Продолжая евроинтеграционные процессы, Украина приняла закон о предотвращении злоупотреблений на оптовых энергетических рынках – Верховная Рада поддержала во втором чтении соответствующий законопроект №5322. Он имплементирует положения регламента ЕС о добродетели и прозрачности оптового энергетического рынка REMIT и направлен на создание прозрачных и конкурентных рынков газа и электроэнергии.
Kosatka.Media проанализировала, почему закон антиолигархический, как он будет бороться с монополиями и какие перспективы он открывает для энергетических рынков Украины.
Зачем в Украине REMIT
REMIT – это положение о целостности и прозрачности оптового энергетического рынка. Это постановления Регламента ЕС №1227/2011, направленные на повышение прозрачности и стабильности европейских энергетических рынков и на борьбу с торговлей внутренней информацией и манипулированием рынком. REMIT был принят в Европейском союзе в 2011 г.
Основой Регламента является обязательство участников рынка раскрывать инсайдерскую информацию и представлять отчетность по рыночным транзакциям для дальнейшей обработки и анализа в автоматическом режиме. Система наблюдения, обрабатывающая предоставленную информацию, выявляет аномалии в действиях участников рынка, является эффективным инструментом для проведения расследований и выявления потенциальных манипуляций.
Также REMIT расширяет полномочия регулятора, особенно в сфере расследования нарушений и правоприменения.
По оценке экспертов Dixi Group, имплементация REMIT является гарантией надлежащего надзора за функционированием украинского рынка электроэнергии, обеспечения его прозрачности и конкурентности.
Как 5322 будет бороться со злоупотреблениями на рынке
Украинский рынок электроэнергии уже сталкивался с проблемой манипуляций и торговли воздухом. Каждая такая ситуация была умышленно создана из-за картельных ценовых сговоров на торгах на разных сегментах энергорынка.
Для предотвращения подобных злоупотреблений законопроект 5322 определяет ряд ключевых элементов повышения прозрачности на оптовых энергетических рынках, а именно: внедрение инструментов противодействия злоупотреблениям на оптовых энергетических рынках, установление запрета манипулирований, а также определение требований раскрытия инсайдерской информации участниками рынков.
Документом предусмотрено введение обязательств для компаний, организующих торговые операции, сообщать о подозрительных сделках.
Законодательная борьба с олигархической монополией
Еще одна из проблем украинского рынка, решению которой будет способствовать 5322 – высокая концентрация и чрезмерное влияние некоторых игроков.
Признаки монополии в настоящее время обладает государственным “Энергоатомом”, на долю которого приходится более 50% генерации электроэнергии. По мнению аналитиков Dixi Group, частично решить проблему можно путем экспорта, однако после российских ракетных атак в Украине есть проблема с покрытием собственного потребления электроэнергии в периоды зимнего максимума нагрузок.
Еще одна структура, которая, по оценкам представителей Регулятора, имеет значительное влияние на рынок – группа ДТЭК. Входящие в эту структуру компании имеют значительную долю на рынке “на сутки вперед” (РДН), который является ценовым индикативом для всего рынка электрической энергии.
Министр энергетики Герман Галущенко отметил антиолигархичность законопроекта 5322.
“Принятие этого документа – не только мощный евроинтеграционный шаг. Это также вклад в усиление нашей борьбы с олигархической монополией в энергетике, когда ключевую роль на энергорынках играли не прозрачные правила и равные условия для всех, а манипуляция и злоупотребление монопольным положением. По сути, это “антиолигархический” закон, который приблизит нас к европейским нормам и правилам работы в энергетических рынках, где благодаря мониторингу и системе штрафов создается прозрачная и конкурентная среда”, – отметил министр.
Бороться с антиолигархическими проявлениями согласно законопроекту 5322 будет Нацкомиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг – документом предусмотрено усиление ее полномочий по проведению расследований злоупотреблений.
Полномочия для Регулятора
НКРЭКУ неоднократно обвиняла ДТЭК во влиянии на цены РДН, однако действенных инструментов влияния на такие действия участников рынка у НКРЭКУ нет, отметили в Dixi Group.
Законопроект 5322 обязывает Нацкомиссию утвердить список практик, которые могут быть расценены как манипулирование или попытка манипулирования на энергетических рынках.
Он также предусматривает создание механизма влияния и привлечения к ответственности за нарушение. В частности, предоставляются дополнительные возможности для НКРЭКУ для мониторинга, выявления правонарушений, их расследования, установления неблагополучных участников и наложения на них штрафов.
Министр Герман Галущенко убежден, что этих инструментов будет достаточно, чтобы предотвращать злоупотребления участников рынка – манипулирование, торговлю на основе инсайдерской информации, использование преимуществ, связанных с монопольным положением.
Но как именно будут прописаны механизмы, которыми НКРЭКУ сможет привлекать к ответственности недобросовестных участников рынка, и будет ли предусмотрена ответственность для самого Нацрегулятора, чтобы не создать очередного регуляторного монстра – будет понятно из вторичного законодательства. Его пока не обнародовали.
