Нардеп Анжелика Лабунская (ранее работала в структурах миллиардера Константина Жеваго) зарегистрировала в парламенте законопроекты №2149а и №2159 о повышении акцизов на нефтепродукты в два раза. Анализ законопроекта показывает, что его ключевые нормы полностью совпадают с версией законопроекта о повышении акцизов, которую готовил Кабинет министров.
“Постепенное повышение ставок акцизного налога на нефтепродукты до размеров, соответствующих минимальным среднеевропейский, позволит улучшить качество дорог в Украине … Если в розничной стоимости бензина в Украине доля налогов составляет 30-35%, то в большинстве европейских стран этот показатель может достигать 70-80%”, – отмечается в пояснительной записке к законопроекту. Согласно документу, ставки акциза на бензины моторные (в т. ч. с добавлением биоэтанола), другие бензины (в т. ч. специальные) предлагается увеличить с 198 евро/т до 396 евро/т, а на дизельное топлива (газойли) – в зависимости от содержания серы, с 98-46 евро/т до 196-92 евро/т, на сжиженный газ – с 44 евро/т до 88 евро/т. Такое же повышение, по данным СМИ, предлагалось и в правительственном законопроекте.
Единственным отличием проекта Лабунской от правительственного есть предложение направить 50% от поступлений от повышения акцизного налога с реализованных нефтепродуктов, сжиженного газа, и веществ, используемых как компоненты моторных топлив – в специальные фонды местных бюджетов. “Это обезопасит местные бюджеты не только от неравномерного распределения средств, полученных из продуктов нефтепереработки, и повысит степень ответственности местных органов за ремонт дорог”, – комментирует свою инициативу Анжелика Лабунская. В пояснительной записке к законопроекту о повышении акцизов, Лабунская указала на необходимость усилить контроль за качеством нефтепродуктов, поступающих в Украину с помощью усилий Министерства доходов и сборов и Госпотребстандарта.
Между тем эксперты обращают внимание на то, что по факту нардеп зарегистрировала 2 законопроекта – один о изменения в Налоговый кодекс относительно повышения акцизов на топливо (2150), который совпадает с правительственным, а другой – об изменениях в Бюджетный кодекс относительно направления части поступлений от акциза в местные бюджеты (2149). “Верховная Рада может легко принять Налоговый законопроект и отклонить изменения в бюджетный кодекс”, – говорит сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.
На прошлой неделе “Укравтодор” публично выступил за двукратное увеличение акцизов на нефтепродукты. Соответствующий законопроект готовился Минфином и должен был выноситься на рассмотрение правительства. В знак протеста против повышения акцизов общественные активисты проводили сбор подписей, а также устроили автопробег под стенами Кабмина. По оценкам директора Консалтинговой группы “А-95” Сергея Куюна, следствием повышения акцизов на топливо станет подорожание бензина на 2 грн./л, а дизтоплива – на 0,5 грн./л.
Вместе с выводами экспертов перед тем как поднимать акцизы государство должно было бы усилить контроль над качеством нефтепродуктов при пересечении границы и при перепродаже их на АЗС. По словам эксперта по вопросам энергетики Валентина Землянского, чтобы на автозаправках продавалось качественное топливо, водители могли бы сократить потребление нефтепродуктов на 25-30% от текущих значений, в т.ч. позволило бы минимизировать негативные последствия повышения акцизов (если законопроект все-таки будет проголосован Верховной Радой).
По словам директора энергетических программ Центра Разумкова Владимира Омельченко, из-за отсутствия полномасштабных проверок АЗС в существовании стандартов качества в Украине фактически нет никакого смысла, поскольку участники рынка могут свободно нарушать нормативные требования. “Об этом давно говорят – нужно увеличить финансирование на проведение проверок. Однако этого не делают”, – резюмировал эксперт. (РБК-Украина/Энергетика Украины, СНГ, мира)