Основу электроэнергетики Чешской Республики составляют две атомные электростанции – “Дукованы” и “Темелин”, укомплектованные реакторами российской конструкции. В предстоящем периоде Чехия планирует вывести из эксплуатации значительные объемы морально и физически изношенного генерирующего оборудования и заменить его на новые буроугольные, парогазовые и атомные электростанции. Принципиальным для решения энергетических проблем страны признается повышение доли АЭС в производстве электроэнергии с 35% до 50-60% к 2060 г. Программа развития атомной энергетики предусматривает, наряду с модернизацией энергоблоков, строительство в следующем десятилетии трех новых блоков на площадках действующих АЭС, а в более отдаленном будущем – третьей атомной электростанции в Северной Моравии.
Осенью 2009 г. в Чехии стартовал крупнейший в истории Европы энергетический тендер, победитель которого получит генеральный подряд на строительство “под ключ” двух энергоблоков на электростанции “Темелин”, а также опцион на строительство еще трех блоков на других площадках в Чехии и Словакии. В борьбу за столь привлекательный заказ, суммарная стоимость которого составит не менее 20 млрд. евро, вступили компания “Westinghouse” (американское подразделение японской “Toshiba”), французская государственная корпорация “Areva” и российско-чешский консорциум в составе “Skoda JS”/”Атомстройэкспорт”/ОКБ “Гидропресс”. В атомном тендере участвуют реакторы третьего поколения: “Areva” выступит со своим “флагманским” реактором “EPR-1600”, “Westinghouse” представит модернизированный реактор “AP-1000”, российско-чешский консорциум предложит реактор “MIR-1200”, основывающийся на традиционной технологии ВВЭР с пакетом усовершенствований.
Из-за экономического кризиса и парламентских выборов в Чехии атомный тендер был приостановлен. Новое коалиционное правительство ЧР во главе с П. Нечасом, проанализировав энергетические перспективы страны, в том числе и с учетом фукусимского фактора, приняло решение продолжить реализацию национальной ядерной программы. Приверженность “мирному атому” мотивируется следующими обстоятельствами. Повышение доли АЭС в электрогенерации признается наиболее рациональным для страны способом укрепления энергетической независимости. Альтернативные пути – нежелательны или малоэффективны: наращивание потребления углеводородов ведет к усилению импортозависимости чешской экономики, интенсификации теплоэнергетики противодействуют лимиты выбросов парникового газа, потенциал солнечной и ветряной энергетики ограничен климатическим ресурсом. Кроме того, развитие атомной энергетики позволит Чехии укрепить конкурентные преимущества и стать крупнейшим в Европе экспортером электроэнергии: Чехия намерена использовать решение Германии о закрытии атомных электростанций и закрепиться на этом емком рынке для своих энергопоставок. Имеются у Чехии и амбициозные планы, связанные с укреплением ее позиций на мировом рынке строительства и модернизации АЭС.
В свете подтвержденного “атомного” выбора Чехии необходимость завершения строительства “Темелина” актуализировалась, и тендер был продолжен. В октябре 2011 г. конкурсантам были переданы тендерные условия. Ожидается, что они представят свои предложения к лету 2012 г., а в 2013 г. будет объявлен победитель. Новые энергоблоки на АЭС “Темелин” планируется ввести в эксплуатацию к 2025 г.
Кабинет П. Нечаса заявил о принципиальной установке: выбирать поставщика оборудования для достройки чешской электростанции будет ее владелец – энергетическая компания “CEZ” (часть акций которой принадлежит государству), но окончательное решение по столь важному вопросу примет правительство. Однако так и осталось неясным, что же станет главным критерием для определения победителя. Официально заявлено, что чешское правительство и компания “CEZ” будут ориентироваться на наиболее выгодные предложения с точки зрения цены, трансфера технологий и объемов промышленных субподрядов, которые достанутся чешским предприятиям. В то же время в публичных выступлениях и чешский премьер, и ключевые фигуры его кабинета подчеркивают, что во главу угла при выборе поставщика для “Темелина” должны быть поставлены интересы национальной безопасности и стратегической диверсификации энергетических источников. А в феврале 2011 г. правительство признало, что внешнеполитические последствия сделки в плане отношений с США, ЕС и Россией станут одним из ключевых факторов в принятии решения. Таким образом, вопрос о том, что сыграет определяющую роль при выборе поставщика ядерных реакторов – технологические и экономические аспекты, стратегическая диверсификация энергетических источников или геостратегические предпочтения – остался открытым.
