь наказать ЕС, переориентируется на китайский рынок и продает ему свой СПГ со скидкой, а Китай выбрасывает избыток газа на спотовый рынок и помогает ЕС бороться с зависимостью от России.
Если агрессор решит полностью остановить поставки по трубопроводу, то сжиженный газ и имеющиеся запасы позволят выиграть время, но не спасут от дефицита. Германия, при условии заполненных газохранилищ, сможет продержаться без российского газа в отопительный сезон всего 2,5 месяца.
Подготовка к зиме не ограничивается только заполнением хранилищ. Чтобы смягчить последствия для бизнеса и потребителей, у стран ЕС есть программы субсидирования высоких цен на энергию. На это правительства ЕС выделили 280 миллиардов евро.
Эти деньги не разрешат проблему, потому что могут стимулировать спрос на газ. Бизнес будет чувствовать себя более раскрепощенно и потреблять больше энергии, а государственные бюджеты быстро истощатся из-за высоких цен. Поэтому вместе с бюджетным субсидированием страны ЕС развернули обширную программу по энергосбережению.
ЕС планирует к весне снизить спрос на газ на 15%. Страны снизят уровень освещения памятников и вывесок на супермаркетах, снизят температуру в офисах и квартирах до 19 градусов, прекратят отопление некоторых зданий.
Некоторые страны советуют гражданам сокращать время на принятие душа и пользоваться бытовой техникой ночью, а не в часы пикового напряжения. Кроме того, Евросоюз пытается увеличить собственную добычу энергии. Так, по всей Европе на время энергокризиса расконсервировали угольные электростанции.
Раньше это было “красной линией” для правительств, потому что противоречило курсу на “озеленение” энергетики. Угольные рудники и электростанции либо закрывали, либо значительно сокращали их мощности из-за чрезмерных выбросов углекислого газа.
Однако энергетический кризис заставил европейцев шагнуть назад в своих экологических намерениях и сфокусировать внимание на прохождении зимы.
При таких обстоятельствах активизировалась дискуссия по атомной энергетике.
Канцлер Германии Олаф Шольц осторожно заявил, что на время газового противостояния с РФ есть смысл продлить срок эксплуатации трех атомных электростанций. Бельгия уже продлила срок службы ядерных реакторов на десять лет. АЭС в этих странах хотели закрыть в пользу “зеленой” энергии.
Польша будет стимулировать инвестиции в ядерную энергию, а Румыния может стать первой страной в мире, использующей технологию модульных реакторов.
Спасением может стать увеличение добычи газа в ЕС. В Нидерландах есть большое месторождение, которое ранее давало до 50 млрд. куб. м голубого топлива в год. Это могло бы покрыть треть поставок из России в Евросоюз.
На этом месторождении добывают менее 10% потенциального объема, так как его разработка вызывает землетрясения и разрушение зданий. Поскольку эта тема политически чувствительна, власти решили постепенно остановить добычу.
Теперь Нидерланды могут спасти себя и всю Европу от кризиса. В настоящее время власти страны отказываются наращивать добычу из-за общественного возмущения. Однако в условиях российской агрессии гибкость – единственный путь выживания, поэтому попытки договориться с Нидерландами будут продолжаться.
По подсчетам KSE высокие цены на газ способны компенсировать жителям нидерландской провинции любые разрушения и даже позволят выплачивать им крупные дивиденды по добыче газа за риск проживания в опасных районах.
Смогут ли европейские партнеры договориться и выдержать удар, покажет зима. Не исключено, что некоторые страны до конца года погрузятся в рецессию. Однако риторика европейских лидеров свидетельствует, что ЕС готов стоять до конца и не идти на условия России даже если придется пережить экономический кризис.
Следующие зимы будут легче, потому что ЕС планирует к 2030 г. инвестировать в проекты по энергонезависимости 300 млрд. евро. Кроме того, Франция, Германия, Нидерланды и Италия запланировали строительство 14 СПГ-терминалов.
Выдержит ли Украина
После начала великой войны власти стремятся в первую очередь обеспечить энергетические потребности внутри страны, поэтому экспорт газа запретили.
Украинская добыча в мирное время покрывает две трети потребления, однако сейчас спрос на газ упал на 30%, а добыча – на 15%. По словам главы Оператора ГТС Украины Сергея Макогона, в хранилища закачано 13 млрд. куб. м газа, а к середине октября будет 14,4 млрд. куб. м. Много это или мало?
“Из-за военных рисков никто не может дать точную оценку, сколько Украине нужно газа. Если ориентироваться на среднестатистическую умеренную зиму и учесть сокращение спроса из-за войны, то 15 миллиардов кубометров должно было хватить.
Если зима будет холодная, то на пиках придется покупать дорогой газ на европейском рынке. Если теплой – хватит и 13 млрд. куб. м”, – считает глава центра глобалистики “Стратегия ХХI” Михаил Гончар.
Во время войны дополнительные запасы не будут лишними, ведь существует риск обстрелов энергетической инфраструктуры. 50% украинских месторождений расположены в Харьковской области, в считанных километрах от линии фронта. В случае уничтожения инфраструктуры спасти могут только заранее сделанные запасы.
Сейчас у “Нафтогаза” нет средств на дополнительный импорт газа из Евросоюза. По словам главы госкомпании Юрия Витренко, Украина нуждается в финансовой помощи от международных партнеров на приобретение 4 млрд. куб. м топлива.
В августе Норвегия согласилась выделить 200 млн. долл. за покупку газа для Украины, но при текущих ценах этого хватит на 80 млн. куб. м. Кабмин надеется, что частично со снабжением помогут Соединенные Штаты в рамках лендлиза.
Что будет дальше? Витренко призвал готовиться к холодной зиме. Температура в помещениях будет составлять 17-18 градусов – на 4 градуса ниже нормы. (Богдан Мирошниченко, Экономическая правда/Энергетика Украины и мира)