Российское министерство энергетики готовит новые льготы для производителей трудноизвлекаемой нефти, которая, по замыслу властей, должна частично заместить истощенные запасы традиционных месторождений Западной Сибири, дав импульс росту добычи нефти в стране. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на интервью министра энергетики России Александра Новака.
Ведомство, рассчитывающее, что Россия сохранит роль мирового нефтяного лидера также за счет стимулирования разработки новых месторождений Восточной Сибири и шельфовых проектов, готово предоставить разработчикам “трудной” нефти, получившим с сентября льготы по уплате НДПИ, новые послабления, сказал Рейтер глава Минэнерго РФ Александр Новак.
“Мы будем вносить дополнения, которые позволят расширить ситуацию со стимулированием добычи трудноизвлекаемых запасов”, – сказал Новак.
С сентября четыре российских залежи “трудной” нефти – Баженовская и Абалакская в Восточной Сибири, Хадумская на Кавказе и Доманиковая на Урале получили преференцию в виде нулевой ставки налога на добычу полезных ископаемых. Другие месторождения получили скидку на НДПИ в размере от 20 до 80 процентов.
Однако рынок сомневается, что эти льготы приблизят революцию в энергетической отрасли, которая пока не имеет технологий для коммерческого освоения сложных залежей. Сами нефтяные компании также считают полученные льготы недостаточными – осваивать трудноизвлекаемые месторождения слишком дорого, и те, кто рискнет заняться “трудной” нефтью сейчас, получат дивиденды лишь в будущем.
“Есть конкретные предложения. В частности, к нам обратилась компания “Сургутнефтегаз” (с просьбой) изменить некоторые критерии, параметры, под которые попадают льготы”, – сказал Новак о новых возможных льготах для “трудной” нефти.
Минэнерго РФ оценивает ее запасы в 2 млрд. т, рассчитывая, что добыча tight oil может дать дополнительные 15-20 млн. т прироста общего производства нефти в год. В 2012 г. российские нефтекомпании добыли 516 млн. т нефти, в 2013 г., по прогнозу Минэнерго, показатель будет на уровне около 520 млн. т.
“…Сейчас попадает под льготы как трудноизвлекаемые месторождения с выработанностью менее 5%. У “Сургутнефтегаза”, в частности, очень мало таких месторождений, у которых выработанность меньше, и, наоборот, есть участки недр, которые разрабатываются, с выработанностью выше 5%. При этом компания использует как раз технологии добычи трудноизвлекаемые. И сама нефть трудноизвлекаемая”, – сказал Новак о сути будущих изменений.
“Поэтому есть одно из предложений – это повысить порог, под который попадают соответствующие участки недр. Скорее всего, мы будем поддерживать данную инициативу и будем предлагать дополнительно внести изменения, которые бы позволили больше охватить участки недр, которые уже сегодня разрабатываются…”
По словам Новака, выработанность может увеличиться вдвое до 10%.
“В ближайшее время такие предложения в правительство внесем, – пообещал министр. – Это будет закон, касающийся стимулирования добычи трудноизвлекаемых,.. там несколько критериев – выработанность, толщина пласта, проницаемость, и в зависимости от этого различные установлены льготы по НДПИ”.
Он сказал, что Минэнерго также планирует поддержать идею отнесения затрат на бурение “трудной” нефти на себестоимость, чтобы сократить затраты нефтяных компаний.
В поисках технологий добычи tight oil российские компании создают альянсы с мировыми мейджорами – крупнейшая российская нефтяная компания “Роснефть” позвала Statoil в партнеры в Самарской области, а ExxonMobil – для совместной работы в Западной Сибири.
“Газпромнефть” создала альянс с Shell для разработки Ханты-Мансийского проекта Shale с резервами 8,3 млрд. т и возможной максимальной добычей 5,5 млн. т. Параллельно нефтяная “дочка” “Газпрома”, как и «Лукойл» и «Сургутнефтегаз», уже добывает небольшие партии tight oil, исчисляемые пока сотнями тысяч тонн.
У «ЛУКойла» на базе Баженовских запасов есть два месторождения, работающих в режиме опытно-промышленной эксплуатации. (Агентство нефтегазовой информации/Энергетика Украины, СНГ, мира)