“Атомстройэкспорт” вышел на тендер с конкурентным предложением. Главное преимущество проекта “MIR-1200” – хороший опыт референции, выступающий гарантией безопасности и надежности российских технологий. Проект, предложенный для “Темелина”, был реализован в России и в Китае (АЭС “Тяньвань”); аналогичные блоки сооружаются сегодня на Ленинградской электростанции, в Беларуси, на Балтийской АЭС. У конкурентов же референтные блоки и опыт их сооружения отсутствуют. “Westinghouse” строит в Китае четыре энергоблока с реакторами типа “AP-1000”, первый из которых должен вступить в строй в 2013 г. Два энергоблока с реакторами “EPR” разработки “Areva” строятся в Финляндии и Франции. Сооружение первого в мире блока с реактором “EPR” на площадке “Олкилуото” в Финляндии протекает с большими проблемами – четырехгодичным отставанием от графика, двойным перерасходом сметы строительства и арбитражными разбирательствами по поводу того, на чей счет будут зачислены дополнительные расходы.
Следующей сильной стороной российского проекта является его ориентированность на максимальное взаимодействие с местными производителями. Налицо существенные изменения в стратегии продвижения российских ядерных технологий на мировые рынки. Если до сих пор “Росатом” предпочитал инвестировать в расширение собственной производственной базы и в приобретение профильных машиностроительных активов за рубежом, то теперь, в свете масштабных планов строительства АЭС внутри России и за рубежом, ставка сделана на расширение числа поставщиков за счет налаживания кооперационных связей и передачи российских технологий. Предполагается, что на территории Чехии будет размещено до 70% объема субподрядов, связанных со строительством новых энергоблоков. Чешские предприятия в этой связи могут рассчитывать на получение заказов в предположительном объеме 4-5 млрд. евро. (Для сравнения: при строительстве первой очереди АЭС “Куданкулам” в Индии объем заказов, размещенных в Чехии, составлял около 50 млн. евро на блок.) Возможность столь беспрецедентно высокой “местной” локализации атомного проекта обусловлена тем, что чешская атомная промышленность изначально создавалась под работу с российскими реакторами ВВЭР: РФ и ЧР имеют в своем активе единую технологическую платформу в атомной энергетике, комплекс взаимодополняющих предприятий в области энергетического машиностроения и успешный опыт совместной реализации атомных проектов в Чехии и других странах Центральной Европы.
Более того, чешским предприятиям, работающим в области атомного машиностроения, было предложено не только участие в достройке “Темелина”, но и долгосрочное сотрудничество через создание консорциума для строительства электростанций с российскими реакторами на зарубежных площадках. В октябре 2011 г. российские и чешские предприятия подписали Меморандум о создании производственно-торгового объединения “Пражский атомный альянс”. Из текста меморандума следует, что “Атомстройэкспорт” намерен обращаться к чешским компаниям с запросом на поставку оборудования и услуг для строительства новых АЭС как в России, так и в третьих странах, и ожидает от этих компаний конкурентоспособного предложения, в том числе с возможностью обеспечения финансирования. Как сообщает агентство Блумберг, министр промышленности ЧР признает, что из трех претендентов на достройку “Темелина” “Атомстройэкспорт” наиболее активен в переговорах с потенциальными чешскими субподрядчиками и имеет наибольшую поддержку среди чешских компаний.