Законопроект 5322 позволяет НКРЭКУ привлекать к ответственности неблагополучных участников энергорынка
Об эффективности законопроекта 5322
Как именно пропишут вторичное законодательство – вопрос к Нацрегулятору, именно НКРЭКУ занимается внедрением подзаконных актов, пояснил в комментарии Kosatka.Media глава Комитета ВРУ по вопросам энергетики и ЖКУ Андрей Герус.
“Но была договоренность, что этот подзакон будет разрабатываться совместно с проектом USAID “Энергетическая безопасность” и совместно с энергетическим коммьюнити. Поэтому надеюсь, что все вместе приложат усилия, чтобы были внедрены именно европейские правила на наших энергетических рынках”, – отметил Герус.
Аналитики энергетических рынков уже сформулировали вопросы, на которые должно ответить вторичное законодательство до 5322, чтобы провозглашенные в законопроекте инструменты были эффективными, рассказал в комментарии для Kosatka.Media аналитик DiXi Group Андрей Урста.
“К примеру, не совсем понятно, насколько эффективными и пропорциональными нарушения будут штрафы за манипулирование на оптовых энергетических рынках, поскольку новый Закон устанавливает лишь предельные значения штрафов (27 000 000 необлагаемых минимумов или 459 млн. грн.). В то же время Регулятору только предстоит разработать методику определения размера штрафов, которая должна учитывать “характер, продолжительность и серьезность нарушения, размер причиненного ущерба и размер потенциального дохода, который мог быть получен вследствие нарушения”, – уточнил Урста.
Он добавил, что эффективность проведения Регулятором расследований тоже будет в значительной степени зависеть от акта, который еще не принят, а именно – Порядка расследования злоупотреблений на оптовом энергетическом рынке, который должен принять все тот же НКРЭКУ. Сможет ли Нацкомиссия наладить эффективное сотрудничество с АМКУ, НКЦБФР и торговыми площадками для мониторинга и расследования злоупотреблений на оптовом рынке – вопрос, ответ на который может дать только практика таких расследований.
Кроме того, как мониторинг хозяйственно-торговых операций, так и раскрытие инсайдерской информации через соответствующие платформы требует разработки крупных информационных систем, обработки и анализа значительного количества данных для выявления потенциальных манипуляций. Все это ставит вопрос о необходимости наращивания технических и человеческих способностей Регулятора для возможности эффективного использования всех инструментов REMIT”, – отметил Андрей Урста.
Он подытожил, что принятие законопроекта 5322 – очень важный, но далеко не единственный шаг, необходимый для полной имплементации REMIT. Предстоит еще много работы в части разработки подзаконных актов, апробирования и совершенствования заложенных в Законе инструментов.
Что изменяет закон для иностранных инвесторов
Как отметил в комментарии Kosatka.Media Андрей Герус, внедрение европейских правил на украинских энергетических рынках является важным фактором для дальнейшей интеграции наших энергетических рынков в европейские.
“Очевидно, что инвесторы хотят работать по европейским правилам, им комфортнее работать на рынках, объединенных с европейским рынком”, – сказал Герус.
“Несомненно, полная и успешная имплементация REMIT добавит доверия нашим энергетическим рынкам со стороны внешних игроков, ведь предусматривает инструменты для эффективного выявления злоупотреблений и устранения их влияния на ценообразование”, – убежден Андрей Урста.
Но главная польза от Регламента (ЕС) 1227/2011 несколько в другой плоскости, считает он. REMIT – это одна из предпосылок для цивилизованной либерализации оптовых рынков газа и электроэнергии, где не будет четко определенных выгодоприобретателей, а ценообразование будет прозрачным, определенным балансом спроса и предложения, а не манипуляциями отдельных рыночных игроков. И это уже важно не только для участников рынка, но и для потребителей.
Шаг к европейскому энергорынку
Андрей Герус отметил, что в конце концов все инструменты, предусмотренные законопроектом 5322 – для того, чтобы иметь справедливые цены на украинских энергорынках.
“Конечная цель документа – конкурентные рынки электроэнергии и газа. Имея конкуренцию на этих рынках, у нас будут справедливые цены на газ и электроэнергию, а значит, справедливые тарифы для конечных потребителей”, – отметил Герус.
Поэтому этот законопроект – один из шагов по интеграции нашей энергетической системы в европейскую энергетическую систему и синхронизации соответствующих правил.
“Он (законопроект 5322 – ред.) содержит все необходимые для имплементации нормы Европейского Регламента REMIT, что важно для приведения украинского законодательства в единую систему правил работы энергетических рынков и, соответственно, объединение украинских рынков с европейскими”, – отметил министр Галущенко.
Следующий шаг, которого ждут участники украинских энергорынков от законодателей – разработка вторичного законодательства во исполнение закона с учетом норм Регламента REMIT и Исполнительного Регламента Комиссии (ЕС) №1348/2014 об отчетности данных в соответствии с REMIT. (Янина Ткачук, Kosatka.media/Энергетика Украины и мира)