Россия, далее, декларирует готовность пойти на трансфер технологий, который позволит чешским предприятиям в дальнейшем самостоятельно изготавливать основное оборудование для АЭС. Не исключается передача ноу-хау на производство топливных сборок: одной из опций пакета российских обязательств может стать строительство в Чехии предприятия по производству ядерного топлива для снабжения АЭС, расположенных в Центральной Европе. Важным преимуществом в конкуренции с другими поставщиками реакторных технологий выступает возможность предоставления российской стороной полного спектра услуг ядерного топливного цикла – от обогащения урана и поставки свежего топлива до вывоза отработанного топлива с территории Чехии и его переработки. Ожидается также, что Россия сможет предложить самую выгодную цену – предположительно на половину ниже, чем стоимость услуг “Westinghouse”. Имеется еще одно “не произносимое вслух” преимущество: допуск российских технологий на чешский рынок подразумевает, что Чехия, в свою очередь, получит преференции на российском рынке.
Многие независимые эксперты признают, что по прагматичным критериям безопасности, надежности и экономической выгодности российское предложение “объективно наилучшее”. Против победы россиян, однако, приводятся соображения национальной безопасности. Из доклада, представленного в октябре 2009 г. спецпредставителем правительства в тендерном процессе В. Бартушкой, следует, что победителем атомного тендера, исходя из геополитических интересов Чехии, ни при каких условиях не может быть российская компания: с учетом того, что российские поставки формируют 75% чешского импорта природного газа, две трети – нефти и 100% – ядерного топлива, получение “Росатомом” заказа на строительство новых ядерных энергоблоков сделает Чехию еще более зависимой в вопросах энергоснабжения от “проблемной России”. Апеллируя к соображениям энергетической безопасности, высказываются против допуска российских поставщиков к достройке “Темелина” и ключевые фигуры чешского правительства.
Если для кабинета П. Нечаса главным приоритетом при достройке АЭС выступает обеспечение стратегической диверсификации энергетических источников, то “Атомстройэкспорт” оказывается вне игры и фаворитом тендера является “Westinghouse”. Правительство США признает получение контракта на достройку чешской АЭС принципиальным, поскольку это позволит “Westinghouse”, во-первых, вернуться после более чем 20-летнего отсутствия на европейский рынок строительства новых АЭС и, во-вторых, создать под выполнение заказа в весьма сложный период для американской экономики 9 тыс. новых рабочих мест. Как следствие, “Westinghouse” получает самый высокий уровень дипломатической поддержки. Открытым лоббированием его интересов занимается вице-президент США Дж. Байден. В октябре 2011 г. чешский премьер был приглашен президентом США в Вашингтон для обсуждения ряда стратегических вопросов двусторонних отношений, в число которых был включен и вопрос об атомном тендере. Об активности лоббистской кампании американской дипмиссии в ЧР в пользу “Westinghouse” свидетельствуют материалы, обнародованные на портале “Wikileaks”.
Используются и другие возможности для победы в тендере, например, приглашение Чехии к сотрудничеству в развитии “мирного атома”: в сентябре 2011 г. была подписана серия двусторонних соглашений о взаимодействии американских и чешских организаций в области ядерно-энергетических НИОКР по таким направлениям, как создание жидкосолевых реакторов, технологии конверсии урана, ядерная безопасность и др.
Успеху “Westinghouse” может дополнительно способствовать и имеющийся у Праги особый интерес к Трансальпийскому нефтепроводу (“TAL”), который открывает стране выход на средиземноморский рынок нефти. С целью обеспечения гарантированного импорта нефти из третьих стран в объемах, полностью покрывающих ее потребности, Чехия лоббирует вопрос об увеличении пропускной способности нефтепровода и стремится войти в число его акционеров. Уже несколько лет чешское руководство пытается приобрести у одного из неевропейских акционеров “TAL” – американской компании “ExxonMobil” – часть ее 16%-ного пакета акций. Добиться положительного ответа администрации Б. Обамы на эту сделку пока не удалось. Не исключено в этой связи, что Прага готова обсудить с Вашингтоном возможность получения пакета акций нефтепровода в обмен на победу “Westinghouse” в атомном тендере.
Однако американскую сторону в Чехии крайне интересует и другой тендер – на оснащение чешских ВВС новыми истребителями, который состоится в 2014 г. В тендере намерена участвовать “Lockheed Martin” с истребителями “F-16”, причем чешский тендер для американской корпорации не просто привлекателен, а жизненно необходим, чтобы сохранить технологическую линию по производству истребителя. В портфеле у корпорации – заказы только до 2013 г. и три потенциальных контракта – с Тайванем, Ираком и Египтом. По понятным причинам египетский контракт можно считать отложенным на неопределенное время, тайваньский – чреват серьезными осложнениями между Вашингтоном и Пекином, а иракский – политически “крайне чувствителен”. Временным “спасением” для истребителя “F-16” может стать в этой ситуации чешский тендер. Однако, как считают чешские политологи, “оба тендера – и на достройку АЭС в Темелине, и на поставку истребителей американцы выиграть не смогут: чешское правительство просто не допустит такого перекоса в своей геополитике, тем более что в обоих тендерах участвуют и французские компании. Не исключено, что американской стороне придется выбирать, на каком из тендеров сосредоточить усилия и что выторговывать в обмен на тихую сдачу позиций”.
Если решение о победителе тендера будет приниматься на основе геостратегических предпочтений Праги, то фаворитом должна стать компания из ЕС, т. е. французская группа “Areva”: стратегическое партнерство с Францией в развитии атомной энергетики укрепит связи Чехии с Евросоюзом и повысит ее роль в общеевропейском ансамбле. В активе французской компании – поддержка ее реакторных технологий со стороны Евросоюза и интенсивный лоббистский прессинг Н. Саркози. К тому же в 2009 г. “Areva” подписала с чешской стороной долгосрочный контракт на обогащение урана для новых энергоблоков в Темелине, что является хорошим заделом для победы в тендере на достройку этой АЭС. (Напомним в этой связи, что АЭС “Темелин” в 2010 г. перешла с американского на российское ядерное топливо. При этом заключенный с АО “ТВЭЛ” контракт на поставку топлива был “уравновешен” в целях стратегической диверсификации закупок отделением производства топливных кассет от обогащения урана: заказ на поставку обогащенной урановой продукции достался “Areva”.)
Против “Areva”, однако, говорит вскрывшаяся недоработанность французского проекта. Трудности, с которыми французы столкнулись при возведении энергоблока в Финляндии, подорвали доверие потенциальных клиентов и к корпорации, и к продвигаемой ее технологии “EPR”. Показательно, что и сама “Areva” на новых тендерах предлагает уже не дискредитировавший себя “EPR”, а “бумажный” проект реактора “ATMEA-1”.
Резюмируя вышесказанное, приходится признать, что на сегодняшний день результаты тендера на достройку чешской АЭС не поддаются никаким прогнозам: существует слишком большое количество самых разнообразных факторов, которые могут повлиять на исход “атомного противостояния” в центре Европы. Не исключено также, что если Прага признает внешнеполитические последствия отказа двум из трех участников тендера недопустимо “драматическими”, то победителя вообще не будет. В этом случае заказчик в лице компании “CEZ” возьмет на себя функции генподрядчика и самостоятельно построит новые энергоблоки, выбрав по своему вкусу поставщиков отдельных технологических элементов. Прецедент такого рода уже есть: именно этим путем пошел при достройке второй очереди словацкой АЭС “Моховце” ее владелец – подконтрольная итальянцам компания “Slovenske elektrarny”. Правда, в этом случае Прага не получит необходимые ей атомные “ноу-хау”, и реализацию амбициозных планов создания комплексной ядерной программы, включающей добычу урана, производство ядерного топлива и самостоятельного строительства атомных электростанций, придется отложить. (БИКИ/Энергетика Украины, СНГ, мира)